Чеченская Республика – современный, динамично развивающийся субъект Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Можно сказать, активно развивающийся субъект. Развивается промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование, спорт, туризм, культура и т.д. В целях социально-экономического развития Чеченской Республики было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 537- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы» [4].
Основная цель программы: достижение устойчивости социально-экономического развития Чеченской Республики.
Объем финансирования программы составляет - 124,02715 млрд. рублей, в том числе из средств [4]:
- федерального бюджета - 112,03603 млрд. рублей;
- бюджета Чеченской Республики - 4,87204 млрд. рублей;
- внебюджетных источников - 7,11908 млрд. рублей.
Что касается занятости трудоспособного населения Чеченской Республики, нужно отметить, что уровень безработицы, существенно, с каждым годом снижается путем создания новых рабочих мест (см. табл. 1).
Последние 2-3 года промышленность Чеченской Республики развивает быстрыми темпами инвестирование, производимость и реализацию продукции, конкурентоспособность. В увеличении объема производства промышленной продукции огромную роль сыграли Министерство Промышленности и Энергетики Чеченской Республики и еще 11 предприятий. Причиной роста является внедрение специализированного оборудования, новых производственных мощностей по программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы». Привлеченные инвестиции в промышленность Чеченской Республики составляют: 150 млн. рублей из местного бюджета Республики и 97,5 млн. рублей - кредиты коммерческих банков.
Таблица 1
Показатели эффективности реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы»
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
---|---|---|---|---|---|
Темпы роста валового регионального продукта в процентах к предыдущему году |
103,7 |
116,4 |
106,7 |
107,4 |
108,2 |
Темпы роста общего объема промышленного производства в процентах к предыдущему году |
111,4 |
111,4 |
114,3 |
116,5 |
118,4 |
Обеспеченность населения жильем (кв. м на 1 чел.) |
13,2 |
13,4 |
13,7 |
13,9 |
14,1 |
Численность безработных (тыс. человек) |
298,5 |
298 |
232.2 |
183.7 |
170 |
Объем производимой продукции сельского хозяйства Чеченской Республики с каждым годом увеличивается. Население республики активно занимается животноводством и растениеводством, и успешно реализовывает сельхоз продукцию. В основном жители Чеченской Республики занимаются скотоводством, птицеводством, молочной продукцией и зерновыми культурами (см. табл. 2). В программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» планировалось развивать материальную базу для организации закупок, торговли сельхоз продукцией. Это способствовало развитию конкуренции, устранению многоступенчатых посредников и созданию рабочих мест, что тоже положительно повлияло на экономику Чеченской Республики за счет налогов.
Таблица 2
Валовое производство продукции животноводства и растениеводства (тыс. тонн)
Продукция |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
---|---|---|---|---|---|
Скот и птица |
40,7 |
41,3 |
48,6 |
50,4 |
52 |
Молоко |
258,4 |
260 |
295,2 |
301,8 |
305 |
Зерно |
192,8 |
182,6 |
249,2 |
273,8 |
331,6 |
Огромное внимание уделяется и предпринимательству, т.к. это способствует снижению безработицы населения и пополнению казны Чеченской Республики. Большие возможности, в сфере предпринимательства, имеет молодежь республики. Круглый год проводятся форумы, конвееры проектов, как на региональном, так и на межрегиональном, и международном уровнях. Правительство Чеченской Республики всячески помогает жителям, пытающимся реализовать бизнес-идеи, материально-финансовыми ресурсами, оборудованием, помещением, выделяются все необходимые ресурсы за счет бюджета республики. А также создаются все условия для успешности бизнеса. Активно введется борьба с коррупцией.
В сфере образования, в Чеченской Республике, принимаются все меры для повышения уровня образования, грамотности школьников, студентов. Создаются ученические места, возводятся новые здания учебных заведений, создается благоприятная атмосфера в учебных заведениях. Проводятся кружки, игры, соревнования, где выявляется и оценивается уровень знаний участников. Такие соревнования устраиваются, как в учебных заведениях, так и на телерадиовещании. Внедряются новейшие технологии, для успешного развития и получения знаний учащимися (см. табл. 3).
