Проблемы использования экономических механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций в Белгородской области

В статье исследуются экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций и проблемы их применения на территории Белгородской области. На основании анализа соответствующей нормативной базы и научной литературы автор приходит к выводу о необходимости реализации комплекса мер по совершенствованию экономических механизмов в целях снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций на территории Белгородской области, включающей рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности; подготовку объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях; декларирование промышленной безопасности; лицензирование в области техногенной безопасности; создание специальных внебюджетных фондов; различные формы финансовых гарантий и государственных компенсаций пострадавшим в результате ЧС за счет средств резервных фондов; страхование и др.

Аннотация статьи
чрезвычайная ситуация
экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
Ключевые слова

Для реализации целенаправленной деятельности в сфере безопасности населения от угроз различного характера в Белгородской области создана и успешно функционирует территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в муниципальных районах и городских округах образованы ее звенья. В структуру территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС) входят Главное Управление МЧС России по Белгородской области, органы исполнительной власти области, крупнейшие компании региона.

В сфере защиты населения и территорий Белгородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера функциональными звеньями ТП РСЧС Белгородской области осуществляется деятельность по обеспечению надежной работы опасных производственных объектов в условиях ЧС; осуществляется плановая подготовка и проведение комплекса мероприятий по снижению материального ущерба в чрезвычайных ситуациях; ведется совершенствование работы по своевременному декларированию безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений, лицензированию опасных видов деятельности; формируются и накапливаются в необходимом объеме резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС [3, с. 81].

В настоящее время разработаны различные механизмы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В их числе:

  • организационно-административные механизмы – основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах; опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры (экологическую милицию, налоговую полицию и др.);
  • социально-психологические механизмы – опираются на убеждение, на сознательность, основанную на экологической грамотности граждан, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества;
  • экономические механизмы – основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический механизм включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности [2, с.93].

Следует отметить, что в условиях либерализации государственной экономической политики все большую роль в решении задач предупреждения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф должны играть именно экономические механизмы, под которыми в рамках настоящего исследования будем понимать комплекс взаимосвязанных экономических мер, непосредственно направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров материального ущерба, а также на повышение уровня природной и техногенной безопасности.

Важнейшей стороной этих мер является изыскание экономических ресурсов для их осуществления, обеспечения их экономической целесообразности, экономическое стимулирование деятельности по управлению рисками. Следует иметь в виду, что реализация государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает не только меры, осуществляемые государственными институтами, но также деятельность в этих целях владельцев объектов экономики и других субъектов хозяйственной деятельности. В этом случае роль государства сводится к побуждению этих субъектов к данной деятельности, их контролю и применению к ним, при необходимости, установленных санкций.

Экономические механизмы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций можно условно разделить на несколько основных групп:

  • механизмы регулирования экономической ответственности, включающие обеспечение соблюдения системы нормативов в области безопасности, оснащение предприятий и организаций специальным оборудованием и др.;
  • механизмы перераспределения риска, которые представлены различными видами страхования (обязательное, добровольное);
  • механизмы формирования бюджетных и внебюджетных фондов и использования их средств;
  • механизмы резервирования на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, предусматривающие создание резервов и распределение материальных ресурсов [1, с.48].

К числу конкретных экономических механизмов, чаще всего используемых в процессе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, относятся:

  • рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование в области техногенной безопасности;
  • создание специальных внебюджетных фондов;
  • различные формы финансовых гарантий и государственных компенсаций пострадавшим в результате ЧС за счет средств резервных фондов;
  • страхование и др. [1, с. 50].

В интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций могут быть приняты следующие меры организационно-экономического характера:

  • формирование и ведение экономической политики (институциональной, структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, внешнеэкономической, налоговой) предприятий (организаций), органов местного самоуправления, органов государственной власти с учетом необходимости подготовки объектов экономики к устойчивому функционированию;
  • содействие экономической стабилизации, ликвидация разбалансированности хозяйственных отношений объектов экономики; рационализация использования экономических ресурсов (природных, трудовых, физических, оборотных средств, денежного капитала) в интересах повышения устойчивости;
  • развитие в интересах поддержания устойчивости объектов экономики их экономической интеграции, расширение и углубление производственно-технологических связей, совместное использование ресурсов, объединение капиталов, снятие взаимных барьеров и т.д.;
  • повышение экономической ответственности за обеспечение должного уровня устойчивости функционирования, в том числе путем применения различного рода санкций, прежде всего экономических;
  • активное применение экономических рычагов (системы цен и тарифов, финансово-кредитных инструментов, кредитной политики) в целях стимулирования мер по повышению устойчивости, и уровня безопасности за счет льготного налогообложения, льготного кредитования, частичного бюджетного финансирования мер по повышению устойчивости функционирования производств особо важных для государства;
  • резервирование финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций и для восстановления нарушенного производства, в том числе энергетического, топливного, сырьевого и водного снабжения [7, с. 224].

В практике применения экономических механизмов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Белгородской области существует ряд проблем, требующих рационального решения. Прослеживается потребность в организации системы срочных мер по целевому аккумулированию финансовых и материальных ресурсов, консолидации усилий государства и предпринимательских структур, создания внебюджетных фондов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, наблюдается низкий уровень восстребованности страховых услуг как средства защиты имущественных интересов граждан и организаций.

Основными мероприятиями по экономическому регулированию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2013 году оставалось бюджетное и внебюджетное финансирование, страхование, лицензирование деятельности в области промышленной безопасности.

Финансирование территориальной подсистемы РСЧС Белгородской области в 2013 году осуществлялось из средств бюджета области, муниципальных образований, организаций. В целом, финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечило стабильное функционирование потенциально опасных объектов и объектов первоочередного жизнеобеспечения области.

Следует отметить, что в отношении бюджетного финансирования ТП РСЧС существуют некоторые экономические риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, секвестированием бюджетных расходов на запланированные мероприятия и непредвиденные ЧС [5, с. 137].

Возникновение данных рисков может привести к сокращению объемов финансирования запланированных мероприятий, прекращению финансирования ряда мероприятий и невозможности предупреждения и ликвидации последствий произошедших чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим, основным способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:

  • ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС;
  • определение приоритетов для первоочередного финансирования
    расходов;
  • планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.

Кроме того, минимизация данных рисков предусматривается путем привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС [6, с. 85].

Тем не менее, экономическая ситуация в Белгородской области на современном этапе не позволяет в должной мере обеспечить за счет средств бюджета финансирование всех необходимых мероприятий по предупреждению ЧС, а также снижению экономических рисков ЧС. Как правило, средства выделяются целевым образом в минимальном объеме и в основном на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В то же время, современная концепция повышения безопасности человека при различного рода ЧС требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, т.е. на мероприятия по прогнозированию и предупреждению ЧС.

Текст статьи
  1. Акимов, В.А. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций [Текст] / В.А. Акимов. – М. : Деловой экспресс, 2013. – 172 с.
  2. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций / МЧС России. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2011. – 139 с.
  3. Воробьев, Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций [Текст] / Ю. Л. Воробьев. – М. : Деловой экспресс, 2010. – 257 с.
  4. Груманс, В.М. Экономические механизмы управления пожарной безопасностью административных территориальных образований (на примере предупреждения лесных пожаров) [Текст] / В.М. Груманс, Д.Г. Округин. – М. : Известия ИГЭА, 2010. – № 1 (69). – 101 с.
  5. Материалы в ежегодный государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Белгородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / ГУ МЧС России по Белгородской области. – Белгород, 2014. – 210 с.
  6. Порфирьев, Б.Н. Чрезвычайные ситуации и экономическое развитие: мир и современная Россия [Текст] / Б.Н. Порфирьев. – М. : Наука, 2009. – 209 с.
  7. Шлендер, П.Э. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / П.Э Шлендер. – М., 2011. – 224 с.
Список литературы