Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются методы и приёмы арт-технологии, направленные на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах деятельности.

Аннотация статьи
арт-педагогические технологии
приемы и методы обучения
продуктивная творческая деятельность
Ключевые слова

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на дороге множество быстродвижущегося автотранспорта: автобусов, грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов; много зданий, людей.

В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие», пострадавшими в котором, к сожалению, оказываются и дети [1, с. 2].

В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без инновационных технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит, и работа сними должна быть такой же! Поэтому внедрение информационных и инновационных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного мира в целом [2, с. 3].

В своей работе по данному направлению для эффективного формирования навыков безопасного поведения детей на дороге мы используем систему приемов арт-педагогической технологии.

Педагогическая ценность арт-технологии состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах деятельности. Умения и навыки, добытые самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а не усвоенные путем выучивания, легко прививаются и запоминаются надолго, что является необходимым условием для эффективного изучения детьми правил дорожного движения [3, с. 12].

Арт-педагогическая технология обеспечивает наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности проявить инициативу, творчество, повышают интерес к изучаемой теме. Данная технология –система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

Применение арт-педагогической технологии для формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста делает совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приёмы и методы в обучении.

Работая над данной проблемой, мы определили цель: создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС.

В соответствии целью работы нами были определены следующие задачи:

– подготовить детей к жизни в обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации (закреплять и обобщать знания правил дорожного движения);

– сформулировать предварительные принципы и рекомендации, которые помогут педагогам, родителям в планировании перспективных шагов в данном направлении;

– сделать интеграцию инновационных технологий более эффективной, интенсивной и производительной, обогащенной и усиленной новыми идеями, партнерами, инструментами.

Определили, что для полного эстетического и практического суждения о восприятии и реализации «безопасной дорожной» палитры необходимо:

– взять на вооружение новое естественно – научное понимание целостности и самоорганизации человеческого опыта;

– возродить традиционные идеи, элементы опыта прошлых лет и наполнить их новой жизнью;

– создать основу для плодотворной, творческой деятельности воспитанников;

– создать оптимально благоприятные условия для получения информации;

– внедрить инновационные технологии как средства эффективного, интерактивного, информационного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Существуют следующие приемы арт-технологии:

– изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства;

имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;

сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную коррекционную ритмику (воздействие движениями);

фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;

куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов;

игровая терапия – метод коррекции посредством игры;

песочная терапия – воздействие песком;

ароматерапия – это применение эфирных масел;

смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности;

цветотерапия – способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета [3, с.18].

Оснащение развивающей предметно – пространственной среды в группе осуществлялось в соответствии с поставленной целью и задачами: подобран учебно-методический комплект для организации и проведения работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге, дополнен демонстрационный материал, модифицированы макеты улиц и дорог, изготовлены атрибуты для проведения образовательной деятельности, подготовлен комплект наглядно – методических пособий и тематических плакатов.

Необычные игры и нестандартные задания вызывали у воспитанников повышенный интерес и привлекали внимание к изучаемым темам. Наиболее широко нами использовался прием имаготерапии, который заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой.

Таким образом, не только привлекалось внимание детей к проблемам безопасности на дорогах, но и развивалось желание реализовывать свои творческие потребности.

Используемые в ходе работы арт-педагогическую технологию обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволили детям научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

Вследствие проделанной работы у воспитанников сформированы представления о потенциальной опасности дороги и необходимости соблюдения правил поведения в дорожной обстановке.

В процессе деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями [4, с. 22].

Были разработаны методические рекомендации, консультации, буклеты, листовки для родителей по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста, содержащие советы по организации детского творчества и использования арт-педагогической технологии в домашних условиях.

Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде, а использование системы приемов арт-технологии позволило решить ряд образовательных задач, успешно формируя навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Текст статьи
  1. Козловская Е.Б. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2012. № 10.
  2. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с ППД, 2013.
  3. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  4. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября