Правонарушение как любое социально опасное явление ставит перед правовой культурой общества задачу его минимизации, снижения до реально достижимого уровня. Именно такой подход к проблеме противодействия правонарушениям в целом и их предупреждения в частности основан на концепции комплексного использования всех возможностей общества, государства, граждан в масштабе конкретных ситуаций. Преступность молодежи, по своей сути, отличается от основной преступности только лишь возрастной категорией, предметные же критерии у них схожи, что говорит об их идентичности.
Оказывать антикриминогенное воздействие и заниматься профилактикой преступности молодежи крайне важно для нормального функционирования общества, так как данные действия в будущем «способны оказать существенное влияние и на положение дел с преступностью в целом» [10].
В криминологической литературе существует достаточно много различных классификаций мер воздействия на криминогенное поведение, например: по масштабу применения (общефедеральные, региональные, местные); по этапам (ранняя, непосредственная); по содержанию (политические, экономические и т.д.); по объему действия (общие, индивидуальные); по организационной форме (меры-сигналы и меры действия) [4, 5, 6].
В России на общефедеральном уровне до 2021 года реализовывались нормативно-правовые акты, которые так или иначе затрагивали проблему профилактики преступности молодежи, а именно в них четко прослеживалась приоритетность политической молодежной направленности страны, которая выражалась в создании благоприятных условий для реализации своих способностей [8].
Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России отмечалось, что «одной из приоритетных целей государства является эффективная помощь в социализации и самореализации, развитии способностей молодежи и «его использование в интересах инновационного развития» государства. Ведь именно молодежь является «двигателем» будущего прогресса страны [8].
Концепция содержала три основные задачи:
- во-первых, должны приниматься и реализовываться меры, помогающие молодёжи узнать о потенциальных возможностях развития и самореализации в той или иной сфере;
- во-вторых, поддержка и стимулирование молодежи, которая обладает лидерскими качествами, талантами и особой активностью;
- в-третьих, осуществлять меры по патриотическому воспитанию, гражданскому образованию молодежи, духовному и культурному воспитанию.
Не мало важно понимать, что «наибольшее профилактическое воздействие планирования на молодежь должно осуществляться в период ее социальной адаптации к самостоятельной жизни» [4].
Молодежная преступность - специфический, но весьма точный индикатор состояния и тенденций развития мотивационных и ценностных структур поведения значительных социальных групп, показатель их реакции на социально экономические трансформации. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики с определенными коррективами могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Одним из основных критериев отграничения молодежной преступности от иных проявлений преступности является возраст лиц, которые оказываются вовлеченными в преступную деятельность [9].
В социологической, психологической и криминологической литературе нет единообразного понимания того, что такое молодежь и какими временными границами определяется данный возраст [7]. На наш взгляд, следует согласиться с таким критерием молодежной преступности как возраст - с 14 лет до 30 лет.
Самостоятельность возрастной категории лиц, относящихся к молодежи, является весьма относительной, поскольку в нее включены крайне неоднородные группы правонарушителей. В связи с этим молодежную преступность в зависимости от возрастного критерия, можно подразделить на две большие возрастные группы: подростковую преступность (до 18 лет) и молодежную преступность (после 18 лет).
Причины и условия преступности молодежи, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий. В качестве основных причин молодежной преступности можно выделить экономические причины (низкий уровень доходов, безработица и т.п.), однако эта причина определяет не столько уровень преступности, сколько ее характер – с ростом реальных доходов, снижением неравенства в доходах и уровня безработицы происходит замещение насильственных преступлений корыстными; неблагополучное непосредственное окружением; рост употребления наркотиков и алкоголизм [1, 2, 5].
Профилактика молодежной преступности может достигаться путем реализации на уровне региона – общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти [4, 5]. К таким мерам относится: создание эффективного уровня профилактической работы непосредственно в учебных заведениях и должностными лицами на местах; изучение всех отрицательных свойств личности молодежного преступника, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение в специально созданных психолого-педагогических центрах. По итогам полученных от диагностики данных работники полиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с такими лицами профилактической работы; применение организационно-тактических приемов индивидуального воздействия на лиц, относящихся к молодежи: проведение бесед сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера; проведение профилактической работы с неблагополучными семьями, а также направление предложений в государственные органы и учреждения об оказании материальной, социальной и психологической помощи с целью оздоровления обстановки в неблагополучных семьях.