Автор(-ы):
Шрубченко Анастасия Васильевна
Стенюшкина Светлана Геннадьевна
Секция
Экономические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье исследуется конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, как фактор позволяющий занять выгодную позиции на рынке. Рассматривается понятие бенчмаркинг и его место в повышении конкурентоспособности предприятия.
Текст статьи
Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях требует использования разнообразных методов и подходов, при этом решающим фактором коммерческого успеха любого предприятия является конкурентоспособность.
Учитывая интенсивное развитие национальной экономики, возникает необходимость оценки проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ российских предприятий. Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует множество определений конкурентного преимущества, и выявить однозначное толкование данного понятия невозможно. Однако из множества определений конкурентных преимуществ предприятия можно выделить наиболее часто встречающееся.
Конкурентное преимущество – это особая компетентность в организационной, экономической, маркетинговой и других сферах деятельности фирмы, обуславливающая превосходство над конкурентами с точки зрения имиджа, свойств и характеристик предлагаемой продукции (услуг) важных для покупателя, установление своих «правил» предпринимательской игры и обеспечение лидирующих позиции на рынке, получение прибыли в течении длительного времени [1, с. 1074].
Конкурентные преимущества проявляются в способности обладания определенными возможностями, которые позволяют противостоять конкурирующим фирмам, превосходстве над ними по какому-либо параметру в конкретный временной период. Также конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента и завоевывать прочные позиции на рынке [4, с. 102]. Можно отметить, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам, предложения товаров более высокого качества.
При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли.
В настоящее время существует определённая иерархическая зависимость конкурентоспособности, которая выражается в том, что конкурентоспособность предприятий может быть достигнута лишь в том случае, если создана конкурентоспособная индустрия на мезо- и макроуровне. Достижение конкурентоспособности индустрии во многом определяется сбалансированностью, как конкурентоспособности отдельных предприятий, так и уровнем развития индустрии. Это означает появление так называемого синергетического эффекта на микро-, мезо- и макроуровне индустрии, т.е. формирование новых системных свойств индустрии.
На наш взгляд, предприятиям для формирования высоких конкурентных преимуществ необходимо:
Рыночные субъекты хозяйствования находятся в постоянном поиске конкурентных преимуществ, являясь сердцевиной их деятельности, определяют наиболее значимые факторы конкурентоспособности и элементы конкурентной позиции на рынке.
Практика бизнеса показывает, что непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что приводит к внедрению новых форм управления, использованию новых технологий, созданию новых, более привлекательных программ [2].
Одним из способов формирования наиболее эффективных конкурентных преимуществ является бенчмаркинг.
Термин бенчмаркинг введен в 1972 году. Бенчмаркинг это (англ. benchmark - начало отсчета) – метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности [2].
Бенчмаркинг в России применяется сегодня лишь рядом крупных компаний, преимущественно имеющих контакты с зарубежными партнерами и ориентирующиеся на мировые стандарты. В отечественном малом и среднем бизнесе на сегодняшний день большинство руководителей не знают об эталонном сопоставлении как об инструменте управления, имеющем научно-методическую базу и признание во всем мире. Однако потенциал эталонного сопоставления необходимо и возможно реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в практику управления российскими компаниями.
Бенчмаркинг – это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности бизнеса партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация.
План действия включает несколько этапов, среди которых:
В целом можно сказать, что проведение бенчмаркингового исследования значительно повышает конкурентоспособность компании, способствует улучшению качества продукции и позволяет занять значительную нишу рынка.
Сложившаяся теория и практика бенчмаркинга выделяет следующие его типы: внутренний, конкурентный, функциональный и общий.
Рассмотрим типы бенчмаркинга на примерах:
По данным консалтинговой компании Bain & Co, в последние годы бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях, поскольку он помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Бенчмаркинг позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов.
Список литературы
Поделиться
Шрубченко А. В., Стенюшкина С. Г. Бенчмаркинг как метод повышения конкурентоспособности предприятия // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 109-111. URL: https://apni.ru/article/2143-benchmarking-kak-metod-povisheniya-konkurent