Оценка социально-экономического развития региона на примере Чеченской республики

Оценка социально-экономического развития региона на примере Чеченской республики

В статье анализируется социально-экономическое развитие Чеченской Республики. На основании анализа соответствующей статистической базы и научной литературы авторы приходят к выводу, что социально-экономическое развитие Республики может быть существенно улучшено посредством повышения степени социальной ответственности бизнеса, а также необходимости создания региональной социально направленной политики.

Аннотация статьи
социальная политика
социальное государство
социальная сфера региона
региональный аспект социальной политики
социальная защита населения
Ключевые слова

Чеченская Республика – современный, динамично развивающийся субъект Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Можно сказать, активно развивающийся субъект. Развивается промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование, спорт, туризм, культура и т.д. В целях социально-экономического развития Чеченской Республики было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 537- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы» [4].

Основная цель программы: достижение устойчивости социально-экономического развития Чеченской Республики.

Объем финансирования программы составляет - 124,02715 млрд. рублей, в том числе из средств [4]:

  • федерального бюджета - 112,03603 млрд. рублей;
  • бюджета Чеченской Республики - 4,87204 млрд. рублей;
  • внебюджетных источников - 7,11908 млрд. рублей.

Что касается занятости трудоспособного населения Чеченской Республики, нужно отметить, что уровень безработицы, существенно, с каждым годом снижается путем создания новых рабочих мест (см. табл. 1).

Последние 2-3 года промышленность Чеченской Республики развивает быстрыми темпами инвестирование, производимость и реализацию продукции, конкурентоспособность. В увеличении объема производства промышленной продукции огромную роль сыграли Министерство Промышленности и Энергетики Чеченской Республики и еще 11 предприятий. Причиной роста является внедрение специализированного оборудования, новых производственных мощностей по программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы». Привлеченные инвестиции в промышленность Чеченской Республики составляют: 150 млн. рублей из местного бюджета Республики и 97,5 млн. рублей - кредиты коммерческих банков.

Таблица 1

Показатели эффективности реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы»

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Темпы роста валового регионального продукта в процентах к предыдущему году

103,7

116,4

106,7

107,4

108,2

Темпы роста общего объема промышленного производства в процентах к предыдущему году

111,4

111,4

114,3

116,5

118,4

Обеспеченность населения жильем (кв. м на 1 чел.)

13,2

13,4

13,7

13,9

14,1

Численность безработных (тыс. человек)

298,5

298

232.2

183.7

170

Объем производимой продукции сельского хозяйства Чеченской Республики с каждым годом увеличивается. Население республики активно занимается животноводством и растениеводством, и успешно реализовывает сельхоз продукцию. В основном жители Чеченской Республики занимаются скотоводством, птицеводством, молочной продукцией и зерновыми культурами (см. табл. 2). В программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» планировалось развивать материальную базу для организации закупок, торговли сельхоз продукцией. Это способствовало развитию конкуренции, устранению многоступенчатых посредников и созданию рабочих мест, что тоже положительно повлияло на экономику Чеченской Республики за счет налогов.

Таблица 2

Валовое производство продукции животноводства и растениеводства (тыс. тонн)

Продукция

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Скот и птица

40,7

41,3

48,6

50,4

52

Молоко

258,4

260

295,2

301,8

305

Зерно

192,8

182,6

249,2

273,8

331,6

Огромное внимание уделяется и предпринимательству, т.к. это способствует снижению безработицы населения и пополнению казны Чеченской Республики. Большие возможности, в сфере предпринимательства, имеет молодежь республики. Круглый год проводятся форумы, конвееры проектов, как на региональном, так и на межрегиональном, и международном уровнях. Правительство Чеченской Республики всячески помогает жителям, пытающимся реализовать бизнес-идеи, материально-финансовыми ресурсами, оборудованием, помещением, выделяются все необходимые ресурсы за счет бюджета республики. А также создаются все условия для успешности бизнеса. Активно введется борьба с коррупцией.

В сфере образования, в Чеченской Республике, принимаются все меры для повышения уровня образования, грамотности школьников, студентов. Создаются ученические места, возводятся новые здания учебных заведений, создается благоприятная атмосфера в учебных заведениях. Проводятся кружки, игры, соревнования, где выявляется и оценивается уровень знаний участников. Такие соревнования устраиваются, как в учебных заведениях, так и на телерадиовещании. Внедряются новейшие технологии, для успешного развития и получения знаний учащимися (см. табл. 3).

