В современных условиях имидж муниципального образования становиться инструментом экономического развития территории, основным фактором конкурентоспособности и долгосрочного развития.
Областные города во все времена становились предметом особого внимания туристов и инвесторов, которые являются потенциальными поставщиками финансовых ресурсов. Так же многие территории ощущают нехватку высококвалифицированных специалистов в различных сферах деятельности. У всех муниципальных образований существуют различные проблемы, но в большинстве случаев выход из этих проблем один – это повышение привлекательности территории, формирование ее благоприятного имиджа.
В современной литературе имеется большое количество определений понятию «имидж города (территории)».
Так, Ф. Котлер считает, что имидж территории – это упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информации, связанной с данным местом. Он является продуктом ума, пытающегося обработать и выбрать существенную информацию [7, с. 205].
Т. Гердт пишет, что «Имидж города – это продукт «умственного труда», который сочетает в себе как общую базу данных из различных источников информации, так и восприятия самих людей о данной территории» [4].
И.С. Важенина определяет имидж города как совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу его особенностей. Она считает, что это субъективное представление о городе может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на его территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.). Имидж города – очень разноплановый, эмоционально-окрашенный, иногда искусственно создаваемый, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей [1, с. 82].
Исходя из определений, можно говорить о том, что имидж бывает естественно сформировавшимся (когда субъекты управления не вмешиваются в процесс формирования имиджа) и искусственно сформированным (имидж территории целенаправленно формируется субъектом управления).
Следует различать внутренний имидж города и внешний имидж. Внутренний складывается в сознании людей, проживающих на территории муниципального образования; внешний – это представления о городе людей, проживающих за его пределами.
Имиджевая политика города помогает властям в формировании и изменении имиджа города. Она может проявляться в планировании развития города и популяризации различных сторон его жизни: сотрудничество с другими городами, истории и традиции, качество услуг и продукции и т.д.
Проведение имиджевой политики муниципальным образованием может преследовать различные цели. Первая – привлечение инвестиционной привлекательности; вторая – за счет продвижения местных производителей увеличивать объем продаж и товарооборот; третья - это миграционная политика, повышение привлекательности проживания в городе; четвертая – привлечение туристов.
Имиджевая стратегия является основным документом формирования имиджа территории. Существует большое количество инструментов, с помощью которых происходит конструирование имиджа. Они могут быть частью стратегии, а могут не входить в нее. К таким инструментам относят:
- специальные мероприятия (выставки, фестивали, международные политические, культурные, спортивные события);
- личные коммуникации жителей города (друзья, знакомые, сервисный персонал);
- Интернет-портал о городе (достопримечательности для туристов, инвестиционные возможности для бизнеса, информация об услугах для горожан);
- рекламно-информационные материалы (сувениры, карты, буклеты и др.);
- коммуникации официальных лиц территории и известных горожан;
- публикации в печатных СМИ;
- особые инструменты (например, product placement территории в кинофильмах).
В основном, во многих муниципальных образованиях, некоторые направления имиджевой политики отображаются в Программах социально – экономического развития.
Главной стратегической целью социально-экономического развития города Белгорода на долгосрочную перспективу определено повышение качества жизни горожан через реализацию миссии «от благоустройства - к благополучию». Наряду с повышением уровня благосостояния граждан реализация данной цели предполагает формирование гражданского общества, развитие творческого потенциала человека, создание возможностей для удовлетворения его социально значимых потребностей, включая наиболее важную для общества потребность в самореализации.
Стратегия развития города Белгорода до 2025 года планирует реализацию трех стратегических направлений:
- обеспечение устойчивого развития города;
- инвестиции в человека;
- развитие местного самоуправления.
Для повышения имиджа города, можно сказать, что реализуются следующие задачи: повышение устойчивости систем жизнеобеспечения и благоустройства города; повышение экологической устойчивости города; увеличение экономического потенциала города; повышение доходов широких слоев населения; обеспечение доступности жилья для населения; сохранение и укрепление здоровья жителей города; обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан; совершение системы местного самоуправления, и т.д.
Имидж города Белгорода повышается за счет внедрения и реализации технологий «Умного города» в управление, а так же в инженерные системы. Комплексный подход к благоустройству помогает совершенствовать городскую среду; несколько лет реализуется проект «Зеленая столица»; работа по преобразованию элементов краудсорсинга в систему привлечения экспертов по различным вопросам функционирования города; принята к реализации концепции коммуникаций, в ходе ее выполнения городская система сможет самосовершенствоваться по образу информационных систем.
Но также в Белгороде существуют некоторые проблемы в формировании имиджа. Нужно формировать положительный имидж не только среди населения, но и для продвижения города. Привлечению инвесторов, квалифицированного персонала, туристов может помочь Концепция имиджевой политики. Она должна включать комплекс медийных и международных мероприятий. И, безусловно, эта работа будет эффективной только тогда, когда сам город будет, не только гостеприимен, но и ухожен.