Теоретический анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что с самых начальных этапов развития человеческого общества физическое воспитание всегда было одним из важнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имело важнейшее значение в его приспособлении к постоянно усложняющимся формам трудовой деятельности и факторам социальной среды.
Модернизация современного образования в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, является актуальной общегосударственной задачей. В настоящее время особую значимость приобретает проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов МВД России, которые в свою очередь обуславливает необходимость повышения качества учебного процесса в учебных заведениях МВД России, где обучается основная масса курсантов – будущих офицеров правоохранительных органов. Все это приводит к постоянно возрастающим требованиям. Во-первых, к психофизической подготовленности специалистов органов внутренних дел, определяющей их профессиональную пригодность, системой подготовки профессиональных кадров МВД России. Во-вторых, к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел т.к. занимает особое место в профессиональном становлении специалистов органов внутренних дел. В-третьих, противоречиями между качественно новым уровнем требований на современном этапе к работоспособности сотрудников ОВД, базирующейся на крепком здоровье и хорошем физическом развитии, и реальной подготовленностью выпускников образовательных организаций МВД России. Это требует новых подходов, содержания, методов и форм к системе подготовки специалистов, профессионалов своего дела. В-четвертых, отсутствием целенаправленного исследования проблемы профессиональной адаптации курсантов средствами физической подготовки в образовательных организациях МВД России в процессе обучения [1, с. 8].
Следовательно, исследование проблемы профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России в период их обучения является актуальным. Несмотря на наличие имеющихся в настоящее время научных и методических работ направленных на формирование профессиональной адаптации курсантов МВД России, особенности структуры профессиональной адаптации, значимость средств физической подготовки на различных этапах ее формирования, взаимосвязь показателей физической и профессиональной подготовленности изучены недостаточно. Имеющиеся данные разрознены, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию [3, с. 56].
Таким образом, в современной подготовке специалистов МВД возникла необходимость профессиональной адаптации сотрудников и совершенствования их профессионального мастерства средствами физической подготовки.
Цель нашего исследования – определить и обосновать содержание и педагогические условия успешной профессиональной адаптации курсантов средствами физической подготовки.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- формирование знаний основ теории и методики физической подготовки и здорового образа жизни;
- формирование устойчивости к физическим нагрузкам;
- обучение технике приемов борьбы;
- формирование профессионально важных физических качеств;
- овладение системой практических умений и навыков применения физической силы и специальных средств, для обеспечения правопорядка в типичных ситуациях служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел;
- формирование необходимых интеллектуальных, психологических и профессионально-нравственных качеств личности (уверенность в правоте своих действий, гуманность, самодисциплина, память, внимание, самообладание, добросовестность, настойчивость).
Для решения этой проблемной ситуации мы предлагаем использовать средства физической подготовки. Анализируя состояние физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, необходимо отметить, что в литературе данная проблема рассматривалась в исследованиях Г. В. Антонова [1], А. Л. Евсикова [2], И. М. Медведева [5], С. В. Непомнящего [6],
Н. А. Токарева [10], , Ю. Ф. Подлипняка [9], В. В. Яншина [11] и др.
В связи с этим профессиональная подготовка курсантов должна осуществляться не только на плановых занятиях по физической подготовке, а также в процессе самостоятельной, осознанной и активной двигательной деятельности с целью формирования успешной профессиональной адаптации.
Исходя из этих позиций, мы рассматриваем явление профессиональной адаптацией, как приспособление человека к новым для него условиям труда с овладением всем объемом знаний, умений и навыков, необходимых для полного освоения профессии.
Профессиональная адаптация предполагает формирование профессионально-значимых качеств личности, оптимальное сочетание психофизиологических функций человека и профессиональных требований, предъявляемых к выполняемой работе [8, с. 36].
Поэтому положительная роль целенаправленного использования средств физической подготовки в процессе адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности заключается в том, что они не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и активизируют процесс социально-психологической адаптации, путем включения курсантов в коллективную деятельность (игровые технологии, используемые на занятиях по физической подготовке, секционные занятия по избранному виду спорта, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень работоспособности и активности [9, с. 44].
Итак, результаты научных исследований по проблеме профессионально-прикладной физической подготовки позволили определить, что для образовательных организаций МВД России наиболее оптимален следующий вариант его организации: последовательное развитие и совершенствование профессионально важных двигательных способностей и формирование умений, комплексная реализация их в обстановке, приближенной к реальной с обязательной активизацией обучаемых, направленной на самосовершенствование получаемых физических умений и навыков. Данные умения должны последовательно проверяться в комплексных зачетных упражнениях повышающейся сложности от первого до выпускного курсов.
Очевидно, что принятие решений в этом направлении должно основываться на научной основе. Научная основа процесса профессиональной адаптации курсантов - это путь к повышению качества учебного процесса, к повышению уровня физической подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России к будущей служебной деятельности.