Управление эффектом институционального рычага в частно-государственных партнерствах

Управление эффектом институционального рычага в частно-государственных партнерствах

В статье исследуются вопросы методологии управления развитием государственно-частных партнерств на основе совершенствования деятельности институтов развития как специализированных форм создания ресурса развития экономических субъектов в условиях реиндустриализации и поиска источников инвестирования.

Аннотация статьи
государственное управление
провалы рынка
институциональная ловушка
институт развития
Ключевые слова

В настоящее время институты развития постепенно наращивают свою капитализацию, представляя собой создаваемые государством организации для обеспечения приоритетного финансирования и комплексной поддержки определенных проектов и сегментов экономики, признанных ключевыми (либо потому, что они влияют на уровень развития всей экономики в целом, либо потому, что они, несмотря на ценность по отношению обществу, считаются отстающими из-за низкой рентабельности, рисков и больших масштабов, не привлекают частных инвесторов, и поэтому нуждаются в особых инструментах поддержки). В связи с этим у хозяйствующих субъектов появляются реальные возможности финансирования рентабельных проектов и привлечения финансовых ресурсов в качестве бюджетных ассигнований. При этом необходимо отметить важность функционирования институтов развития – они содействуют распределению ресурсов в пользу проектов по реализации потенциала экономического роста [2, c. 146].

Для корректной разработки стратегии развития предприятия должны быть учтены множество факторов и условий, возможности инвестирования собственных средств или привлечения заемного финансирования. При этом именно собственник бизнеса определяет цель реализации стратегии развития, однако каковы конкретно условия эффективности реализации стратегии развития?

Конечно, именно рынок определяет качество и количество преобразований в экономике. Как известно, рынок представляет собой систему организационно-экономических отношений, которая складывается между экономическими субъектами, которые, в свою очередь, стремясь реализовать собственные интересы, осознают, что признание объективных правил поведения и следование им – наиболее эффективный путь для их реализации. Поэтому рынок в настоящее время трансформировался в конкретную информационную систему, в рамках которой действия субъекта воспринимаются им и другими субъектами в виде определенных информационных импульсов. В связи с этим экономический субъект действует по следующему алгоритму: сбор информации, ее переработка, принятие решений, практическое действие, что воспринимается другими субъектами в качестве информационного импульса, вызывая ответное действие, которое становится новой информацией, и т.д. Рынок, неотъемлемой характеристикой которого является конкуренция [3, c. 34], позволяет эффективно распределять ресурсы и риски, регулируя процессы производства и обмена посредством механизма рыночных равновесных цен.

В экономике координация осуществляется на основе текущих цен и цены на рынке образуются благодаря конкуренции. Однако при этом в долгосрочном периоде уменьшение неопределенности обеспечивается институтами, формирующими устойчивые взаимодействия между экономическими агентами. Здесь государство формирует свои механизмы поддержки процессов стратегического развития предприятий, т.е. условия. Поэтому условия реализации стратегии создает институциональная среда, с одной стороны, формируя среду поддержки развития бизнеса, а с другой стороны – обеспечивая реализацию общественных приоритетов.

Таким образом, стратегии развития экономических субъектов в условиях свободной конкуренции должны опираться на возможности получения преимуществ реализации проектов развития в институциональной среде, которые нами названы как институциональные преимущества, позволяющие повысить рентабельность капитала (критерий эффективности с позиции собственника предприятия) за счет использования институциональных ресурсов.

Обоснование необходимости учета институциональных преимуществ в результатах деятельности предприятия и оценка эффективности реализации стратегии привели к введению понятия «институциональный рычаг» [1, c. 94], что позволило дополнить известную систему рычагов как показателей эффективности функционирования экономического субъекта:

  • операционный рычаг – позволяет определить, какова доходность активов компании на данном сегменте рынка в условиях конкуренции;
  • финансовый рычаг – отражает эффект использования заемного капитала с увеличением рентабельности собственного капитала для финансирования проектов развития компании в конкурентных условиях;
  • акционерный рычаг – позволяет определить эффективность привлечения средств в рамках вертикальной или горизонтальной интеграции компании с привлечением финансовых ресурсов;
  • институциональный рычаг – позволяет оценить степень влияния институциональных ресурсов на эффективность развития экономического субъекта.

Институциональный рычаг возникает, когда экономический субъект вступает в соглашение с институтом, которое в дальнейшем с большей долей вероятности подразумевает заключение контракта. Принятие решения о взаимодействии с институтом подразумевает, что компания предполагает привлечь в распоряжение доступные (соответствующие ее уровню развития) институциональные ресурсы, которые позволяет ей осуществлять свою деятельность с большей эффективностью. Институт в результате такого взаимодействия также, в свою очередь, осуществляет функцию «невидимой руки», таким образом, чтобы компания способствовала технологическому и социально-экономическому развитию общества, чем она намеревалась это сделать, основываясь только на интересах собственников.

Введение понятия «институциональный рычаг» позволяет не только оценить эффективность реализации стратегии развития экономического субъекта на основе институциональных преимуществ, но и эффективность функционирования институтов. Так, если институты дают компании дополнительную рентабельность, то такой институт можно признать эффективно работающим (в виде налоговых поступлений средства возвращаются обществу и могут быть снова перераспределены). Неэффективный институт характеризуется тем, что не создает для компании дополнительную рентабельность при реализации проектов развития, поэтому реализует в обществе неэффективную устойчивую норму – т.е. происходит формирование институциональной ловушки.

Оценка капитализации путем оценки институционального рычага как фактора рентабельности даст наиболее точный критерий отбора институтов развития и обеспечивает эффективность расходования государственных ресурсов.

Текст статьи
  1. Ковальчук, Ю.А. Об экономической природе институционального рычага в реальном секторе экономики [Текст] / Ю.А. Ковальчук / Сборник тезисов докладов Четырнадцатого всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». – М.: ЦЭМИ РАН, 2013. – с. 93-95.
  2. Нуреев, Р.М. Россия: особенности институционального развития [Текст] / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2009. – 198 с.
  3. Porter M.E., Lopez-Claros A., Schwab K., Sala-i-Martin X. The Global Competitiveness Report 2006–2007. Basingstoke: Palgrave, 2006. – р. 35.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая