Главная
Конференции
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы
Методология и критерии оценки качества общего образования: новые подходы к проце...

Методология и критерии оценки качества общего образования: новые подходы к процедуре оценивания

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

методология оценивания
инновационные процедуры оценивания
диагностическое оценивание
формирующее оценивание
суммативное оценивание

Аннотация статьи

В статье рассматривается инновационный подход к процедуре оценивания образовательных результатов по предметам образовательной области «Искусство» и технологии. Поставлены основные цели, представлена система разработки процедур внедрения методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях.

Текст статьи

В современных условиях развития образования его качество является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин "качество образования" нормативно закреплен в Законе об образовании Российской Федерации, а вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.

В условиях реализации ФГОС ОО понимание оценивания как установление качества освоения научной картины мира, приобретения новых компетенций и навыков социализации по-прежнему остаются не только актуальными, но и главными показателями результативности образовательного процесса. Очевидно, что организация любой деятельности, направленная на достижение определенного результата невозможна без оценивания. Сам процесс оценивания – это не только отметка в журнале учителя или подведение итогов образовательной деятельности школы, это не только анализ и педагогическая рефлексией учителя, которые ориентируют его и направляют на совершенствование планирования, организацию обучения, самое главное в этом процессе выступает деятельность обучающегося, который сам оценивает свои результаты, свои возможности и способы преодоления трудностей, самокоррекцию своей учебно-познавательной деятельности. В этом процессе и формируется культура самооценки, которая является основой адекватной самооценки качества образования школы в целом, воспитывает у обучающихся ответственность за результаты личного образовательного багажа, способствует развитию устремленности на достижение положительного результата, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера школьника.

В этой связи необходимо отметить некоторые положения «Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (с изменениями на 24 декабря 2019 года)», принятые Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 года N 590/219 [2].

Первое – одной из целей разработки и внедрения Методологии является развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности на индивидуальное развитие обучающихся и повышение их конкурентоспособности. Второе – одним из главных направлений в Методологии рассматривается оценка культуры самооценки образовательных организаций, внедрение технологий формирующего оценивания как способа продвижения к поставленным целям обучения с учетом целей и особенностей участников образовательных отношений [2].

В 2018 году согласно Распоряжению КО Всеволожского района» от 15.05.2018г. №376 об организации инновационной муниципальной площадки на базе МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» была создана творческая группа учителей, преподающих МХК, изобразительное искусство и технологию, которые включили в организацию образовательного процесса процедуру оценивания/самооценивания как один из главных элементов реализации системно-деятельностного подхода.

Для освоения инновационных процедур оценивания были поставлены следующие цели: переориентация процедур оценивания результатов образования с оценки недостатков в усвоении учащимися предметных знаний, умений и навыков на оценку их учебных достижений; повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности, т.е. усиление социальной защищенности личности учащегося; стимулирование мотивов учебно-познавательной активности, самостоятельной деятельности учащихся для достижения более высоких результатов. Но самое главное – это обеспечение условий для осуществления самооценки и саморегуляции учащимися своей учебной деятельности. В данном контексте, можно с уверенностью утверждать, что в процессе самостоятельной деятельности ученика по выполнению оценочных процедур у него формируется культура самооценивания, а постоянный процесс анализа своих образовательных результатов тесно связан с индивидуальным развитием обучающихся и повышением их конкурентоспособности.

Следовательно, в инновационной системе оценивания учебных достижений учащихся перед учителем ставятся следующие задачи. Для повышения качества предметного результата обучения было необходимо: определить уровни учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов; выявить соответствия результатов обучения ожидаемым результатам, зафиксированным в стандартах образования и учебных программах; инициировать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и умениях, по развитию компетенций учащихся [3]. Для повышения качества метапредметного результата обучения было решено: создать комплекты измерителей учебных достижений учащихся для проведения различных видов контроля по каждому учебному предмету; повысить мотивации учащихся к учению, самостоятельной деятельности, их к повседневной систематической работе. Для повышения качества личностного результата обучения необходимо развивать критическое мышление и способности к самооценке своей деятельности у учащихся, отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.

Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Включения учащихся в процессы самооценивания вынуждают учителя по-иному осмысливать образовательный процесс, четко понимать цели и результаты обучения, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся. В результате совместной деятельности – учащиеся овладевают универсальными учебными действиями, что дает им возможность включаться в организацию самих процессов усвоения знаний, т. е. умения учиться, а учитель повышает свое профессиональное мастерство, выходя на более высокий уровень понимания методологии обучения.

С целью ознакомления с методикой оценивания по предметам образовательной области «Искусство» и технология учителя, участники освоения инновационных процедур оценивания/самооценивания, предлагают ряд заданий для учеников 5–7 классов по предметам музыки, изобразительного искусства и технологии, выполнение которых включает процедуру заполнения карт самооценивания. В процессе выполнения предложенных заданий для учеников создаются условия, к которых они получают возможность научиться самостоятельно контролировать качество получаемых знаний. Научаются внимательному отношению к получаемой информации, ее анализу, классификации и выявлению главных или определяющих основную суть понятий изучаемой темы, алгоритмов выполняемых заданий и т. д. Следовательно, у обучающихся формируются предметные и метапредметные УУД не только в процессе получения знаний, но и в процессе заполнения карт самооценивания. Создаются условия для развития у школьников процессов самоконтроля и самопознания своих творческих способностей [5].