Таблица 3
Показатели социальной сферы
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
---|---|---|---|---|---|
Количество созданных новых ученических мест |
3400 |
3813 |
2787 |
2844 |
5182 |
Обеспеченность амбулаторно- поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек) |
147,7 |
156,5 |
169,4 |
183,5 |
191,8 |
Обеспеченность средним медперсоналом (человек на 10 тыс. человек) |
73 |
77,7 |
84,1 |
92,2 |
96,8 |
Привлечены инвестиции и строятся курортные объекты, гостиницы, создаются необходимые условия для туристов. На территории Чеченской Республики уже расположены 12 гостиниц, из них 8 в г. Грозном.
Казалось бы, столь позитивные факты должны способствовать улучшению уровня и качества жизни регионального социума. Однако подавляющее большинство трудоспособного населения Республики пока еще не имеет возможности получить оплачиваемую работу постоянного характера.
Для Чеченской Республики, как региона с наиболее сложной среди всех регионов Российской Федерации ситуацией с трудоизбыточностью, восстановление и развитие производства, привлечение инвестиций в регион, прежде всего, выступают как факторы существенного сокращения безработицы. Изменение социально-экономического положения трудоизбыточных регионов, к которым относится Чеченская Республика, их встраивание в рыночные преобразования требует системного подхода, при котором, наряду с проведением соответствующей государственной политики, необходимо создать соответствующие социально-экономические условия, в т.ч. за счет развития малого бизнеса и самообеспечения, посредством создания условий для наиболее полного вовлечения домохозяйств в общественное производство через развитие личных подсобных и фермерских хозяйств и сектора экономики [3].
Социально-экономическое развитие Республики может быть существенно улучшено посредством повышения степени социальной ответственности бизнеса: соблюдение высоких этических норм не только по отношению к своим сотрудникам, но и к внешней среде [1]. С учетом достигнутой зрелости регионального предпринимательства и значительного расширения его финансовых возможностей в настоящее время ответственность за достаточность и качество социальных благ для населения в возрастающей мере должна ложиться на частный бизнес, в первую очередь, на крупный. В этой связи обосновывается целесообразность стимулирования перехода бизнеса на более высокий уровень социальной ответственности [2], подразумевающей его совместную с государством поддержку здравоохранения, образования, науки, культуры и прочих компонентов социальной сферы, преимущественно в форме так называемых «корпоративных социальных инвестиций».
Таким образом, необходимо создать Региональную социально направленную политику в Чеченской Республике, которая будет достигать следующие основные цели, и решать ряд задач:
- формирование социально-устойчивого регионального развития на базе институционально зрелой модели экономики и социального устройства. Достижение этой цели требует как определения взаимной роли и ответственности государства, граждан и предпринимателей, так и определения модели поведения индивидов и домашних хозяйств в экономической и социальной жизни;
- постепенный переход к удовлетворению социальных потребностей за счет использования собственных доходов населения, создания для граждан условий, обеспечивающих более высокий уровень потребления, за счет более высокого уровня доходов; определения тех потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем;
- создание общих условий обеспечения социального равенства всех граждан в удовлетворении минимальных социальных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятельности региона;
- устранение неблагоприятных последствий перехода к рынку, а также поддержанием социально уязвимых слоев и групп населения. Это требует проведения совокупности разнородных мер, ориентированных на использование рыночных и нерыночных способов поддержки населения, включая льготы, прямые социальные трансферты и даже бесплатное предоставление ряда социальных услуг отдельным категориям граждан;
- создание в Республике экспертно-аналитических групп из представителей профессиональных сообществ, научно-образовательных организаций, молодежи (студенты, молодые специалисты) для проведения анализа ситуации в основных сферах жизнедеятельности региона; подготовки проектов; разработки индикаторов и требований к системам жизнедеятельности населения региона.