Согласно статье 79 закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП). В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися». Нейропсихологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра будет успешным при условии разработки программы на основе комплексного подхода; своевременной, непрерывной, систематической помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Расстройства аутистического спектра становятся виной общественной дезадаптации, а также трудностям развития межличностных отношений, контактов с окружающим миром и эмоционального взаимодействия с окружающими людьми.
Для многих детей с расстройствами аутистического спектра обучение в общеобразовательной среде является сложным тестом, неприятным стимулом, который может вызвать стресс и серьезные психологические расстройства.
У многих детей с расстройством аутистического спектра имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении и наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции [4].
Основная часть
Расстройства аутистического спектра становятся виной общественной дезадаптации, а также трудностям развития межличностных отношений, контактов с окружающим миром и эмоционального взаимодействия с окружающими людьми
Дети, имеющие аутизм мыслят образами, плохо запоминают последовательность, поэтому для их обучения необходимо соотносить слово и предмет, записывать последовательность
Для успешной адаптации и социализации ребенка с аутизмом в образовательной среде основной особенностью должна быть особая организация всей жизни.
Это требует совместной работы всех профессионалов в организации обучения, координации и координации профессиональной деятельности, а также вовлечения семьи в создание ребенка с расстройствами аутистического спектра.
По словам О.С. Никольского, перспективной формой обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддерживаемая интеграция в общеобразовательную среду.
Для многих детей с расстройствами аутистического спектра обучение в общеобразовательной среде является сложным тестом, неприятным стимулом, который может вызвать стресс и серьезные психологические расстройства [1].
Соответственно только их своевременное и системное сопровождение приводит к наиболее адекватному и индивидуализированному пути преодоления имеющихся трудностей, т.е. своевременной профилактике
Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра состоит из нескольких этапов.
Диагностический этап. Здесь проводится комплексная психолого-педагогическая экспертиза с целью определения индивидуальных особенностей нарушений развития и прогнозирования проблем в обучении. Диагностика включает в себя изучение психологических характеристик личности, анализ системы семейных отношений, какого рода родительско-детские отношения, какой стиль воспитания и психологическое состояние родителей.
Проектирование образовательного маршрута. При проектировании индивидуального образовательного маршрута осуществляется выбор формы обучения, постановки целей и подбора методов обучения, которые подходят для детей с расстройствами аутистического спектра. Дети нуждаются дифференцированном подходе при определении образовательного маршрута.
Создание индивидуального маршрута. Индивидуальный образовательный путь ребенка с расстройствами аутистического спектра проявляется в последовательной и временной организации принципа индивидуализации. Важным пунктом психолого-педагогического сопровождения является проведение диагностических разделов состояния психического состояния с целью выявления результатов маршрута
У многих детей с расстройством аутистического спектра имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении и наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции [4].
Самая эффективная на сегодняшний день, исходя из имеющегося многолетнего опыта нейропсихологическая коррекция А.В. Семенович, которая включает в себя три части [4, с. 8-9].
Первая, посвящена основным нейропсихологическим закономерностям психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Метод замещающего онтогенеза представлен как базовая технология нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики в дошкольном возрасте.
Вторая, содержит описание иерархически организованной трехуровневой системы комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития у ребенка-дошкольника.
Третья, представлена рядом дидактических разработок нейропсихологической коррекции и абилитации применительно к конкретному индивидуальному обучающему процессу [4].
Заключение
Расстройство аутистического спектра детей приводит к социальной дезадаптации, препятствует нормальному межличностному общению и эмоциональным взаимодействиям с людьми [1].
Таким образом, мы говорим, что нейропсихологическое коррекция ребенка с расстройством аутистического спектра является важным аспектом в разработке нейропсихологической программы.
Метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович представлен как базовая технология нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики в дошкольном возрасте.
Дальнейшее направление может быть направлено на поиск эффективных нейропсихологических методов, направленных на интегрирование детей с РАС в ресурсные группы.