Участники инновационной площадки учителя-предметники определяют цели и задач педагогического оценивания на конкретном уроке; организовывают мониторинг образовательных достижений учащихся на конкретном уроке; разрабатывают типовые задачи и структуру для диагностирующих, формативных и суммативных заданий; разрабатывают карты оценивания/самооценивания. Разработка карт диагностического оценивания/самооценивания или, формирующего оценивания/самооценивания или, суммативного оценивания/самооценивания связана с теми заданиями, которые соответствуют определенному этапу урока. Для примера можно ознакомиться с Картой 1.

Согласно предмету, выбранной теме, учитель анализирует, на каком этапе урока, и какое именно оценивание он будет использовать для составления проверочных заданий. Например: урок музыки с включением музыкального фрагмента. Задание формируется в таблице, которая представлена Картой 1.

Карта 1

Этапы урока

Зрительный ряд

Музыкальный фрагмент

Работа с текстом учебника

Актуализация внимания к теме

Д

Д

 

Закрепление нового материала

 

Ф

Ф

Рефлексия

 

С

 

Пояснение обозначений: диагностическое оценивание – Д; формирующее оценивание – Ф; суммативное оценивание – С.

Для проверки знаний по уже пройденным темам, например урок «Искусство» или МХК (Первобытное общество, Древний Египет), учитель предлагает учащимся зрительный ряд, состоящий из 10 картин, включающий различные памятники культуры изученных эпох и дает задание в картах самооценивания, определить цифры, которые им соответствуют. Например, диагностическое оценивание/самооценивание представлено таблицей в Карте 2.

Карта 2

Этапы урока

Соотнести цифры зрительного ряда с известными вам эпохами

Критерии оценивания

Первобытное общество

Древний Египет

10 правильных ответов – 5 баллов;

8 правильных ответов – 4 балла;

6 правильных ответов – 3 балла.

Актуализация внимания к знаниям

 

 

 

 

 

 

 

Для выполнения самого задания учащиеся используют следующий вид таблицы, представленной в Карте 3.

Карта 3

Соотнести цифры зрительного ряда с известными вам эпохами

Итого
(кол-во баллов)

Первобытное общество

Древний Египет

 

 

 

 

 

 

 

Правильный вариант учитель демонстрирует на доске после выполнения задания и процедуры его самоооценивания учащимися, которые представлены в Карте 2, но уже с правильными ответами.

Карта 2

Этапы урока

Соотнести цифры зрительного ряда с известными вам эпохами

Критерии оценивания

Актуализация внимания к знаниям

Первобытное общество

Древний Египет

10 правильных ответов – 5 баллов;

8 правильных ответов – 4 балла;

6 правильных ответов – 3 балла.

2,6,7,9

1,3,4,5,8,10

Следовательно, учитель, выбирая инновационную процедуру оценивания, опирается на концептуальную основу личностно ориентированного подхода, главным для него теперь становиться организация условий для самопостижения, самоосознания, самопроявления учащегося в образовательной области «Искусство» и технология. А основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий таких, как самоопределение, смыслоообразование и самооценивание.

Работа с картами самооценивания формирует не только личность обучающегося, но и позволяет закреплять полученные знания по предметам, а использование знаково-символических средств, моделирования, сравнения, группировка и классификация объектов как основного содержания карт самооценивания, способствует совершенствованию метапредметных результатов, таких действий как анализа, синтеза и обобщения, установления связей (в том числе – причинно-следственных) и аналогий; поиска, преобразований, представлений и интерпретации информации, рассуждений и т.д.

Следовательно, инновационная система включения процедур оценивания/самооценивания направленна на оценивание предметных результатов, включает учащегося в процессы формирования его способностей, таких как решение учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе метапредметных действий, включает его в процессы самооценивания, формируя тем самым культуру оценивания и индивидуальное развития личности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 2, пункт 29
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года")
  3. Кучина Е.Н. Оценка как педагогическое понятие // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 144-152.
  4. Сергеева С. Ю. Современные подходы и методы оценки качества образования / С. Ю. Сергеева, Е. Д. Обревко // Молодой ученый. – 2019. – № 37 (275). – С. 162–165.
  5. Срабова О.Ю. Методика оценивания универсальных учебных действий в предметной области "Искусство", реализуемая на инновационной площадке творческой группой учителей МОБУ "Агалатовский ЦО" / О.Ю. Срабова, С. Ю. Сергиенко // Успешные практики реализации ФГОС общего образования: сб. метод. материалов. – Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО "ЛОИРО", 2018. – 172 с.
  6. Срабова О.Ю. Функционал учителя: формирование новых умений и действий учителя в контексте реализации личностно-ориентированного подхода. / О.Ю. Срабова // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. – Самара, 2016. – С.24-27.

Поделиться

2418

Срабова О. Ю. Методология и критерии оценки качества общего образования: новые подходы к процедуре оценивания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 150-154. URL: https://apni.ru/article/2131-metodologiya-i-kriterii-otsenki-kachestva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января