В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. На данный момент, исходя из современной образовательной практики, у большинства обучающихся низкий уровень познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Актуальность данного исследования обуславливает проблема активизации учебной деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и на внеклассных занятиях дидактических игр наглядного и занимательного характера, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Изучение роли игры и ее соотношения с результатами обучения занимает большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой – активное освоение учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается [5, с. 15].
По Д.Б. Эльконину, учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то, благодаря этому, поддерживаются и наполняются новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и оцениваемой деятельности [2, с. 59].
Автор Т.В. Габай считает, что учебная деятельность – это деятельность, которая целенаправлена на приобретение опыта одним из её участников.
Обеспечивая познание, она даёт его в качестве прямого или главного продукта [3, с. 58].
Умение учиться – это умение самостоятельно решать учебную задачу, достигать поставленной цели на уроке, но, это невозможно без осознанного принятия и творческого выполнения учебной деятельности с обязательной рефлексией деятельности, самоанализом и самооценкой степени успешности собственных действий.
Карпучева И. В. пишет, что «активизировать учебно-познавательную деятельность – непростая задача. Для активизации нужно заинтересовать ребенка, добиться того, чтобы учащиеся захотели учиться и изучать данную тему. Но сначала нам нужно понять, что же такое активизация учебно-познавательной деятельности» [5, c. 1].
Приведем несколько различных трактовок понятий «активизация», «познавательная активизация» и «активизация учебно-познавательной деятельности» с целью раскрытия данных понятий.
В словаре Дудьева В.П. активизация – это усиление, оживление деятельности; побуждение к решительным действиям [2, с. 59].
Подласый И.П. понимает активизацию как постоянный процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе [4, с. 87].
В словаре Вишняковой С.М. понятие активизация понимается как педагогическая мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося [9, с. 4].
Для промежуточной проверки знаний, умений используются также и кроссворды. Они созданы в Excel. Их три варианта по разным темам. Подсчет баллов ведется в зависимости от количества вопросов в кроссворде. Вопросы в тестах и кроссвордах не дублируют друг друга, поэтому могут дополнять друг друга при контроле знаний и умений.
Рис. Кроссворд по математике
Кроссворд – универсальное средство проверки знаний учащихся. Кроссворд может применяться на разных этапах усвоения учебного материала и разных этапах урока: в качестве средства актуализации опорных знаний, проверки домашнего задания, подведения итогов урока. Задания, предложенные в кроссворде, могут выполняться индивидуально, в парах и в группах. Кроссворд – это средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Благодаря дидактическим играм, активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. Обучающиеся активны на уроке и всесторонне вовлечены в учебный процесс.