Имитационное моделирование бизнес-процессов

Имитационное моделирование бизнес-процессов

В статье рассматривается вопрос о необходимости применения методов имитационного моделирования при реализации бизнес-процессов в условиях современной экономики. В настоящее время становится все сложнее принимать управленческие решения в постоянно изменяющейся многокритериальной среде, поэтому наглядность компьютерных моделей дает значимое преимущество.

Аннотация статьи
модели
бизнес-процессы
имитация
Ключевые слова

Имитация как метод решения нетривиальных задач зародилась в связи с созданием ЭВМ в1950-х– 1960-х годах и начала развиваться в качестве инструмента исследования сложных систем и процессов, не поддающихся формальному описанию. За время своего существования имитационное моделирование проникло во многие отрасли науки, среди которых уже традиционно на первом месте - экономика, экология и военные области.

Моделирование – это метод решения задач, при использовании которого исследуемая система заменяется более простым объектом, описывающим реальную систему и называемым моделью. Дело в том, что проведение экспериментов с настоящими системами требует значительных затрат и вряд ли осуществимо на практике. Более того в некоторых случаях это единственный способ проверки вариантов решений, особенно в военной области, ядерной энергетике, при проведении существенных изменений в структуре экономики. Таким образом, имитационное моделирование является единственным способом исследования систем без осуществления реальных экспериментов.

Метод имитационного моделирования позволяет оценить время выполнения процесса и время, затрачиваемое на задержки в ходе выполнения процесса, например: оператор ушел на обед или товарно-материальные ценности (ТМЦ) не подвезли вовремя. Также метод позволяет оценить количество продукта, получаемого за определенный интервал наблюдения.

Поддержка принятия решений с помощью построения компьютерных моделей является важным инструментом при реализации бизнес-процессов. Особенность современного мира заключается в непрерывном изменении условий хозяйственной деятельности. Очевидно, что опыт и интуиция уже не могут обеспечить принятие верных решений в постоянно изменяющихся условиях функционирования и многокритериальной среде. Некоторыми из наиболее часто встречающихся при реализации бизнес-процессов проблем являются [1, с. 118]:

  1. Неспособность точно предсказать, последствия радикальных изменений;
  2. Сложность структурированного и формализованного описания существующих бизнес-процессов;
  3. Недостаток изобретательности при проектировании и конструировании бизнес-процессов;
  4. Величина затрат на внедрение новых процессов и неспособность понять динамичную природу бизнес-процессов.

К имитационной модели предъявляется ряд требований: она должна, по возможности, отображать все основные факторы и взаимосвязи, характеризующие реальные ситуации, критерии и ограничения. Модель должна быть достаточно универсальной, чтобы описывать близкие по назначению объекты, и в то же время достаточно простой, чтобы позволять выполнять необходимые исследования с разумными затратами и решать следующие задачи [2, с. 216]:

  1. Упразднение рядом функций и сокращение количества уровней управления, высвобождение работников среднего звена.
  2. Рационализация решения управленческих задач за счет внедрения математических методов обработки данных, применения систем имитационного моделирования и систем искусственного интеллекта.
  3. Создание современной динамичной организационной структуры, повышение гибкости и управляемости предприятия.
  4. Снижение административных расходов.
  5. Экономия времени на планирование деятельности и принятие решений.
  6. Увеличение конкурентного преимущества.

Для наиболее четкого обозначения роли компьютерного имитационного моделирования с точки зрения современного менеджмента, нужно не забывать о структурном и функциональном подходах решая бизнес-задачи. Смысл компьютерного моделирования в том чтобы получить количественные и качественные результаты по имеющимся моделям. Выводы относительно качества, полученные в результате анализа, дают возможность выявить не известные до этого свойства изучаемой системы: устойчивость, структуру, динамику развития и другие. Данные выводы, в целом, имеют прогностический характер либо объясняют значения переменных, характеризующих исследуемую реальную систему.

Примером практического применения имитационного моделирования в менеджменте служит тот факт, что ведущие компании – разработчики современных ERP-систем – активно предлагают решения в области стратегического управления, опирающиеся на имитацию. Например, один из пяти компонентов модуляStrategic Enterprise Management (SEM) – Business Planning and Simulation (BPS) – связывает стратегическое планирование и моделирование с кросс-функциональным планированием предприятия [2, с. 218]. В США на работы, связанные с имитационным моделированием, тратятся десятки миллиардов долларов в год. К примеру, первая действующая коммерческая имитационная экспертная система под названием R1, разработанная в начале80-х годов компанией Digital Equipment Corporation (DEC), позволяла экономить до 40 млн. долларов в год при проектировании компьютерных систем. К1988 году компания DEC развернула 40 экспертных систем различного назначения. Компания Du Pont применяла в своей деятельности более 100 систем, а достигнутая экономия составляла около10 млн. долларов в год. Почти в каждой крупной корпорации США сегодня имеется собственная группа, обеспечивающая экспертную имитацию принимаемых решений [3, с. 42]. Российская же школа имитационного моделирования, которая в 50–80-е годы была одной из ведущих в мире, сегодня находится в крайне тяжелом положении.

Руководитель, который хочет максимальной эффективности от своего предприятия, обязан время от времени использовать методы имитационного моделирования, так как оно одно из наиболее эффективных методов изучения систем управления, которые позволяют оценить должным образом ключевые характеристики их функционирование. Понимание определённых принципов и возможностей такого моделирования становится обязательным требованием в управлении бизнес-процессами.

Текст статьи
  1. Тихонов С. В. Имитационное моделирование бизнес-процессов в системах массового обслуживания: дис. …канд. техн. наук: 05.13.18. – Ростов-на-Дону, 2008. – 168 с.
  2. Серова Е. Г. Имитационное моделирование в современном менеджменте// Имитационное моделирование. Теория и практика: Сборник докладов третьей всероссийской научно-практической конференции ИММОД-2007. Том1. СПб.: ФГУП ЦНИИТС. 2007. – C. 215-219.
  3. Девятков В. В., Кобелев Н. Б., Емельянов А. А., Половников В. А., Плотников А.М. Имитационное моделирование как основной способ поддержки принятия решений в современном мире. Об организации имитационных исследований в России// Имитационное моделирование. Теория и практика: Сборник докладов третьей всероссийской научно-практической конференции ИММОД-2007. Том 1. СПб.: ФГУП ЦНИИТС. 2007. – С. 37-46.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня