Главная
Конференции
Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках
Неустойчивая занятость в контексте психологических исследований

Неустойчивая занятость в контексте психологических исследований

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

неустойчивая занятость
негарантированная занятость
незащищенная занятость
прекариат

Аннотация статьи

В статье описываются различные подходы к пониманию феномена неустойчивой занятости в контексте психологических исследований. Затрагиваются вопросы, как прекаризованная занятость отражается на работниках различного возраста, социального статуса и с учетом других социально-демографических показателей. Показано, что неустойчивость занятости в целом негативно влияет на самочувствие работника. Неустойчивость занятости носит для работников принудительный характер, поскольку сам работник не заинтересован в таких отношениях с работодателем.

Текст статьи

Неустойчивая (прекаризованная) занятость представляет собой вынужденную занятость, сопровождающуюся утратой работником стандартных трудовых отношений. Она включает элементы незащищенной занятости на неформальных рабочих местах как в формальной экономике, так и в неформальном производстве (некорпорированная индивидуальная занятость и занятость в домашних хозяйствах), а также временную незанятость (безработицу). Неустойчивая занятость – это одна из наиболее проблемных областей современных общественных отношений.

P. Warr соотносит прекариат с «плохой работой» [10, с. 38]. Для D. Dooley негарантированная занятость – это частичная, низкооплачиваемая, несоответствующая образованию и т.д. занятость [4, с. 9]. А.Н. Дёмин, И.А. Петрова [1, с. 39], а также M. Sverke, J. Hellgren [9, с. 23], указывают, что близким термину «прекариат» может выступать феномен ненадёжности работы, т.е. восприятие и переживание угроз своей текущей работе (от её потери до вынужденного изменения должностной позиции, снижения зарплаты и т.д.). Т.С. Чуйковой представлен взгляд на смысловое содержание «хорошей» работы в глобализирующемся мире [3, с. 45].

Г. Стэндинг в своих работах попытался, во-первых, интегрировать уже известные феномены в более общий феномен; во-вторых, привести аргументы для его изучения как на индивидуально-групповом, так и на макропсихологическом уровнях [2, с. 56].

Опасения по поводу незащищенности рабочих мест, усиливающейся в связи с изменениями технологического, политического и экономического контекста работы, высказывают многие зарубежные (M.K. Shoss, B.J. Brummel, T.M. Probst, A.R.P. Sales, R.H. Macieletal.) и отечественные (А.М. Панов, О.И. Шкаратана, Т.С. Чуйкова и др.) исследователи. Одним из первых об этом стал говорить S.E. Hobfoll [5, с. 13].

M.K. Shoss, B.J. Brummel, T.M. Probstetal предположили, что удовлетворенность работой смягчает взаимосвязь между незащищенностью работы и различными эмоциональными, установочными и поведенческими результатами. В то время как незащищенность работы содержит угрозу для выполнения трудовой деятельности, удовлетворенность ею отражает ценность ресурсов, предоставляемых возможностью быть профессионально занятым. Авторы ожидали, что на тех, кто больше всего удовлетворен своей работой, неуверенность в работе окажет наибольшее негативное влияние. Авторами были опрошены и проинтерпретированы данные 24000 сотрудников из 31 страны мира. Было обнаружено, что негарантированность занятости, и связанная с ней неудовлетворенность работой, связаны с текучестью кадров, эмоциональной приверженностью организации и непродуктивным рабочим поведением. При этом данные свидетельствуют о том, что незащищенность работы и удовлетворенность работой в совокупности способствуют достижению более высоких профессиональных результатов [8, с. 297].

Китайские исследователи M. Liu, F. Sun, S. Zhang et al. задались вопросом о том, как неустойчивая, негарантированная занятость, распространенная и в их стране, влияет на тех, работников, которые изначально находятся в более слабой позиции. В исследовании использовались данные опроса 65 молодых людей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем и воспитанных в учреждениях для детей-сирот, в одном государственном институте защиты детей. Были изучены различные характеристики и благополучие молодых людей, включая их социально-демографические характеристики, навыки самостоятельной жизни, источники стресса, механизмы преодоления, поведенческие проблемы и степень необходимой социальной поддержки.

Было установлено, что молодежь столкнулась с финансовыми трудностями и проблемами при планировании карьеры и трудоустройстве. Они сообщали о будущих ожиданиях и экономических трудностях как об основных источниках стресса. Они также рассматривали службы социального обеспечения и друзей как основные источники социальной поддержки. Это исследование пролило свет на профиль молодежи, имеющей серьезные проблемы со здоровьем (психического характера), но проживающие вне специальных медицинских учреждений в Китае. Результаты показали, что молодежь сообщила о неудовлетворенных потребностях, требующих внимания со стороны политики и практики [6, с. 91].

Португальские исследователи A.R.P. Sales, R.H. Maciel задались вопросом, насколько готовы психологи к взаимодействию с работниками, сталкивающимися с негарантированной занятостью. В исследовании изучались представления пяти профессоров о работе психологов и их вкладе в Национальную систему социального обеспечения (SUAS), условиях работы и академическом образовании. Для анализа данных использовалось программное обеспечение IRAMUTEQ (интерфейс R для многомерного анализа по текстам и анкетам). Результаты показали, что работа психолога должна быть сосредоточена на основе данных разных областей (психология, социология и т.д.), выполняться междисциплинарным способом, без исключительной роли психологии в этом контексте. К сожалению, опрошенные испытуемые констатировали, что современные психологи, обладающие только академическими знаниями в области психологии, не готовы оказывать полноценную психологическую помощь работникам, сталкивающимся с негарантированной занятостью.

Необходимо пересмотреть основу учебной программы и инвестировать в обучение, охватывающее социальную политику. Хрупкость и ненадежность трудовых отношений препятствуют получению работы с хорошими результатами в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, политическая осведомленность необходима для организации и улучшения условий труда [7, с. 51].

Проведенное теоретическое исследование позволяет нам сделать некоторые выводы:

  1. На сегодняшний день в психологии понятие негарантированной, неустойчивой, незащищенной занятости находится на стадии разработки и определения самого понятия, наполнения его определенным содержанием и смыслом.
  2. Единой точки зрения, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей нет относительно того, как именно неустойчивость занятости влияет на работников, на их поведенческие, эмоциональные и другие показатели.
  3. Неустойчивость занятости носит для работников принудительный характер, поскольку сам работник не заинтересован в таких отношениях с работодателем. В конечном счете, сотрудник либо вынужден согласиться с имеющейся в организации негарантированностью занятости, либо поменять работу в поисках более устойчивого положения.
  4. В силу перечисленного выше складывается неустойчивая и незащищенная позиция работника в организации, что естественным образом отражается на его самочувствии и уверенности в завтрашнем дне.
  5. Составной частью образа жизни прекариата выступают переживание стресса, неуверенность, психологическое отчуждение, потеря лояльности и доверия к работодателю, приспособленчество и цинизм, проблемы с организацией целенаправленной активности.

Список литературы

  1. Дёмин А.Н., Петрова И.А. Психологические эффекты угрозы потери работы. Психологический журнал. 2010. № 31(6). Р. 38-49.
  2. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
  3. Чуйкова Т.С. Смысловое содержание «хорошей» работы в глобализирующемся мире. Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1 (68). С. 45-50.
  4. Dooley D. Unemployment, Underemployment, and Mental Health: Conceptualizing Employment Status as a Continuum. American Journal of Community Psychology. 2003. № 32 (1/2). Р. 9-20.
  5. Hobfoll S.E. Conservation of resources: a new attempt at conceptualizing stress. American Psychologist. 1989. № 44. Р. 13-24.
  6. Liu M., Sun F., Zhang S. et al. Youth Leaving Institutional Care in China: Stress, Coping Mechanisms, Problematic Behaviors, and Social Support. Child AdolescSoc Work J. 2020.
  7. Sales A.R.P., Maciel R.H. Knowledge and Practices in Psychology in the Social Context: the teaching perspective. Trends in Psychol. 2021. № 29. Р. 51-66.
  8. Shoss M.K., Brummel B.J., Probst T.M. et al. The Joint Importance of Secure and Satisfying Work: Insights from Three Studies. J Bus Psychol. 2020. № 35. Р. 297-316.
  9. Sverke M. Hellgren J. The nature of job insecurity: Understanding employment uncertainty on the brink of a new Millennium. Applied Psychology: An International Review. 2002. № 51. Р. 23-43.
  10. Warr P. Work, unemployment, and mental health. Oxford: Oxford university press, 1987.

Поделиться

2218

Гилязова М. И. Неустойчивая занятость в контексте психологических исследований // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 марта 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 63-66. URL: https://apni.ru/article/2110-neustojchivaya-zanyatost-v-kontekste-psikhol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января