Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на дороге множество быстродвижущегося автотранспорта: автобусов, грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов; много зданий, людей.
В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие», пострадавшими в котором, к сожалению, оказываются и дети [1, с. 2].
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без инновационных технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит, и работа сними должна быть такой же! Поэтому внедрение информационных и инновационных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного мира в целом [2, с. 3].
В своей работе по данному направлению для эффективного формирования навыков безопасного поведения детей на дороге мы используем систему приемов арт-педагогической технологии.
Педагогическая ценность арт-технологии состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах деятельности. Умения и навыки, добытые самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а не усвоенные путем выучивания, легко прививаются и запоминаются надолго, что является необходимым условием для эффективного изучения детьми правил дорожного движения [3, с. 12].
Арт-педагогическая технология обеспечивает наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности проявить инициативу, творчество, повышают интерес к изучаемой теме. Данная технология –система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Применение арт-педагогической технологии для формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста делает совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приёмы и методы в обучении.
Работая над данной проблемой, мы определили цель: создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС.
В соответствии целью работы нами были определены следующие задачи:
– подготовить детей к жизни в обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации (закреплять и обобщать знания правил дорожного движения);
– сформулировать предварительные принципы и рекомендации, которые помогут педагогам, родителям в планировании перспективных шагов в данном направлении;
– сделать интеграцию инновационных технологий более эффективной, интенсивной и производительной, обогащенной и усиленной новыми идеями, партнерами, инструментами.
Определили, что для полного эстетического и практического суждения о восприятии и реализации «безопасной дорожной» палитры необходимо:
– взять на вооружение новое естественно – научное понимание целостности и самоорганизации человеческого опыта;
– возродить традиционные идеи, элементы опыта прошлых лет и наполнить их новой жизнью;
– создать основу для плодотворной, творческой деятельности воспитанников;
– создать оптимально благоприятные условия для получения информации;
– внедрить инновационные технологии как средства эффективного, интерактивного, информационного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Существуют следующие приемы арт-технологии:
– изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства;
– имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
– музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
– сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
– кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную коррекционную ритмику (воздействие движениями);
– фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
– куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов;
– игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
– песочная терапия – воздействие песком;
– ароматерапия – это применение эфирных масел;
– смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности;
– цветотерапия – способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета [3, с.18].
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды в группе осуществлялось в соответствии с поставленной целью и задачами: подобран учебно-методический комплект для организации и проведения работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге, дополнен демонстрационный материал, модифицированы макеты улиц и дорог, изготовлены атрибуты для проведения образовательной деятельности, подготовлен комплект наглядно – методических пособий и тематических плакатов.
Необычные игры и нестандартные задания вызывали у воспитанников повышенный интерес и привлекали внимание к изучаемым темам. Наиболее широко нами использовался прием имаготерапии, который заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой.
Таким образом, не только привлекалось внимание детей к проблемам безопасности на дорогах, но и развивалось желание реализовывать свои творческие потребности.
Используемые в ходе работы арт-педагогическую технологию обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволили детям научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Вследствие проделанной работы у воспитанников сформированы представления о потенциальной опасности дороги и необходимости соблюдения правил поведения в дорожной обстановке.
В процессе деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями [4, с. 22].
Были разработаны методические рекомендации, консультации, буклеты, листовки для родителей по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста, содержащие советы по организации детского творчества и использования арт-педагогической технологии в домашних условиях.
Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде, а использование системы приемов арт-технологии позволило решить ряд образовательных задач, успешно формируя навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.