Малый бизнес как резерв развития экономики

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

малое предпринимательство
кейнсианская теория
эффект мультипликатора
мультипликатор

Аннотация статьи

В статье исследуется роль малого предпринимательства в развитии экономики страны в современных условиях. На основании проведенного исследования предложены меры по стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Текст статьи

В условиях нестабильной экономической ситуации, в которой находится Россия, развитие малого предпринимательства превращается в актуальную задачу. Нет необходимости доказывать, что малый бизнес является неотъемлемой частью экономики. Во всех развитых странах доля малых и средних фирм в валовом внутреннем продукте страны занимает значительное место: в США она составляет - 50-52%, в странах ЕС - 63-67%, в Японии - 52-55%, в то время как в России эта доля составляет лишь 10-11% [3, c. 58].

Цифры подтверждают, что вклад малого предпринимательства достаточно велик в хозяйственную деятельность страны. Они способствуют быстрому насыщению рынка товарами и услугами, расширению конкуренции, уменьшению безработицы, придают рыночной экономике необходимую гибкость, при этом затраты государства на становления малого предпринимательства минимальные.

Конец 20-го начало 21-го века ознаменовался глобальным кризисом экономики России. Крах существовавшей долгие годы централизованной экономической системы, образование новых территориальных границ возникших в связи с распадом СССР повлекло за собой разрыв действовавших ранее экономических связей. В первую очередь это сказалось на крупных предприятиях. В результате чего многие предприятия вынуждены были либо объявить о своем банкротстве либо значительно сократить свои производственные мощности. Низкий уровень промышленного производства и платежеспособного спроса, дорогие кредиты, не конкурентоспособность отечественных товаров отсутствие как внутренних так и внешних источников инвестиций способствовало возникновению таких не типичных для ранее существовавшей экономики явлений как инфляция и безработица что значительно повлияло на уровень доходов населения и соответственно увеличило социальную напряженность в обществе.

Такие проблемы как безработица, отсутствие внутренних инвестиций в свое время были достаточно быстро и эффективно преодолены в США, путем применения кейнсианской экономической теории [4, c. 325].

Кризис 1929-1932 годов охвативший весь капиталистический мир продемонстрировал не состоятельность существовавшего в то время основного постулата экономической теории, состоявшего в том, что главным фактором хозяйственного равновесия является предложение средств производства. Кейнс в противовес этому предложил в качестве основного фактора обеспечивающего равновесие – спрос на товары народного потребления. По мнению Кейнса именно спрос является главным стимулом развития экономики.

Так в научный оборот был введен термин «эффект мультипликатора» -основного элемента кейнсианской теории.

Эффект мультипликатора - цепная реакция в ходе которой, изменение одной экономической переменной влияет на значение других переменных, в результате чего происходят целые серии изменений в экономической системе3. Мультипликатор - это коэффициент роста зависимой переменной, определяемого ростом независимой [2, c. 95]. Заслуга Кейнса и его последователей состоит именно в обнаружении фактора мультипликации. Однако если Кейнс сосредоточил внимание на одном (зависимость между ростом инвестиций - спросом и увеличением национального дохода), то в дальнейшем было доказано существование множества мультипликаторов. Малое предпринимательство в современных условиях, можно рассматривать как один из мультипликаторов, но не единственный. Поэтому стимулируя развитие малого бизнеса, государство тем самым уменьшает безработицу и создает условия для увеличения доходов граждан занятых в этой сфере, которые в свою очередь увеличивают спрос на товары и услуги, что естественно влияет на рост производства, а следовательно и экономику в целом.

Реализация эффекта мультипликатора, вызванного к жизни малым предпринимательством, представлена ниже на рисунке.

Малое предприятие, будучи созданным, немедленно предъявляет спрос троякого рода на: 1) потребительские товары; 2) средства производства; 3) услуги. Каждый из этих видов спроса, представленных деньгами, дает финансовую жизнь, стимулирует соответствующие виды деятельности, которые появляются (или восстанавливаются, развиваются) как ответ на новорожденные запросы рынка. Спрос малого бизнеса в лице его многочисленных представителей - это прямое стимулирование экономики и деловой активности. Но есть и косвенное, опосредованное стимулирование. Малый бизнес платит налоги и сборы в государственный и местный бюджеты, осуществляет различные платежи во внебюджетные фонды. Оттуда идет адресное распределение и использование финансовых средств, в свою очередь формирующее новые разнообразные виды спроса - новую порцию стимулирования экономики [1, c.12].

Рис.  Малый бизнес: эффект мультипликатора

Порождая, развивая и поддерживая эффект мультипликации, малое предпринимательство стимулирует хозяйственную деятельность страны. Однако воздействие мультипликатора достаточно сложно. Оно зависит от влияния многих факторов, потому использование данного эффекта для решения конкретных задач, требует тщательного анализа условий, в которых будет действовать мультипликатор.

К сожалению эффект мультипликатора порождаемый малым бизнесом в нашей стране замедлен. На это имеется ряд причин, одна из них - нехватка оборотных средств. На сегодняшний день в основном частные предприниматели, делая первоначальные затраты за счет личных сбережений, выполняют роль мультипликатора, конечно при условии эффективной работы предприятия. Но этого не достаточно для успешного развития малого предпринимательства в целом. Дефицит оборотных средств должен покрываться и за счет других источников кредитования в первую очередь, таких как кредиты банка, микрофинансирование, лизинг. С этой целью необходимо создать более действенную схему финансовой поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Во многих промышленно развитых странах проблемы регулирования, создания соответствующих механизмов поддержки малого бизнеса являются приоритетными задачами государства.

Учитывая положительный опыт развития малого предпринимательства промышленно развитых, стран государству необходимо использовать различные инструменты поддержки малого бизнеса в том числе:

  • создание инфраструктуры, содействующей экономическому развитию малых и средних предприятий;
  • различные виды финансовой поддержки: косвенная финансовая помощь, например, налоговые льготы для малых и средних предприятий (освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль, единого налога на доходы в определенных пределах), прямая финансовая помощь. К разновидностям прямой финансовой помощи можно отнести – государственные инвестиционные надбавки/субсидии, льготное кредитование.

Список литературы

  1. Воробьева, Л. А. Развитие малого предпринимательства: теория и опыт [Текст] / Л. А. Воробьева ; НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 1997. – 32 с.
  2. Кейнс, Дж. М. Избранные произведения [Текст] / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1993. – 541 с.
  3. Рубе, В.А. Малый бизнес: история, теория, практика [Текст] / В. А. Рубе. – М. : ТЕИС, 2005 . – 231 с.
  4. Речман, Д. Дж., Мескон, М.Х., Боуви, К.Л., Тилл, Дж. В. Современный бизнес [Текст]: в 2 т. т.1/ Пер. с англ. – М.: Республика, 1995. – 431 с.

Поделиться

1829

Матвийчук Л. Н., Спицина Е. М. Малый бизнес как резерв развития экономики // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 97-100. URL: https://apni.ru/article/2139-malij-biznes-kak-rezerv-razvitiya-ekonomiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря