Конечно, этнографам проще было назвать два разных народа одним названием «мордва», аргументируя тем, что европейские известные деятели упоминают в своих работах Моксию и Мердас, а позднее Мордовию.
Позволю напомнить, что Роджер Бэкон, монах францисканского ордена, «удивительный доктор», писал в своём «Великом сочинении», характеризующем обитаемую часть земли: К северу же от этой земли Татарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они – язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от татарского рабства. Если к ним придёт купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от татар. Но они – сарацины, живущие по законам Магомета [1]. Под термином «моксель» Р. Бэкон понимал мокшу, а под термином «мердуим» – эрзянское население. Так вот, данное примечание о эрзянском населении – чистый вымысел. Пока нет исторического подтверждения данному утверждению.
Просидев не мало времени в читальных залах библиотек в поисках информации про Мердесов, я нарвался на несколько статей о том, что был такой народ «Буртасы», все факты указывают на то что «Буртасы» были упомянуты в работах Европейцев как Мердесы, и вера у Буртасов была ислам и именно о них писал Роджер Бэкон в своём великом сочинении, вот только этого народа больше нет.
Давайте попробуем разобраться откуда же вообще появились Мордовцы. Впервые в письменных источниках Мордовцы упоминаются в готских записях историка Иордана (VI век н. э.). В. В. Напольских при этом замечал, что нельзя быть полностью уверенными, что под иранским экзоэтнонимом «морденс» скрываются именно мокша и эрзя [2].
В начале первого тысячелетия до нашей эры в междуречье Оки и Волги сформировались несколько племён: Мари, мери, Муромы, Мокшане, Эрзяне. В последствии своего развития как Мокшане, так и Эрзяне имели тесные контакты с разными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе – с балтоязычными [3].
Позже мокшане играют роль в истории Хазарского Каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода [4]. Позже народ захватили Татаро-Монголы, под влиянием которых Мордовцы находились вплоть до XVI века. После падения Казани Мокшанские, а Позднее Эрзянские знатные роды присоединились к Ивану Грозному [5].
В походе Ивана Грозного против Казани участвовал темниковский татарский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещеряками. После походов на Казань Ивана Грозного мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Ивану IV. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам, остальные на время вошли в состав царских мордовских вотчин. Активная христианизация и колониальная политика не понравились народу поэтому часть из них мигрировали в соседние Уральские и Южные регионы, селились частично в русских деревнях, возникших до их прибытия. Иногда деревни создавались на новых землях. Предки нынешней мордвы называли свои села на родном языке, зачастую по фамилиям переселенцев, например, Проня веле – Пронькино, Кирюш веле – Кирюшкино, Ташто Узелел веле – Старые Узели, Нуя веле – Нойкино. Оставшиеся на родине мордовцы много раз поднимали восстания за независимость, но все они быстро подавлялись.
Обрусение закрепощённой мордвы было следствием экономических стремлений помещиков, которые привлекали сюда русских работников из своих прежних поместий, отчего появлялись деревни со смешанным русско-мордовским населением [6].
Даже после принудительной христианизации Мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «Мокшанькой» у них было одно верховное божество «Чампаз шкай» или «Нишке» повелителем зла считался «Шайтан». Однако культ по большей части строился вокруг множество богов женского пола (Ава) [7]. В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички – это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги. Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них выходили проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы [8].
Как говорил историк XIX века Кавелин Константин Дмитриевич «Взаимоотношение Славян и Фино-Угоров это тайная история Российского государства» и множество исследователей считает, что формирование великой Русской народности это одно из главенствующих ролей. «Вот Пургаз и его Русь» а кто такой Пургаз? По сути это родоначальник Эрзянской нации. Масса объясняй сопутствует тому, почему появилось множество мифов о мордве: Язычники противостоящие Христианизации бежали на Мордовские земли, крестьяне, которые уходили от эксплуатаций с Ростова Пургаз принимал всех это и была его дружина, там были и славяне и тюрки, кого только не было [9].
Однако вернёмся к тому, откуда это прозвание «Мордва»? Сразу хочу сказать, что Мордва – это экзо-этноним, так Советские этнографы прозвали два народа «Эрзя и Мокша». Почему я говорю два народа? Ну хотя бы потому что у каждого из них свой язык, объединить эти два языка в один никак невозможно. Несмотря на это оба народа относятся к фино-угорским народам. Малую родину Мордовцев можно считать республику Мордовия, однако при переселениях получилось так, что в Мордовии осталось больше Мокшанских районов и по численности Эрзян больше за пределами республики. Небольшие общины расселились и за пределы России: Украина, Киргизия, Узбекистан, Латвия, Эстония, Казахстан. Само же название «Мордва» появилось к XX веку, немалую роль сыграла и именование республики. В 1928 году, когда Советские власти отвергли предложение назвать округ Эрзя-Мокшанским посчитав его сложным и мало запоминающимся, после чего решили записать округ как «Мордовский».