Бенчмаркинг как метод повышения конкурентоспособности предприятия

В статье исследуется конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, как фактор позволяющий занять выгодную позиции на рынке. Рассматривается понятие бенчмаркинг и его место в повышении конкурентоспособности предприятия.

Аннотация статьи
бенчмаркинг
эффективность
конкурентоспособность
международный опыт
предприятие
преимущества
Ключевые слова

Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях требует использования разнообразных методов и подходов, при этом решающим фактором коммерческого успеха любого предприятия является конкурентоспособность.

Учитывая интенсивное развитие национальной экономики, возникает необходимость оценки проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ российских предприятий. Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует множество определений конкурентного преимущества, и выявить однозначное толкование данного понятия невозможно. Однако из множества определений конкурентных преимуществ предприятия можно выделить наиболее часто встречающееся.

Конкурентное преимущество – это особая компетентность в организационной, экономической, маркетинговой и других сферах деятельности фирмы, обуславливающая превосходство над конкурентами с точки зрения имиджа, свойств и характеристик предлагаемой продукции (услуг) важных для покупателя, установление своих «правил» предпринимательской игры и обеспечение лидирующих позиции на рынке, получение прибыли в течении длительного времени [1, с. 1074].

Конкурентные преимущества проявляются в способности обладания определенными возможностями, которые позволяют противостоять конкурирующим фирмам, превосходстве над ними по какому-либо параметру в конкретный временной период. Также конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента и завоевывать прочные позиции на рынке [4, с. 102]. Можно отметить, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам, предложения товаров более высокого качества.

При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли.

В настоящее время существует определённая иерархическая зависимость конкурентоспособности, которая выражается в том, что конкурентоспособность предприятий может быть достигнута лишь в том случае, если создана конкурентоспособная индустрия на мезо- и макроуровне. Достижение конкурентоспособности индустрии во многом определяется сбалансированностью, как конкурентоспособности отдельных предприятий, так и уровнем развития индустрии. Это означает появление так называемого синергетического эффекта на микро-, мезо- и макроуровне индустрии, т.е. формирование новых системных свойств индустрии.

На наш взгляд, предприятиям для формирования высоких конкурентных преимуществ необходимо:

  • стремиться к улучшениям, новшествам и переменам во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия;
  • совершенствовать и увеличивать количества источников конкурентного преимущества, способствующее сохранению его деятельности и устойчивости;
  • применение системного подхода к формированию конкурентного преимущества, охватывающего весь механизм деятельности предприятия.

Рыночные субъекты хозяйствования находятся в постоянном поиске конкурентных преимуществ, являясь сердцевиной их деятельности, определяют наиболее значимые факторы конкурентоспособности и элементы конкурентной позиции на рынке.

Практика бизнеса показывает, что непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что приводит к внедрению новых форм управления, использованию новых технологий, созданию новых, более привлекательных программ [2].

Одним из способов формирования наиболее эффективных конкурентных преимуществ является бенчмаркинг.

Термин бенчмаркинг введен в 1972 году. Бенчмаркинг это (англ. benchmark - начало отсчета) – метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности [2].

Бенчмаркинг в России применяется сегодня лишь рядом крупных компаний, преимущественно имеющих контакты с зарубежными партнерами и ориентирующиеся на мировые стандарты. В отечественном малом и среднем бизнесе на сегодняшний день большинство руководителей не знают об эталонном сопоставлении как об инструменте управления, имеющем научно-методическую базу и признание во всем мире. Однако потенциал эталонного сопоставления необходимо и возможно реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в практику управления российскими компаниями.

Бенчмаркинг – это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности бизнеса партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация.

План действия включает несколько этапов, среди которых:

  1. Понимание деталей собственных бизнес-процессов;
  2. Анализ бизнес-процессов других компаний;
  3. Сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых компаний;
  4. Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва.

В целом можно сказать, что проведение бенчмаркингового исследования значительно повышает конкурентоспособность компании, способствует улучшению качества продукции и позволяет занять значительную нишу рынка.

Сложившаяся теория и практика бенчмаркинга выделяет следующие его типы: внутренний, конкурентный, функциональный и общий.

Рассмотрим типы бенчмаркинга на примерах:

  1. Внутренний бенчмаркинг представляет собой сравнение схожих видов деятельности разных подразделений одной организации.
  2. Конкурентный бенчмаркинг – сопоставление данных о работе предприятий конкурирующих друг с другом в одной отрасли или на рынке.
  3. Функциональный бенчмаркинг – сопоставление схожих процессов и функций предприятий, работающих в одной или разных отраслях.
  4. И последний вид – общий бенчмаркинг – сопоставление данных о работе компаний относящихся к разным отраслям.

По данным консалтинговой компании Bain & Co, в последние годы бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях, поскольку он помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Бенчмаркинг позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов.

Текст статьи
  1. Белякова, Г. Я. Ключевые компетенции как основа устойчивого конкурентного преимущества предприятия [Текст] / Г. Я. Белякова, Е. В. Сумина // Электронный журнал «Исследовано в России». – 2005. – № 104. – С. 1070 – 1080.
  2. Ватсон.Г. Бенчмаркинг на примерах [Электронный ресурс] / Г. Ватсон.– Режим доступа: http://www.benchmarkingclub.ru/vatson.html.
  3. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003.Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации [Текст] : учеб. пособие / М. А. Жукова. – М. : Финансы и статистика, 2010. – 199 с.
  4. Салтыков, В. К. Определение конкурентных преимуществ предприятий индустрии туризма [Текст] / В. К. Салтыков // Инновации и инвестиции. – 2011. – № 4. – С. 102 – 105.
  5. Харрингтон, Дж. Х. Бенчмаркинг в лучшем виде: 20 шагов к успеху [Текст] / Дж.Х. Харрингтон, Дж.С. Харрингтон. – СПб. : Питер, 2004. – 176 с.
Список литературы