Термин «нововведение» происходит от латинского слова «novatio» – «обновление» (или «изменение»), а суффикс «в» переводится с латыни – «в направлении», если переводить его целиком» Innovatio – «в сторону перемен». Концепция инноваций впервые появилась в научных исследованиях девятнадцатого века.
Одна из основных задач сегодняшних динамично развивающихся современных образовательных учреждений - создание и внедрение образовательных инноваций, направленных на удовлетворение потребностей общества и государства, участников образовательного процесса.
«Сегодня мы выходим на путь инновационного развития, направленного на кардинальное обновление всех сфер жизни государства и общества. Конечно, это не зря, ведь в сегодняшнем динамично развивающемся мире кто победит? Государство, которое делает ставку на инновации, новую идею, побеждает. Инновации – это будущее. Если мы начнем строить наше великое будущее сегодня, мы должны начать его на основе новаторских идей, новаторских подходов» [1]. Конкуренция в инновационном образовательном учреждении будет толерантной. Это говорит о том, что в университете работают высококвалифицированные преподаватели, которые умеют интегрироваться в различные образовательные программы и работать над собой. Инновационное учебное заведение – лидер. Инновационные университеты, безусловно, ведут инновационную деятельность, в частности, разрабатывают и внедряют новые образовательные технологии, новые программы и методики, позволяющие добиваться новых результатов.
Неоценима роль инновационной деятельности в обеспечении социально-экономического развития страны, дальнейшем развитии и модернизации системы образования, подготовке духовно зрелых и конкурентоспособных специалистов. Потому что качество и улучшение всех типов социально-экономического развития страны напрямую связано с эффективной организацией инновационной деятельности в системе высшего образования. Показатели важности инноваций в образовании, такие как важность инноваций в подготовке конкурентоспособных специалистов, эффективность и результативность социально-экономической деятельности, напрямую связаны с инновациями, одним из основных столпов эффективной интеграции образования, науки и промышленность.
В этой связи стоит процитировать слова первого президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова: «Основа нашего будущего будет заложена в учебных заведениях, другими словами, будущее нашего народа зависит от образования и воспитания наших детей сегодня» [2].
Следовательно, профессиональная компетентность – это приобретение специалистом знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, и их применение на практике на высоком уровне.
Изменения, происходящие в современном образовательном пространстве, дают возможность в полной мере проанализировать возможности теоретической модели инновации как системы и организованной деятельности. В этом контексте особенно примечательна реализация идей стандартизации образования. Ведь первый президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отметил, что «современные образовательные процессы и рост мышления людей играют особую роль в реализации всех изменений» [3].
На наш взгляд, целью инновационного образования является:
- обеспечение высокого уровня интеллектуального, личностного и духовного развития студента;
- создание условий для приобретения навыков мышления в научном направлении;
- методы обучения инновациям в социально-экономической и профессиональной сферах.
Инновационное образование строится на сотрудничестве студента и преподавателя как субъектов образовательного процесса. Их интересы лежат в основе духовного, интеллектуального, культурного и профессионального мышления, поэтому такое образование находится в центре внимания. Инновационное образование способствует высокому уровню самостоятельности учащихся, самооценки и требует от учителя высокого уровня знаний, инициативы и технических знаний.
Понятие «профессионализм» - одно из ключевых в инновационном образовании. Большинство преподавателей понимают профессиональные навыки следующим образом:
- определенный уровень мастерства в решении профессиональных задач;
- умение работать непрерывно и надежно по своей профессии;
- творческий подход к нестандартным ситуациям, поиск эффективных решений;
- высокий интеллектуальный и личностный уровень развития;
- иметь особую, высокую квалификацию и компетенции.
Традиционный образовательный процесс в высшей школе дает студенту знания по дисциплинам, привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит только во время курсовой работы, производственной и преддипломной практики. В таких условиях очень сложно дать студентам точные профессиональные знания и обеспечить их качество, поэтому необходимо использовать нетрадиционные методы обучения. Инновационное образование направлено на формирование профессиональных знаний и качества в процессе освоения инновационных изменений. Таким образом, понятие профессионализма остается неотъемлемым показателем качества, накопленным самим выпускником в процессе обучения. Самосознание студента как специалиста положительно влияет на процесс обучения, усиливает мотивацию к саморазвитию, делает процесс обучения источником удовлетворения потребностей развивающейся личности. В результате студент переходит из формально-правового (студент – как субъект обучения) состояния к настоящему антропоцентризму (студент – субъект своей жизнедеятельности).
Таким образом, инновационный образовательный процесс основан на способах и средствах решения профессиональных задач, исходя из социокультурных знаний и навыков своей профессии (от профессии до культуры).
Следует отметить, что тенденция, определяющая необходимость изменения основ организации образовательного пространства, связана с изменяющимися характеристиками и законами культуры страны. Так как образование - неотъемлемая часть культуры любой страны [4].
Новаторское мышление у студента, если он в первую очередь активно мотивирован к обучению, использует возможности личного самоуправления для достижения целей, которые он перед собой поставил в жизни; во-вторых, если учебный процесс отражает весь жизненный цикл профессиональной деятельности с ее нововведениями и противоречиями.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что ведущие функции инновационного образования можно рассчитать следующим образом:
- ускоренное развитие личности ученика и учителя;
- демократизация их совместной деятельности и диалога;
- гуманизация образовательного процесса;
- творческий подход к обучению и активное чтение, повышение инициативы студента в формировании себя как будущего специалиста;
- модернизация инструментов, методов, технологий и материальной базы обучения, что позволит сформировать инновационное мышление у будущего специалиста.
Ниже представлены организационно-педагогические условия роста педагогической компетентности учителей:
- понимание педагогом психолого-педагогических основ технологии обучения;
- понимать структурные элементы учебного процесса по технологическому типу;
- понимание, анализ и устранение неэффективных методов работы в своей деятельности;
- применение форм, методов и средств инновационных технологий в практической деятельности;
- анализ качества обучения, выявление старых, отсталых методов работы на уроках и их устранение;
- понимание и устранение стереотипов в профессиональной деятельности.
Современный преподаватель должен уметь выполнять свой долг, свою профессиональную миссию в любой ситуации. Это отражается в самосовершенствовании учителя, а также в создании возможностей для развития его учеников. Сегодня обеспечить высокое качество образования могут только люди с высокими педагогическими профессиональными навыками. От современных учителей требуется уметь саморазвиваться, быстро адаптироваться к изменениям в постоянно меняющемся социальном сфере, хорошо разбираться в своей профессиональной деятельности, уметь вести приоритетную педагогическую деятельность, постоянно проходить переподготовку и повышение квалификации.