Автор(-ы):
Апальков Александр Владимирович
Секция
Педагогические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье обсуждается проблема оптимизация процесса профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки. Вместе с тем, в статье анализируя состояние физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, дается обоснование научной проблемы формирования профессиональной адаптации курсантов к учебному процессу, к повышению уровня физической подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России к своей служебной деятельности.
Текст статьи
Теоретический анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что с самых начальных этапов развития человеческого общества физическое воспитание всегда было одним из важнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имело важнейшее значение в его приспособлении к постоянно усложняющимся формам трудовой деятельности и факторам социальной среды.
Модернизация современного образования в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, является актуальной общегосударственной задачей. В настоящее время особую значимость приобретает проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов МВД России, которые в свою очередь обуславливает необходимость повышения качества учебного процесса в учебных заведениях МВД России, где обучается основная масса курсантов – будущих офицеров правоохранительных органов. Все это приводит к постоянно возрастающим требованиям. Во-первых, к психофизической подготовленности специалистов органов внутренних дел, определяющей их профессиональную пригодность, системой подготовки профессиональных кадров МВД России. Во-вторых, к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел т.к. занимает особое место в профессиональном становлении специалистов органов внутренних дел. В-третьих, противоречиями между качественно новым уровнем требований на современном этапе к работоспособности сотрудников ОВД, базирующейся на крепком здоровье и хорошем физическом развитии, и реальной подготовленностью выпускников образовательных организаций МВД России. Это требует новых подходов, содержания, методов и форм к системе подготовки специалистов, профессионалов своего дела. В-четвертых, отсутствием целенаправленного исследования проблемы профессиональной адаптации курсантов средствами физической подготовки в образовательных организациях МВД России в процессе обучения [1, с. 8].
Следовательно, исследование проблемы профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России в период их обучения является актуальным. Несмотря на наличие имеющихся в настоящее время научных и методических работ направленных на формирование профессиональной адаптации курсантов МВД России, особенности структуры профессиональной адаптации, значимость средств физической подготовки на различных этапах ее формирования, взаимосвязь показателей физической и профессиональной подготовленности изучены недостаточно. Имеющиеся данные разрознены, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию [3, с. 56].
Таким образом, в современной подготовке специалистов МВД возникла необходимость профессиональной адаптации сотрудников и совершенствования их профессионального мастерства средствами физической подготовки.
Цель нашего исследования – определить и обосновать содержание и педагогические условия успешной профессиональной адаптации курсантов средствами физической подготовки.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
Для решения этой проблемной ситуации мы предлагаем использовать средства физической подготовки. Анализируя состояние физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, необходимо отметить, что в литературе данная проблема рассматривалась в исследованиях Г. В. Антонова [1], А. Л. Евсикова [2], И. М. Медведева [5], С. В. Непомнящего [6],
Н. А. Токарева [10], , Ю. Ф. Подлипняка [9], В. В. Яншина [11] и др.
В связи с этим профессиональная подготовка курсантов должна осуществляться не только на плановых занятиях по физической подготовке, а также в процессе самостоятельной, осознанной и активной двигательной деятельности с целью формирования успешной профессиональной адаптации.
Исходя из этих позиций, мы рассматриваем явление профессиональной адаптацией, как приспособление человека к новым для него условиям труда с овладением всем объемом знаний, умений и навыков, необходимых для полного освоения профессии.
Профессиональная адаптация предполагает формирование профессионально-значимых качеств личности, оптимальное сочетание психофизиологических функций человека и профессиональных требований, предъявляемых к выполняемой работе [8, с. 36].
Поэтому положительная роль целенаправленного использования средств физической подготовки в процессе адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности заключается в том, что они не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и активизируют процесс социально-психологической адаптации, путем включения курсантов в коллективную деятельность (игровые технологии, используемые на занятиях по физической подготовке, секционные занятия по избранному виду спорта, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень работоспособности и активности [9, с. 44].
Итак, результаты научных исследований по проблеме профессионально-прикладной физической подготовки позволили определить, что для образовательных организаций МВД России наиболее оптимален следующий вариант его организации: последовательное развитие и совершенствование профессионально важных двигательных способностей и формирование умений, комплексная реализация их в обстановке, приближенной к реальной с обязательной активизацией обучаемых, направленной на самосовершенствование получаемых физических умений и навыков. Данные умения должны последовательно проверяться в комплексных зачетных упражнениях повышающейся сложности от первого до выпускного курсов.
Очевидно, что принятие решений в этом направлении должно основываться на научной основе. Научная основа процесса профессиональной адаптации курсантов - это путь к повышению качества учебного процесса, к повышению уровня физической подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России к будущей служебной деятельности.
Список литературы
Поделиться
Апальков А. В. Оптимизация процесса профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 112-115. URL: https://apni.ru/article/2144-optimizatsiya-protsessa-professionalnoj-adapt