Главная
Конференции
I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки»
Стратегические аспекты формирования имиджа города Белгорода

Стратегические аспекты формирования имиджа города Белгорода

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

имидж города
имидж территории
имиджевая политика
имиджевая стратегия

Аннотация статьи

В статье исследуется понятие «имидж города (территории)». Проведен анализ социально-экономического развития города Белгорода на долгосрочную перспективу, на предмет содержания в нем механизмов имиджевой политики.

Текст статьи

В современных условиях имидж муниципального образования становиться инструментом экономического развития территории, основным фактором конкурентоспособности и долгосрочного развития.

Областные города во все времена становились предметом особого внимания туристов и инвесторов, которые являются потенциальными поставщиками финансовых ресурсов. Так же многие территории ощущают нехватку высококвалифицированных специалистов в различных сферах деятельности. У всех муниципальных образований существуют различные проблемы, но в большинстве случаев выход из этих проблем один – это повышение привлекательности территории, формирование ее благоприятного имиджа.

В современной литературе имеется большое количество определений понятию «имидж города (территории)».

Так, Ф. Котлер считает, что имидж территории – это упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информации, связанной с данным местом. Он является продуктом ума, пытающегося обработать и выбрать существенную информацию [7, с. 205].

Т. Гердт пишет, что «Имидж города – это продукт «умственного труда», который сочетает в себе как общую базу данных из различных источников информации, так и восприятия самих людей о данной территории» [4].

И.С. Важенина определяет имидж города как совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу его особенностей. Она считает, что это субъективное представление о городе может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на его территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.). Имидж города – очень разноплановый, эмоционально-окрашенный, иногда искусственно создаваемый, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей [1, с. 82].

Исходя из определений, можно говорить о том, что имидж бывает естественно сформировавшимся (когда субъекты управления не вмешиваются в процесс формирования имиджа) и искусственно сформированным (имидж территории целенаправленно формируется субъектом управления).

Следует различать внутренний имидж города и внешний имидж. Внутренний складывается в сознании людей, проживающих на территории муниципального образования; внешний – это представления о городе людей, проживающих за его пределами.

Имиджевая политика города помогает властям в формировании и изменении имиджа города. Она может проявляться в планировании развития города и популяризации различных сторон его жизни: сотрудничество с другими городами, истории и традиции, качество услуг и продукции и т.д.

Проведение имиджевой политики муниципальным образованием может преследовать различные цели. Первая – привлечение инвестиционной привлекательности; вторая – за счет продвижения местных производителей увеличивать объем продаж и товарооборот; третья - это миграционная политика, повышение привлекательности проживания в городе; четвертая – привлечение туристов.

Имиджевая стратегия является основным документом формирования имиджа территории. Существует большое количество инструментов, с помощью которых происходит конструирование имиджа. Они могут быть частью стратегии, а могут не входить в нее. К таким инструментам относят:

  • специальные мероприятия (выставки, фестивали, международные политические, культурные, спортивные события);
  • личные коммуникации жителей города (друзья, знакомые, сервисный персонал);
  • Интернет-портал о городе (достопримечательности для туристов, инвестиционные возможности для бизнеса, информация об услугах для горожан);
  • рекламно-информационные материалы (сувениры, карты, буклеты и др.);
  • коммуникации официальных лиц территории и известных горожан;
  • публикации в печатных СМИ;
  • особые инструменты (например, product placement территории в кинофильмах).

В основном, во многих муниципальных образованиях, некоторые направления имиджевой политики отображаются в Программах социально – экономического развития.

Главной стратегической целью социально-экономического развития города Белгорода на долгосрочную перспективу определено повышение качества жизни горожан через реализацию миссии «от благоустройства - к благополучию». Наряду с повышением уровня благосостояния граждан реализация данной цели предполагает формирование гражданского общества, развитие творческого потенциала человека, создание возможностей для удовлетворения его социально значимых потребностей, включая наиболее важную для общества потребность в самореализации.

Стратегия развития города Белгорода до 2025 года планирует реализацию трех стратегических направлений:

  • обеспечение устойчивого развития города;
  • инвестиции в человека;
  • развитие местного самоуправления.

Для повышения имиджа города, можно сказать, что реализуются следующие задачи: повышение устойчивости систем жизнеобеспечения и благоустройства города; повышение экологической устойчивости города; увеличение экономического потенциала города; повышение доходов широких слоев населения; обеспечение доступности жилья для населения; сохранение и укрепление здоровья жителей города; обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан; совершение системы местного самоуправления, и т.д.

Имидж города Белгорода повышается за счет внедрения и реализации технологий «Умного города» в управление, а так же в инженерные системы. Комплексный подход к благоустройству помогает совершенствовать городскую среду; несколько лет реализуется проект «Зеленая столица»; работа по преобразованию элементов краудсорсинга в систему привлечения экспертов по различным вопросам функционирования города; принята к реализации концепции коммуникаций, в ходе ее выполнения городская система сможет самосовершенствоваться по образу информационных систем.

Но также в Белгороде существуют некоторые проблемы в формировании имиджа. Нужно формировать положительный имидж не только среди населения, но и для продвижения города. Привлечению инвесторов, квалифицированного персонала, туристов может помочь Концепция имиджевой политики. Она должна включать комплекс медийных и международных мероприятий. И, безусловно, эта работа будет эффективной только тогда, когда сам город будет, не только гостеприимен, но и ухожен.

Список литературы

  1. Важенина, И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде [Текст] / И.С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 6. – С. 82 – 98.
  2. Гердт, Т. Формирование имиджа города средствами рекламы и PR [Электронный ресурс] / Т. Гердт //Электронный журнал «Русский бренд» : [Сайт] – М., 2007. – Режим доступа: http://www.russbrand.ru/2007/09/10/city-image-reklama-pr001.
  3. Котлер, Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы [Текст] / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 384 с.

Поделиться

1890

Аносова А. С. Стратегические аспекты формирования имиджа города Белгорода // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/2104-strategicheskie-aspekti-formirovaniya-imidzha

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января