Таблица 3

Показатели социальной сферы

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Количество созданных новых ученических мест

3400

3813

2787

2844

5182

Обеспеченность амбулаторно- поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек)

147,7

156,5

169,4

183,5

191,8

Обеспеченность средним медперсоналом (человек на 10 тыс. человек)

73

77,7

84,1

92,2

96,8

Привлечены инвестиции и строятся курортные объекты, гостиницы, создаются необходимые условия для туристов. На территории Чеченской Республики уже расположены 12 гостиниц, из них 8 в г. Грозном.

Казалось бы, столь позитивные факты должны способствовать улучшению уровня и качества жизни регионального социума. Однако подавляющее большинство трудоспособного населения Республики пока еще не имеет возможности получить оплачиваемую работу постоянного характера.

Для Чеченской Республики, как региона с наиболее сложной среди всех регионов Российской Федерации ситуацией с трудоизбыточностью, восстановление и развитие производства, привлечение инвестиций в регион, прежде всего, выступают как факторы существенного сокращения безработицы. Изменение социально-экономического положения трудоизбыточных регионов, к которым относится Чеченская Республика, их встраивание в рыночные преобразования требует системного подхода, при котором, наряду с проведением соответствующей государственной политики, необходимо создать соответствующие социально-экономические условия, в т.ч. за счет развития малого бизнеса и самообеспечения, посредством создания условий для наиболее полного вовлечения домохозяйств в общественное производство через развитие личных подсобных и фермерских хозяйств и сектора экономики [3].

Социально-экономическое развитие Республики может быть существенно улучшено посредством повышения степени социальной ответственности бизнеса: соблюдение высоких этических норм не только по отношению к своим сотрудникам, но и к внешней среде [1]. С учетом достигнутой зрелости регионального предпринимательства и значительного расширения его финансовых возможностей в настоящее время ответственность за достаточность и качество социальных благ для населения в возрастающей мере должна ложиться на частный бизнес, в первую очередь, на крупный. В этой связи обосновывается целесообразность стимулирования перехода бизнеса на более высокий уровень социальной ответственности [2], подразумевающей его совместную с государством поддержку здравоохранения, образования, науки, культуры и прочих компонентов социальной сферы, преимущественно в форме так называемых «корпоративных социальных инвестиций».

Таким образом, необходимо создать Региональную социально направленную политику в Чеченской Республике, которая будет достигать следующие основные цели, и решать ряд задач:

  • формирование социально-устойчивого регионального развития на базе институционально зрелой модели экономики и социального устройства. Достижение этой цели требует как определения взаимной роли и ответственности государства, граждан и предпринимателей, так и определения модели поведения индивидов и домашних хозяйств в экономической и социальной жизни;
  • постепенный переход к удовлетворению социальных потребностей за счет использования собственных доходов населения, создания для граждан условий, обеспечивающих более высокий уровень потребления, за счет более высокого уровня доходов; определения тех потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем;
  • создание общих условий обеспечения социального равенства всех граждан в удовлетворении минимальных социальных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятельности региона;
  • устранение неблагоприятных последствий перехода к рынку, а также поддержанием социально уязвимых слоев и групп населения. Это требует проведения совокупности разнородных мер, ориентированных на использование рыночных и нерыночных способов поддержки населения, включая льготы, прямые социальные трансферты и даже бесплатное предоставление ряда социальных услуг отдельным категориям граждан;
  • создание в Республике экспертно-аналитических групп из представителей профессиональных сообществ, научно-образовательных организаций, молодежи (студенты, молодые специалисты) для проведения анализа ситуации в основных сферах жизнедеятельности региона; подготовки проектов; разработки индикаторов и требований к системам жизнедеятельности населения региона.
Текст статьи
  1. Анисимова, В.Г. Система социальной защиты населения как
    составная часть социально-экономической политики. // Вестник ИНЖЭКОНа. /СПб.: СПбГИЭУ. 2006. Вып. 3(12).
  2. Блекус, В.В. Институты пенсионного обеспечения и их развитие в России. Автореферат дисс. … канд. эконом. наук. Улан-Удэ. 2007.
  3. Исмаилов, А.С. Специфика стабилизации социально-экономического развития региона на примере Чеченской Республики. [Электронный ресурс] / А.С. Исмаилова – Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-32-322011/item/542-2011-08-05-12-30-23.
  4. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N 537).
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня