Теоретический анализ нейропсихологического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсной группы
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (39), март '21

Теоретический анализ нейропсихологического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсной группы

В данной статье рассказывается нейропсихологическое сопровождения детей с аутизмом, их адаптация. Раскрываются этапы сопровождения детей с РАС.

Аннотация статьи
расстройство аутистического спектра
сопровождение детей с РАС
нейропсихологическое сопровождение
Ключевые слова

Согласно статье 79 закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП). В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися». Нейропсихологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра будет успешным при условии разработки программы на основе комплексного подхода; своевременной, непрерывной, систематической помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Расстройства аутистического спектра становятся виной общественной дезадаптации, а также трудностям развития межличностных отношений, контактов с окружающим миром и эмоционального взаимодействия с окружающими людьми.

Для многих детей с расстройствами аутистического спектра обучение в общеобразовательной среде является сложным тестом, неприятным стимулом, который может вызвать стресс и серьезные психологические расстройства.

У многих детей с расстройством аутистического спектра имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении и наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции [4].

Основная часть

Расстройства аутистического спектра становятся виной общественной дезадаптации, а также трудностям развития межличностных отношений, контактов с окружающим миром и эмоционального взаимодействия с окружающими людьми

Дети, имеющие аутизм мыслят образами, плохо запоминают последовательность, поэтому для их обучения необходимо соотносить слово и предмет, записывать последовательность

Для успешной адаптации и социализации ребенка с аутизмом в образовательной среде основной особенностью должна быть особая организация всей жизни.

Это требует совместной работы всех профессионалов в организации обучения, координации и координации профессиональной деятельности, а также вовлечения семьи в создание ребенка с расстройствами аутистического спектра.

По словам О.С. Никольского, перспективной формой обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддерживаемая интеграция в общеобразовательную среду.

Для многих детей с расстройствами аутистического спектра обучение в общеобразовательной среде является сложным тестом, неприятным стимулом, который может вызвать стресс и серьезные психологические расстройства [1].

Соответственно только их своевременное и системное сопровождение приводит к наиболее адекватному и индивидуализированному пути преодоления имеющихся трудностей, т.е. своевременной профилактике

Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра состоит из нескольких этапов.

 Диагностический этап. Здесь проводится комплексная психолого-педагогическая экспертиза с целью определения индивидуальных особенностей нарушений развития и прогнозирования проблем в обучении. Диагностика включает в себя изучение психологических характеристик личности, анализ системы семейных отношений, какого рода родительско-детские отношения, какой стиль воспитания и психологическое состояние родителей.

Проектирование образовательного маршрута. При проектировании индивидуального образовательного маршрута осуществляется выбор формы обучения, постановки целей и подбора методов обучения, которые подходят для детей с расстройствами аутистического спектра. Дети нуждаются дифференцированном подходе при определении образовательного маршрута.

Создание индивидуального маршрута. Индивидуальный образовательный путь ребенка с расстройствами аутистического спектра проявляется в последовательной и временной организации принципа индивидуализации. Важным пунктом психолого-педагогического сопровождения является проведение диагностических разделов состояния психического состояния с целью выявления результатов маршрута

У многих детей с расстройством аутистического спектра имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении и наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции [4].

Самая эффективная на сегодняшний день, исходя из имеющегося многолетнего опыта нейропсихологическая коррекция А.В. Семенович, которая включает в себя три части [4, с. 8-9].

Первая, посвящена основным нейропсихологическим закономерностям психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Метод замещающего онтогенеза представлен как базовая технология нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики в дошкольном возрасте.

Вторая, содержит описание иерархически организованной трехуровневой системы комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития у ребенка-дошкольника.

Третья, представлена рядом дидактических разработок нейропсихологической коррекции и абилитации применительно к конкретному индивидуальному обучающему процессу [4].

Заключение

Расстройство аутистического спектра детей приводит к социальной дезадаптации, препятствует нормальному межличностному общению и эмоциональным взаимодействиям с людьми [1].

Таким образом, мы говорим, что нейропсихологическое коррекция ребенка с расстройством аутистического спектра является важным аспектом в разработке нейропсихологической программы.

Метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович представлен как базовая технология нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики в дошкольном возрасте.

Дальнейшее направление может быть направлено на поиск эффективных нейропсихологических методов, направленных на интегрирование детей с РАС в ресурсные группы.

Текст статьи
  1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская – М.: Просвещение, 1991.
  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. –М.: Академия, 2002. - 236 с
  3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 2010.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - 12-е изд. / А.В. Семенович – М.: Генезис, 2018. 474с.
  5. Wing L., Potter D. The epidemiology of autistic spectrum disorders: is the prevalence rising? – [Electronic resource]: http://www.ncbi.nlm. nih.gov/pubmed/12216059
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая