Главная
Конференции
I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки»
Проблемы и особенности нормативно-правового регулирования вертикально-интегриров...

Проблемы и особенности нормативно-правового регулирования вертикально-интегрированных компаний телекоммуникационной отрасли

Автор(-ы):

Мелешкина Наталия Александровна

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

телекоммуникационная отрасль
оператор связи
услуги
сеть
лицензирование

Аннотация статьи

В статье исследуются особенности нормативно правового обеспечения деятельности вертикально-интегрированных компаний телекоммуникационной отрасли в России, выявлены пробелы и недостатки в нормативных документах.

Текст статьи

Вертикально-интегрированные компании телекоммуникационной отрасли оказывают пользователям следующие виды услуг: мобильную телефонную связь; фиксированную телефонную связь (включая местную, междугородную и международную связь); телематические услуги; радиосвязь и спутниковую связь; теле и радиовещания; услуги доступа в интернет.

В своей работе все компании телекоммуникационной отрасли следуют Законодательству Российской Федерации в области связи, которое в свою очередь, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит, прежде всего, из Федерального закона «О связи» и иных федеральных законов.

Однако, федеральный закон Российской Федерации «О связи» постоянно претерпевает изменения, обусловлено это тем, что телекоммуникационная отрасль постоянно развивается, нормы права сталкиваются с новыми случаями, не подходящими под рассмотрение в рамках существующего законодательства. Например, в середине прошлого года изменения были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе контентных услуг, оказываемых иными, чем оператор связи, лицами. Дано определение понятия «контентных услуг» как технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности. Также федеральным законом «О связи» в редакции от 10 июля 2013 г. вводится обязанность операторов связи создавать по обращению абонента подвижной радиотелефонной связи дополнительный лицевой счёт, предназначенный только для оплаты контентных услуг, оказываемых иными, чем оператор связи, лицами (за исключением услуг, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг). При этом устанавливается, что оплата данных услуг осуществляется в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счёте [1]. Последние изменения в Федеральный закон «О связи» были рассмотрены Федеральным законом №9 от 03.02.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи». Изменения касались в части определения универсальных услуг связи, оператора универсального обслуживания, резерва универсального обслуживания [2].

Попытки внести поправки или изменения в Федеральный закон «О связи» должны быть аргументированы и подлежат тщательному рассмотрению. Так депутатом Государственной Думы Коробовым М.Л. в 2010 году был предложен проект федерального закона № 44016-5 "О внесении изменений в Федеральный закон «О связи». В редакции законопроекта предлагалось изменить определение «существенного оператора». Понятие предлагалось изложить в следующей редакции: оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определяемой зоне нумерации, в географически неопределяемой зоне нумерации в пределах территории субъекта Российской Федерации, за которым закреплен соответствующий ресурс нумерации, выделенный оператору, или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами от монтированной емкости всех функционирующих на соответствующей территории сетей электросвязи, либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика. Предлагаемые изменения могли привести к ужесточению регулирования бизнеса сотовых операторов, в том числе в части тарифной политики. Крупнейшие компании телекоммуникационного рынка, аналитики, эксперты, представители ведомств и министерств, проанализировав предложенный на рассмотрение проект, выдвинули следующие мнения: введение критерия обладания оператором связи не менее чем 25% от монтированной емкости сетей связи, либо возможности осуществления пропуска не менее чем 25% трафика, может создать предпосылки для замедления развития строящихся и уже введенных в эксплуатацию сетей связи, так как операторы будут не заинтересованы развивать сети связи выше определенного настоящим законопроектом предела. Это негативно отразится на равномерном распространении услуг связи на всей территории России (Мегафон); Отнесение к «существенным» всех крупных операторов связи будет означать, что весь рынок услуг присоединения и пропуска трафика будет регулироваться государством, что идет вразрез с международной практикой (Вымпелком). Однако были выявлены отдельные, заинтересованные группы рынка, в продвижении этого документа, среди которых: региональные сотовые операторы, операторы фиксированной связи, потенциальные конкуренты за частоты LTE, чиновников. Также большинство респондентов выразили твердую уверенность в том, что поправки не пройдут одобрение в Госдуме, поскольку либо не доработаны, либо устарели и не соответствуют реальности, либо противоречат или дублируют уже существующее законодательство [3]. В итоге предлагаемый проект закона не прошел одобрения в государственной Думе Российской Федерации.

Доработки требуют и действующие «Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации», утверждённых Постановление Правительства РФ № 35082 от 13 июля 2004 г. Основой телекоммуникационной сферы являются сети, важнейшим элементом управления которых является нумерация. В ходе практического применения выявились следующие проблемы, в том числе по перечню документов, представляемых при получении нумерации; процедуре переоформления ресурса нумерации при изменении номера лицензии; по уточнению кодов DEF; более четкому описанию критериев задействования нумерации, с указанием сетей, на которые распространяются данные критерии и др. В связи с этим необходимо решить вопрос об упрощении порядка взаимодействия операторов с радиочастотными органами, а также процедур выдачи радиочастот.

Регулированием процедуры лицензирования в области оказания услуг связи в Российской Федерации, занимается Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [4]. В рамках нового закона «О связи» содержатся положения, как облегчающие, так и усложняющие процедуру лицензирования, поскольку выявились новые проблемы, такие как:

  • проблема двух лицензий, для операторов, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания. Если оператор сам не производит контент, а только доставляет программу до пользователя, то у оператора возникает обязанность заключения договора на оказание услуг связи с лицензиатом-вещателем. Однако в случае если производителем программы является нерезидент РФ, то он не вправе выступать учредителем организаций, производящих теле-, видеопрограммы, не сможет зарегистрировать средство массовой информации, а значит, получить лицензию на вещание. Таким образом, российский оператор вынужден самостоятельно получить лицензию на вещание зарубежных каналов. Вместе с тем п. 13 Положения о лицензировании ТВ, РВ вещания в РФ запрещает получение лицензии на ТВ, РВ вещание более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию. То есть для вещания 20 каналов необходимо зарегистрировать 10 юридических лиц и получить на каждое по 2 лицензии на вещание. Таким образом, оператор связи вынужден либо работать без лицензии на вещание и нарушать законодательство РФ, либо получать еще несколько десятков лицензий, при этом создавая несколько десятков юридических лиц;
  • проблема избыточного количества видов услуг связи подлежащих лицензированию. В настоящее время российское законодательство предусматривает 20 видов услуг связи, подлежащих лицензированию, согласно Постановлению Правительства № 87 от 18 февраля 2005 года.

Действующий порядок лицензирования однозначно не способствует формированию эффективной структуры региональных рынков, более того приводит к распылению инвестиций и снижению экономической эффективности деятельности операторов связи.

По вопросу присоединения телекоммуникационных сетей ситуация на рынке изменилась: IP-операторов поставили в один ряд с традиционными, при этом распространив на всех одинаковые правила лицензирования после утверждения Федерального закона Российской Федерации от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи», утверждения Правительством РФ в 2005 году «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Принятые документы позволили учитывать наличие неравенства в правовом и экономическом статусе операторов связи [5].

В новой редакции «Правил оказания услуг подвижной связи», регулирующих отношения между абонентом и оператором связи при оказании услуг подвижной связи, впервые было введено понятия роуминга, которое отсутствовало в предыдущей версии документа, обязанность оператора предупреждать абонента об особенностях тарификации в роуминге и другие. Кроме того, предусматривается подробное описание порядка и условий заключения договора дилерами. Теперь дилер, осуществляющий продажу SIM-карт от лица оператора, будет нести ответственность не только за выполнение условий договора с оператором, но и за соблюдение законодательства, чего не было ранее. Это позволит сократить число мошеннических случаев - например, продажу SIM-карт на несуществующие паспортные данные и перепродажу дилерами SIM-карт другим юридическим лицам. В новой редакции предусмотрено, что смена тарифного плана будет бесплатной всегда. В 2011 году Роскомнадзором был затронул вопрос покрытия автомобильных дорог федерального значения мобильной связью. Было принято решение совместно с операторами обеспечить повышение качества связи на придорожных территориях. На основании выданных разрешений на использование радиочастот и радиочастотных каналов, свидетельств о регистрации РЭС, а также по данным измерений предприятиями радиочастотной службы, рассчитаны зоны обслуживания базовых станций операторов связи стандартов GSM-900/1800 и IMT-2000/UMTS вдоль основных автомобильных дорог федерального значения Российской Федерации. Однако, никаких нормативных документов, которые регламентировали бы нормативы радиопокрытия сотовой связью дорог федерального значения или каких-либо других дорог в стране практически нет. Единственное исключение - условия конкурса на лицензии сотовой связи стандарта GSM-900, проведенного в апреле 2011г. В них впервые были включены обязательства победителя в течение семи лет с момента получения лицензии обеспечить радиопокрытие всех дорог федерального и регионального значения в конкурсных регионах. Проблема «дырявого» радиопокрытия сотовой связи вдоль дорог наиболее актуальна для регионов с малой плотностью населенных пунктов, где посреди довольно длинных участков пути между городами и поселками сотовой связи может не быть совсем. Премьер министр в августе 2010г. поручил решить этот вопрос на базе частно-государственного партнерства: из госбюджета на эту работу было выделено 2 млрд.руб., столько же должны были вложить сотовые операторы ОАО «МТС», «МегаФон» и «Билайн» [6].

Таким образом, мы приходим к выводу, что законодательство, регулирующее телекоммуникационную деятельность, является крайне обширным. Операторам связи приходится действовать в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, законодательства о сертификации продукции, о защите прав потребителей и т. д. Принятые за прошедшие годы постановления Правительства РФ были призваны лишь «залатать законодательные пробелы». Отсутствие качественного регулирования сказывается на темпах развития отрасли. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность телекоммуникационной отрасли должна постоянно развиваться и совершенствоваться, для того, чтобы отвечать всем требованиям современности.

Проанализировав все вышеперечисленное, можно сделать следующие выводы:

  1. Современные общество в результате массового внедрения информационных и телекоммуникационных технологий испытывает потребность концептуального, нормативного технического и нормативного правового регулирования.
  2. Перспективы интеграции любого, в том числе российского, общества в информационное предполагают наличие соответствующей инфраструктуры –- телекоммуникаций. Конституция Российской Федерации, международные акты, кодексы, отраслевые и специальные законы не в полной мере отражают существа отношений, которые стремительно складываются, развиваются и прекращаются.
  3. Значительная часть норм может быть сформулирована действующим оператор связи на основании действующего законодательства и проведённых исследований и апробирована на локальном уровне.
  4. Федеральные целевые и государственные программы являются одним из основных инструментов реализации государственной политики в области связи.

Для устранения выявленных в ходе анализа «слабых мест» необходимо законодательно урегулировать все пробелы современного законодательства в области телекоммуникационной отрасли. Среди наиболее обоснованных направлений совершенствования предложены следующие рекомендации:

  1. Необходимо ограничить государственное вмешательство в деятельность субъектов рынка связи, уменьшить количество контролирующих организаций.
  2. Необходимо создать максимально «прозрачные» процедуры взаимоотношений регулирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности.
  3. Необходимо обеспечить реализацию принципа «одного окна», который предусматривает однократное обращение оператора в министерство и последующее прохождение документов в структурных подразделениях уже без участия заявителя. Это значительно сократит сроки получения соответствующих санкций и лицензий [7].
  4. Необходимо привести в соответствие федеральный закон «О связи» с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. А также произвести комплексную ревизию всей законодательной базы для её унификации и избежание противоречий.

Список литературы

  1. www.kremlin.ru
  2. www.pravo.gov.ru
  3. Государственное регулирование и развитие рынка сотовой связи: мировой опыт и реалии России [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ComNewsResearch.ru
  4. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009г. «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». – 2009. – № 228 – C.16.
  5. Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 г. «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». – 2005. – № 161. – С. 43.
  6. Агапов И. Роскомнадзор призовет сотовых операторов залатать «дыры» в связи вдоль дорог [Электронный ресурс] / И. Агапов. – Режим доступа: http://www.marker.ru.
  7. Кочетов В. [Электронный ресурс] / В. Кочетов. – Режим доступа: http://www.telecomru.ru.

Поделиться

1895

Мелешкина Н. А. Проблемы и особенности нормативно-правового регулирования вертикально-интегрированных компаний телекоммуникационной отрасли // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 100-105. URL: https://apni.ru/article/2140-problemi-i-osobennosti-normativno-pravovogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля