Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав и свобод современного человека определяют новые требования к поколению педагогов, которые должны быть разносторонне развитым личностями с глубокими гражданско-правовыми компетенциями.
В условиях компетентностного подхода в задачи гражданско-правового воспитания будущего педагога в условиях вуза входит формирование:
- знаний о гражданстве и о праве;
- внутреннего уважения к гражданству и праву;
- умения применять гражданско-правовые знания на практике;
- привычки действовать в соответствии с гражданско-правовыми предписаниями [1].
Учет стратегий инновационного обучения и воспитания будущего педагога и комплекс задач, стоящих в учебно-воспитательном процессе вузов по формированию системы гражданско-правовых компетенций у студентов определили целесообразность применения практико-ориентирующей технологии, содержание которой, на наш взгляд, следует обосновать на трех взаимосвязанных направлениях:
- когнитивном (формирование гражданско-правового сознания как ядра культуры достоинства);
- эмоционально-чувственном (формирование эмоциональных, духовных отношений к себе, к обществу, государству, к миру в целом);
- нравственно-волевом (участие в деятельности, имеющей субъективно-личностную и социальную значимость).
На когнитивном уровне необходимо:
- сформировать у студентов систему базовых гражданско-правовых знаний характера взаимоотношений человека и общества;
- выработать у будущего педагога стратегию и тактику собственных возможностей гражданско-правового характера, систему взглядов, определяющих осознанный выбор действий [2];
- сформировать критическое мышление, гуманные основы гражданско-правовых ориентаций, взглядов и убеждений и др.
На эмоционально-чувственном уровне задачами практико-ориентирующей технологии формирования гражданско-правовых компетенций будущего педагога должно быть:
- формирование эмоциональной привязанности к Родине, Отечеству, интереса к окружающей жизни, потребности в ее улучшении;
- развитие чувства любви к ближнему, к миру, потребности в социальном взаимодействии в рамках законов страны;
- формирование социально ценных отношений; неприятия насилия и ненависти, противодействия антисоциальному поведению, уважение прав и достоинств других граждан, выработка положительного отношения к здоровому образу жизни и др.
На нравственно-волевом (деятельностном) уровне нами было обозначена необходимость формирования у будущего педагога, таких компетенций, как:
- умение соблюдать свои права и права других граждан, развивать способность и готовность к гражданско-правовой деятельности в различных ее видах и формах;
- умение владеть способами контроля над своим поведением и опытом гражданско-правового взаимодействия с другими людьми, выражать солидарность в защите прав человека;
- умение преодолевать конфликты и развивать опыт бесконфликтного вхождения в социум, межличностного и межнационального общения;
- умение быть законопослушным и выражать способность к волевому сопротивлению антигуманным, антисоциальным влияниям, способность к самовоспитанию в гражданско-правовом отношении и др.