Пути активного внедрения инноваций в процесс обучения

Пути активного внедрения инноваций в процесс обучения

В данной статье рассматриваются пути совершенствования учебного процесса путем активного внедрения инноваций в процесс обучения с учетом специфических особенностей специальностей, в результате которого наблюдается не только усвоение учебного материала студентами, но и развитие у них личной вовлеченности в процесс формирования знаний и навыков самостоятельной работы.

Аннотация статьи
лекция
сотрудничество
технология
специалист
поисковый
внедрение
совершенствование
интерактивный
эффективность
инновация
Ключевые слова

Быстрый темп обновления и расширения информационных потоков в образовательном процессе активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствование всех его составных элементов. Появилась острая необходимость перехода от пассивного получения информации к активному ее восприятию и переработке. Обеспечить это можно путем активного внедрения инноваций в процесс обучения. Это означает введение нового в цели, содержание, методы, формы и организацию учебного процесса. Стремление введения в систему образования как можно больше инноваций - основной путь повышения эффективности обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов.

В развитии современного образования инновационные процессы стали закономерностью. Центральной фигурой организации учебного процесса остается лектор. От него зависит активное внедрение инноваций с целью повышения качества обучения. Опытный лектор все чаще отходит от строгой классической лекционной формы преподавания и переходит к свободному, диалоговому общению с аудиторией, вовлекая обучающихся в обсуждение-дискуссию.

Результатом поиска новых возможностей реализации принципа наглядности является лекция-визуализация, где аудиовизуальное восприятие является наиболее эффективной формой передачи информации. Наглядность способствует не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет глубже познать явления. Исходя из этого, лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. При ее подготовке следует реконструировать содержание всей лекции или части в демонстрационные материалы, т.е. такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и становятся носителями содержательной информации. Визуальные формы могут предъявляться обучающимся через технические средства обучения в виде опорных схем, слайдов, графиков, рисунков и т. д. При чтении такой лекции предоставляется развернутое комментирование подготовленных визуальных материалов. В данной лекции важно четко определить визуальную логику и ритм подачи материала, объем материала. Наибольшую роль играют также мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, режиссура процесса чтения лекции и техническое оснащение аудитории. Систематическое использование разнообразных и целесообразных средств обучения позволяет повысить успеваемость и качество знаний обучающихся, содействует их умственному развитию и становлению способностей. Дидактическая эффективность средств обучения достигается при их определенном сочетании с учебной информацией, задачами, методами обучения. Чем разнообразнее задачи, методы и средства обучения, тем более эффективным становится результат обучения.

В учебном процессе широко используются компьютер, проектор и т.п. Быстрое распространение получила и стала популярной лекция-визуализация с применением компьютерной мультимедийной презентации в программе Power Point. Все лекции сопровождаются показом презентаций. При подготовке презентаций и защите их можно привлечь самих студентов. Это один из способов организации активной самостоятельной работы студентов.

Процесс познания обучающихся при проблемной форме изложения информации приближается к поисковой, творческой и исследовательской деятельности [1]. Главное условие состоит в реализации принципа проблемности при отборе лекционного материала и при его раскрытии непосредственно на лекции в форме диалога. В информационной лекции студентам дается и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, а на проблемной лекции новое знание вводится, как неизвестное, его необходимо “открыть”. Преподаватель новый теоретический материал представляет в форме проблемной задачи, тем самым создав проблемную ситуацию, побуждает обучающихся к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. В ее условии имеются противоречия, которые нужно обнаружить и разрешить. В ходе этого процесса в сотрудничестве с преподавателем приобретаются новые знания.

Продолжением и развитием проблемного изложения материала, но уже в диалоге двух лекторов является лекция-вдвоем, где моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов по теме. Преимущества такой лекции: демонстрируется культура дискуссии и продуктивного диалога двух преподавателей, создающих проблемную ситуацию, развертывающих системы доказательств и т.д.; обучающиеся втягиваются в диалог, задают вопросы, высказывают свою точку зрения, откликаются на происходящее; сравниваются разные точки зрения, приходится делать выбор — присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою; актуализируются имеющиеся у обучающихся знания, необходимые для понимания диалога и участия в нем.

При проведении лекции-пресс-конференции преподаватель заранее раздает студентам доклады по плану определенной темы. Перед началом лекции-пресс-конференции создается экспертная группа из числа самих студентов для анализа и оценки выступления докладчиков. Или же, преподаватель просит обучающихся задавать ему вопросы по данной теме. Таким образом, они формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который сортирует вопросы по содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподавателем проводится анализ заданных вопросов и делаются выводы об интересах, потребностях и установках обучающихся. Такую лекцию можно проводить в начале изучения курса с целью выявления потребностей, круга интересов и возможностей студентов; в середине курса для систематизации знаний; в конце для определения перспектив развития усвоенного материала.

Широко используются и интерактивные методы обучения - способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие обучающихся к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе обучения.

При использовании интерактивных методов обучения студенты взаимно обогащают друг друга знаниями. На первое место выдвигается личная вовлеченность обучающихся в процесс формирования знаний. Они одновременно усваивают новые знания, доказывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач. Если при лекционной форме подачи материала студентам предоставляется информация в готовом виде, то при применении интерактивных методов в ходе групповых обсуждений они самостоятельно обосновывают то, что преподаватель доказывает “правильность” тех или иных подходов, действий.

При внедрении в учебный процесс интерактивных методов обучения следует руководствоваться необходимостью достижения и поддержания разумного соотношения между классическими, традиционными и инновационными, новаторскими формами и методами обучения.

В заключение следует сказать, что совершенствование учебного процесса путем активного внедрения инновационных технологий обучения, отражающих суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, помогают воспитать всех студентов активными, инициативными, творчески относящимися к работе специалистами, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Текст статьи
  1. Юсупова Ф.З. Мотивы использования проблемных ситуаций в формировании самостоятельности студентов // Республиканская научно-техническая конференция «ISTIQLOL» (с международным участием) «Современная техника и технология горно-металлургической отрасли и пути их развития». - Навои, 28-30 сентября 2006 года, С. 470-471.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня