Роль общественных объединений в формировании гражданского общества РФ

Статья посвящена вопросам деятельности общественных объединений Российской Федерации. Автором раскрыты направления, базовые правовые и неправовые формы, механизмы деятельности общественных объединений.

Аннотация статьи
общественные объединения
гражданское общество
публичная власть
общественный контроль
Ключевые слова

В науке конституционного права, учитывая большое разнообразие общественных объединений, а также неоднозначность законодательного подхода к регулированию статуса некоторых из них, существует множество субъективных классификаций общественных объединений.

Так, Авакьян С.А., определяет общественные объединения как «существование обособленных от государства самодеятельных и самоуправляемых (самоуправляющихся) форм объединения граждан с целью удовлетворения их общих интересов (запросов) как внутри объединения, так и для достижения его целей во внешней среде с помощью методов и средств, отвечающим природе объединения и которые не противоречат закону» [1].

При этом Грачевым В.С. общественные объединения делятся «на действующие в социальной, экономической, культурной и политической
сфере» [3].

Следует учитывать, что общественные объединения имеют статус юридического лица и имеют право на распространение информации о своей деятельности, принимать участие в митингах, информировать через СМИ о проведенной работе и просто объявлять о себе [6].

Основной фундаментальный аспект функционирования общественных объединений заключается в активном контроле работы государственных органов через их участие в выборах в органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, а также путем проведения демонстраций, митингов и собраний в поддержку своего мнения и инициатив. Таким образом, данные объединения используют свободу и широкие политические права [2].

Термин «общественный контроль» в науке также не имеет однозначной трактовки. Например, Зубарев С.М. формирует понимание общественного контроля как «комплексная деятельность уполномоченных субъектов гражданского общества, направленная на установление соответствия деятельности органов публичной власти нормативным правовым стандартам и корректирование выявленных несоответствий посредством направления обращений в уполномоченные на то органы либо посредством формирования общественного мнения» [4]. В свою очередь Кулешовой Н.Н. общественным контролем определено «негосударственную форму контроля общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, которые не наделены государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц» [5].

Позволим себе не согласиться в полной мере с вышеприведенными классификациями по следующим соображениям. Включение организаций, которые действуют в экономической сфере, Грачевым В.С. в классификацию общественных объединений, несколько неоднозначно [3]. Несмотря на то, что деятельность этих объединений в области экономики направлена на извлечение прибыли, она выступает формой совместной добровольной деятельности граждан на принципах самоорганизации, что в общем смысле может расцениваться как разновидность общественной самодеятельности и самостоятельности. Однако появляется факт противоречия со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая гласит, что «общественные объединения являются некоммерческими формированиями» и статьей 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», дающей определение о том, что «некоммерческая организация не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли». К тому же данная классификация оставляет неясным вопрос, какие именно общественные объединения относятся к той или иной группе [6].

Нам ближе трактовка «общественного объединения» как входящего в структуру гражданского общества добровольного, самоуправляемого, некоммерческого формирования, созданного благодаря инициативе граждан или их объединений, интегрируемого для достижения общественно полезных целей в духовно-культурной и политической сфере жизни общества [7].

17 марта 2020 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».

Среди предлагаемых поправок в главы 3 – 8 Конституции России существуют два основных направления, касающиеся непосредственно влияния на деятельность общественных объединений. Первое направление касается процедурных аспектов принятия поправок. Оно дает широкое поле деятельности по аккумуляции одобрения или неодобрения граждан, заполняемое политическим акционизмом и просветительской работой, оказывающим влияние на формирование общественного мнения. Второе направление затрагивает непосредственное влияние содержания поправок на жизнь граждан. Таким образом, сфера общественных объединений может обогатиться как новыми темами для деятельности и развития, так и новыми сторонниками. Часть поправок способна стать катализатором формирования новых общественных объединений, или привести к ликвидации уже существовавших.

Если рассматривать общественные объединения как институт, осуществляющий функции гражданского общества, то, на наш взгляд, более целесообразно применять классификацию, которая основана на политической право субъектности, а не на организационно-правовых формах объединений или направлениях их деятельности, что позволит лучше проявить характер и обоснованность регулирования их конституционно-правового статуса.

Общественные объединения, как институт гражданского общества, активно взаимодействуют с государством и другими субъектами права, что обуславливает необходимость правового регулирования их статуса. Однако, действующее законодательство, содержит в себе ряд положений, препятствующих свободной деятельности общественных объединений и как следствие тормозящих развитие гражданского общества.

Таким образом, общественные объединения как часть гражданского общества частично уже испытали и еще испытают влияние поправок к Конституции на свою деятельность. Для некоторых объединений процесс принятия поправок стал возможностью активно проявить себя на публичной и политической арене, объединить сторонников тех или иных взглядов, совершить действия от лица нескольких общественных объединений, что в дальнейшем может привести к созданию союзов (ассоциаций). Благодаря государственной поддержке отдельных направлений можно ожидать рост количества общественных объединений. Однако для некоторых новых закрепляемых принципов государственной политики деятельность общественных объединений станет негативным ответом. В целом же есть основания утверждать, что жизнь гражданского общества обогатилась уже на этапе запуска процедуры принятия поправок и станет более насыщенной с их внесением в Конституцию Российской Федерации.

Текст статьи
  1. Авакян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакян. – М.: Юстицинформ, 2015. – 640 с.
  2. Алиев Мурад Магомедович Общественные объединения как социально-правовой институт // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №  URL: https://cyberleninnka.ru/article/n/obschestvennye-obedineniya-kak-sotsialno-pravovoy-institut (дата обращения: 20.02.2021).
  3. Грачев В.С. Общественные объединения как субъекты гражданского общества в Российской Федерации // Закон и право. 2019. – № С. 29–30.
  4. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 11-12.
  5. Кулешова H.H. О современном состоянии общественного контроля в России // Юридическая наука. 2011. № 2. С. 21-24.
  6. Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Шухов Ф.Г. Общественные объединения в Российской Федерации: правовое регулирование, понятие и классификация // Гуманитарная планета. 2009. № 2. С. 60-62.
Список литературы