Главная
Конференции
Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования
Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в подростково...

Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

детско-родительские отношения; подростковый возраст

Аннотация статьи

На наш взгляд, основными причинами подростковой конфликтности является ситуация внутрисемейного развития. Семья определяет условия жизни ребенка и является основным источником его впечатлений и переживаний.

Текст статьи

Одной из основных особенностей, возникающих у детей подросткового возраста – это проблема взаимоотношений с родителями. Период подростничества характеризуется крайне противоречивыми отношениями с родителями. Эти противоречия выражают, с одной стороны, потребность в любви, внимании, поддержке со стороны родителей. С другой стороны у них прослеживается насущная потребность в эмансипации, которая выражается в освобождении от опеки и контроля со стороны родителей и учителей. Но также есть и третья сторона, т.е. стремление к равноправным отношениям, когда имеется ввиду декларация равенства в правах, но при разных обязанностях, а также потребность в самостоятельности. Следовательно, ребенок, избавляясь от детской зависимости, встраивает отношения «родитель-ребенок» на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Этот процесс в большинстве семей проходит болезненно и воспринимается взрослым окружением, как вызывающее поведение [1].

Особенность подросткового возраста заключается так же и в том, что это время кризисов и конфликтов, а также проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость, когда все скрытые противоречия выходят наружу.

Психолого-педагогическая составляющая этого периода обозначена отделением подростка от родителей и противостояние им. Это противостояние проявляется в грубости, резкости в общении, критике родителей и других взрослых. Многие взрослые не замечали ранее многих характеристик в своем ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут происходит как бы свержение их с пьедестала. Хотя в глазах подростка мать и отец остаются олицетворением эмоционального тепла, без которого он чувствует себя тревожно и беспокойно.

Родители так же сохраняют власть. Остаются они и властью, проявляющаяся наказаниями и поощрениями, и, во многих случаях, примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, а также старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции снижаются. Это приводит к тому, что даже во вполне благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми. Сложность усугубляется еще и тем, что родители зачастую не понимают, что с детьми в этом возрасте общение должно выстраиваться по-другому, нежели с маленькими.

Причины конфликтов подростков с родителями позволяют указать на некоторые болевые точки в их взаимоотношениях. Эта информация – для приема квалифицированных мер по коррекции семейных общественно значимых отношений.

И.С Кон, Ф. Райс и другие ученые сошлись во мнении о том, что подросток рассматривает родителей как:

  • источник эмоционального тепла и поддержки; ранимый в этот период, с низкой самооценкой, подросток хочет, чтобы родители обеспечили ему чувство безопасности, поддержки в разного рода делах своего ребенка;
  • «верховную власть», когда от родителей зависит значительное удовлетворение его потребностей. От них зависит материальное обеспечение полростка, наказания и поощрения;
  • пример или образец для подражания, причем, в этот период родители, как примеры для подражания рассматриваются не всегда, а примерами для выстраивания линии поведения все чаще используются образцы поведения других людей, тогда как поступки родителей критикуются;
  • источник жизненного опыта; В этом возрасте у подростков уже обладает широким кругом социальных связей и общения; но даже увеличивающаяся самостоятельность не снижает потребности детей в том, чтобы в решении сложных проблем и ситуаций они получали поддержку (информацию и оценку ситуаций) со стороны старших, прежде всего, родителей [2, 3].

Как уже отмечалось выше, подростковый возраст – это период эмансипации ребенка от родителей, период автономии и независимости от них. Внешнее выражение отчуждения от семьи проявляется в негативизме, в противостоянии любым предложениям и суждениям. Оказывается сопротивление к ранее выполняемым требованиям взрослых, активнее отстаивается право на самостоятельность, отождествляемую со взрослостью. У детей в этот период проявляются болезненные реакции на реальные или кажущиеся ущемления своих прав и попытки ограничения их свободы.

Права взрослых подросток старается ограничивать, при этом, расширяя свои и претендуя на уважение его личности и человеческого достоинства. Ребенок в подростковом возрасте настаивает на доверии к нему со стороны взрослых и предоставление ему самостоятельности. Она старается добиться признания его равноправия со взрослыми разными формами протеста и неподчинения. Эти средства используются подростком как средство изменения прежних отношений со взрослыми и перевода их на новый, специфический лад, что приводит к кризисам и конфликтам.

Различные психолого-педагогические источники разделяют конструктивные и деструктивные подростково-семейные конфликты. Конструктивное поведение подростков в конфликте выражается:

  • в поведении, направленном на урегулирование конфликта с помощью собственных усилий. Например, «Выясняю причины недовольства родителей и пытаюсь объяснить собственное поведение»;
  • в поведение, использующем для урегулирования конфликта других лиц (посредников). Например, «Прошу помощи у бабушки, к старшей сестры»;
  • в нормативном поведении. Например, «Прошу прощения за мои слова (поступки)»;
  • в поведении, направленном на снижение психической напряженности. Например, «Стараюсь заняться любимым делом, слушаю музыку».

Деструктивные способы поведения подростков в конфликте выражаются:

  • в открытой агрессии. Например, «Кидаюсь на маму с кулаками».
  • в разных формах «защитного» поведения, направленного на овладение конфликтной ситуацией:

– перенос агрессии, вымещение («Сломал мамину шкатулку»);

– рационализацию («Успокаиваю себя и говорю, что ничего не случилось»);

– отвлечение, фантазирование («Вспоминаю что-то приятное»).

  • в общей дезорганизации поведения («Бегу, куда глаза глядят»);
  • в соматической реакции («Болит голова», «Ноет сердце»).

Таким образом, семья – это основной институт развития ребенка и ее значимость многократно увеличивается в подростковый период.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка - Издательство "Лань" – 2013. – 347 с.
  2. Кон, И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
  3. Райс, Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.: ил. (Мастера психологии).

Поделиться

3038

Шишкина Ю. М., Гаттарова Л. Х. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/2121-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detsk

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря