Положительное воздействие учебного процесса в школе и семье

Автор(-ы):

Колтыкова Елена Алексеевна

Говорова Юлия Николаевна

Коробкина Нина Марковна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

воспитание
формирование
личность
коллектив
педагог
общество

Аннотация статьи

Настоящий классный руководитель знает, что в воспитании и учебе нет мелочей. Нельзя пропускать мимо мелкие шалости, нельзя не реагировать на грубость, необходимо опасаться не справедливых решений. Учитель благодаря своему авторитету способен на многое, но авторитет собирается годами по крупинке, а утратить его можно за мгновение. Необходимо применять методы педагогического воздействия к родителям, с особой осторожностью и с большим запасом, чтобы через них достать основной объект воспитания – школьника, строителя завтрашнего дня.

Текст статьи

В трудном классе плохая успеваемость и много проблем по дисциплине. И чтобы добиться каких-то сдвигов, коллективу учителей для этого приходится прилагать большие усилия.

В хорошем классе налажена общественная жизнь, дети активны, работает самоуправление, успеваемость и дисциплина на порядок выше. Дети дружны, стремятся помочь друг другу, а в общем, все как в порядочной семье. Такие классы радуют и родителей и школу. Почему же один класс бывает хорошим, а другой – трудным?

По мнению большинства родителей, это явление объясняется тем, что в каждом классе разные классные руководители.

– У хорошего классного руководителя, говорят они – класс передовой.

– Неважный классный руководитель – и «класс плохой».

Попробуем порассуждать на эту тему, найти истину этого волнующего всю общественность вопроса. Конечно, учитель, безусловно, в классе центральная фигура и от его опыта работы знаний и способностей зависит многое, но далеко не всё. Успехи учебной и воспитательной работы в классе определяются не только мастерством учителя, но и активной жизненной позицией родителей. Чтобы добиться успехов в школе, родителям не достаточно привести ребенка (даже к очень опытному педагогу) и считать свою миссию на этом выполненной. Только совместная работа родителей и школы приведет к положительно желаемому результату. Положительное воздействие учебного процесса в школе обязательно закрепляется дома. Воспитательный процесс необходимо «выстраивать» в непрерывную «цепочку» воздействий и примеров. В этом родители и школа должны быть солидарны. На пример – В школе принято здороваться со старшими, а ребенок, по дороге в школу, встречая своих знакомых, соседей не говорит им – Здравствуйте, он не приучен этому дома, у него отсутствуют примеры, возможно в семье подобными традициями пренебрегают. В школе ребенка приучают быть самостоятельным, решать вопросы по обслуживанию себя, а дома, вездесущие бабушки перехватывают всю самую малую заботу о себе вплоть до вопросов личной гигиены.

– Подойди, я помою тебе ручки, надену носочки, завяжу шнурки.

Кто-то может возразить:

– Он еще маленький, потом научиться.

Да, конечно, но этому нужно учить, а не делать за него.

Другая часть родителей считает, что на «хороший», «плохой» класс влияет состав учеников. Да чего и греха таить, слышно иногда в школе:

– У неё в классе хороший подбор. Там хорошо воспитанные дети из приличных семей и все такое прочее. Я не открою секрета, если скажу, что откровенный подбор классов по признаку хороший ребенок в «А» класс, а похуже в «В». Школе это не надо, школа стремиться к единству в коллективе, школа желает выглядеть и быть хорошей в целом и намерена иметь больше хороших классов, распределяя заведомо проблемных детей. Дружный класс – это уже много, это задел на успех в учебе и труде. Вот и получается, что союз родителей и учителей – могучая сила, направленная на решение воспитательных задач, на достижение высоких показателей в учебе. Родительский комитет – первый помощник классного руководителя. К этому общественному коллективу педагог обязан относиться очень серьезно, если хочет получить ощутимую помощь в воспитании учащихся. В родительский комитет, выбираются родители с непререкаемым авторитетом и уважением. Хорошо, если среди них будут люди с педагогическими знаниями и опытом работы с детьми. Воздействуя через родительский комитет, учитель тем самым добивается ещё большего влияния в целом на класс. В лице коллектива родителей он имеет единомышленников в своей нелегкой работе по воспитанию и обучению школьников. Активная позиция родителей мобилизует ученика, поощряет его стремление к знаниям, дисциплинирует и помогает решать жизненные задачи по социализации личности в обществе.

Из практики знаю, что если в начальных классах учитель в содружестве с родителями добились хороших результатов, то и в старших классах это просматривается. Новому классному руководителю, необходимо подхватить тот темп развития коллектива школьников, заданный в начальных классах совместным трудом учителя и родителей, и постараться плавно его повышать до более качественного уровня. Я считаю целесообразным, переводить детей в старшие классы не расформировывая их. Ведь коллектив силен чувством локтя, а на этом этапе он уже создан и готов работать на созидание. Долг каждой семьи оказать посильную помощь классу, учителю и школе в целом. Уважаемые родители, постарайтесь всегда находить время для посещения школы, не уклоняйтесь от диалога с учителем. Ваши дети – ваше будущее, ваша спокойная старость, ваш предмет гордости, ваше счастье. Пусть ваши дети учатся только в «хороших» классах.

Хороший класс – это тот класс, где школьник чувствует себя в школе как дома, а в семье как в школе, где есть друзья, общие интересы, заботы и обязанности. Где существует ненавязчивый контроль со стороны классного руководителя и родителей, где ребенка уважают, любят, и заботятся о нем.

За всю свою педагогическую деятельность, мне никогда не приходилось встречать родителей, которые убеждены, что в воспитании детей, можно обойтись без наказания.

И поскольку существует такое положение, надо очень серьезно подумать о педагогически верном использовании форм и способов наказания.

Многие родители считают, что наказать вовсе не трудно – надо всегда держать ремень под рукой и применять его не задумываясь, при малейших признаках непослушания.

Применение физических и других нравственно оскорбительных приемов наказания, никогда педагогикой не приветствовалось. Хотя, мы знаем из истории, в школах официально применялись телесные наказания в виде розги. Да, розгами секли нерадивых и не воспитанных учеников. Но все это указывало на слабость и примитивность учебно-воспитательного процесса в целом.

Уровень жизни многих семей позволяет находиться детям в положении пассивных объектов воспитания, они освобождаются от всяких забот и обязанностей и у них может сформироваться потребительское отношение к окружающим. Не зря сейчас в школах заключаются договоры с родителями о привлечении детей к общественно-полезному труду, работа в коллективе на школьной грядке может заменить десятки бесед воспитательного характера. Подарить ребенку радость увидеть плоды своего труда, дать возможность оказать помощь товарищу ощутить вкус победы, что может сравниться с таким бурным всплеском положительных эмоций. Ребенок с детства должен выступать как активный субъект семейных взаимоотношений, должен почувствовать важность своего вклада, ощутить доверие и уважение.

Нельзя преувеличить влияние на личность ребенка примера. Примером родители показывают, как, где, когда следует действовать в сложившихся ситуациях, что необходимо сделать, чтобы чего-то добиться, или чего-то не допустить. Правильно организованные условия жизни в семье способствуют выработке у ребенка положительных ориентиров, личностных качеств. Условия для реализации основных потребностей личности создает семья, и ответственность за воспитание молодого поколения всецело возлагается на нее. Но и от общества в целом, зависит, каким формируется молодое поколение, кто станет у руля прогресса, каким будет будущее страны. Вот такой получается замкнутый круг, кольцо, если хотите. Чем прочнее эти кольца, подкрепленные интеллектом, образованностью, добром и любовью, тем крепче содружество этих многочисленных колец, тем крепче «кольчуга» государства, тем выше его авторитет.

Список литературы

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей. ИТРК, 2014. 288 с.

Поделиться

6527

Колтыкова Е. А., Говорова Ю. Н., Коробкина Н. М. Положительное воздействие учебного процесса в школе и семье // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/21-polozhitelnoe-vozdejstvie-uchebnogo-protsessa

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля