Главную роль в психологической подготовке футболиста на разных этапах многолетней подготовки играет тренер. Задача тренера не только достичь определённого результата со своей командой, но и раскрыть потенциальные возможности каждого спортсмена не только в игровой деятельности, но и в учёбе, труде и повседневной жизни.
Тренер сегодня – это человек, который должен гармонично входить в жизнь каждого спортсмена. Именно с тренером спортсмен начинает свой спортивный путь ещё в детском возрасте, делает первые шаги. Тренер направляет его на путь истины, закладывает начальную базу спортивной подготовки, ставит на ноги спортсмена для дальнейшего развития. Уже в малом возрасте тренер является частью семьи для ребёнка, становясь на одну ступень с близкими ему людьми.
Ситуации в футболе требуют от тренера предельных знаний в области психологии спорта. Эти знания необходимы тренеру не только для организации грамотного психолого-педагогического воздействия на футболистов, но и для планирования своего самосовершенствования и карьерного роста. Основной мотивации всей деятельности футбольного тренера являются результаты его команды и индивидуальное развитие игрока, как одно из составляющих показателей в игре. Никакая психологическая подготовка не будет успешной, если она не подкреплена определёнными организационными мероприятиями или соответствующей мотивацией тренера к многолетнему труду в условиях большого спорта.
Футбольная команда – одна из разновидностей малых групп, объединенных общими целями и интересами спортивной деятельности под руководством тренера. Все действия тренера команды должны быть направлены на развитие и укрепление таких групповых свойств, как сплоченность и психологический климат. Ведь доказано, что плохой результат в игре нередко связан со снижением сплоченности игроков команды. Поэтому важно принимать необходимые меры против ухудшения психологической атмосферы в команде.
Основу футбола составляют два вида деятельности – тренировки и соревнования. Футбольная тренировка характеризует себя, как максимальное психическое напряжение, с постоянным преодолением самого себя, где режим и дисциплина стоит на первом месте. Соревнования – являются стремлением для самоутверждения личности игрока и команды, где постоянно проявляются отрицательные и положительные эмоции.
Эффективность тренировочного процесса в значительной степени зависит от психологический подготовки футболистов к нему. Поэтому для создания мотивов и благоприятных отношений в футбольной деятельности тренер должен уделять постоянное внимание. Для более эффективной деятельности спортивной команды необходимо знать: потребности и мотивы игроков команды, потребности и мотивы деятельности тренера, требования сложившейся ситуации, перспективные цели и задачи основной деятельности. Тренеру важно уметь взаимодействовать на тренировке с командой, уточнять непонятные ситуации, разбирать и анализировать действия. Уметь слушать своих подопечных, доносить информацию даже если надо будет повторить элементарное несколько раз, при этом контролируя свои эмоции и оставаясь абсолютно спокойным. Так же важно заслужить доверие спортсменов, ведь если тренера боятся, то не будет взаимопонимания, а это неполноценные тренировки.
В соревновательной деятельности психическое состояние футболистов во многом зависит от действий тренера. Он должен быть спокоен, уверен в успех свой команды. Суета, раздражённость и многие другие негативные эмоции могут передаться команде, что с большой вероятностью отрицательно повлияют на ход и результат игры. Важно избегать разговоров о важности результата игры, проводить установки и собрания, вести диалог на улучшение психологического состояния игрока. Информация о сопернике должна быть объективной: не нужно излишни преувеличивать его возможности и умалять достоинства. [1, c.206].
Любой футболист стремится к достижению высоких индивидуальных результатов, но в конечном итоге они суммируются в общий результат команды. Чем больше игроков футбольной команды зарекомендуют себя на соревнованиях как лучший игрок, тем выше будет престиж и статус данной команды. Здесь тренер и играет очень важную роль, где индивидуализация и проявление внимания к каждому игроку стоит на первом месте.
Тренерский авторитет определяется конечным результатом достижения команды и воспитанников после завершения спортивной карьеры. Психолого-педагогические способности являются важнейшей составной частью профессионального мастерства тренера, они определяют сущность подготовки тренера. Чтобы управлять поведением футболиста, тренеру необходимо обладать даром проникновения во внутренний мир спортсмена. Здесь важным фактором и являются его личностные качества, как они проявляются при руководстве футбольной командой.
Я провела исследование личностных качеств тренера по футболу в спортивной школе. Тринадцати тренерам было предложено оценить значимость пяти групп качеств:
- Качества ума: творчество, ясность, самостоятельность, критичность, наблюдательность.
- Качества речи: доступность, логичность, выразительность, культура речи, образованность.
- Качества воли: требовательность, целеустремлённость, находчивость, терпимость, упорство.
- Качества характера: ответственность, справедливость, самокритичность, доброжелательность, многогранность.
- Эмоциональные качества: уравновешенность, искренность, эмоциональная устойчивость, спокойствие, жизнерадостность.
Испытуемые должны были в каждой группе напротив определенного качества поставить цифру по принципу уменьшения значимости:
1 – наиболее значимое качество;
2 – второе по значимости и так далее до 5 – наименее значимое.
Математический анализ и обработка полученных данных позволила выявить значимость каждого качества в группах.
Таблица 1
КАЧЕСТВА УМА | ||
---|---|---|
1 |
Творчество |
21,2% |
2 |
Ясность |
20,6% |
3 |
Самостоятельность |
19,9% |
4 |
Критичность |
19,5% |
5 |
Наблюдательность |
18,8% |
Таблица 2
КАЧЕСТВА РЕЧИ | ||
---|---|---|
1 |
Доступность |
21,0% |
2 |
Логичность |
20,8% |
3 |
Выразительность |
19,8% |
4 |
Культура речи |
19,6% |
5 |
Образованность |
18,8% |
Таблица 3
КАЧЕСТВА ВОЛИ | ||
---|---|---|
1 |
Требовательность |
21,4% |
2 |
Целеустремленность |
20,6% |
3 |
Находчивость |
19,8% |
4 |
Терпимость |
19,5% |
5 |
Упорство |
18,7% |
Таблица 4
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА | ||
---|---|---|
1 |
Ответственность |
21,1% |
2 |
Справедливость |
20,7% |
3 |
Самокритичность |
19,8% |
4 |
Доброжелательность |
19,7% |
5 |
Многогранность |
18,7% |
Таблица 5
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА | ||
---|---|---|
1 |
Уравновешенность |
21,1% |
2 |
Искренность |
20,7% |
3 |
Эмоциональная устойчивость |
19,6% |
4 |
Спокойствие |
19,8% |
5 |
Жизнерадостность |
18,8% |
Результаты исследования показали самые значимые качества тренера:
Среди качеств ума они выделили творчество (21,2%) и ясность (20,6%);
Среди качеств речи – доступность (21,0%) и логичность (20,8%);
Среди качеств воли – требовательность (21,4%) и целеустремленность (20,6%);
Среди качеств характера–ответственность (21,1%) и справедливость (20,7%);
Среди эмоциональных качеств – уравновешенность (21,1%) и искренность (20,7%).
Рис. Значимость личных качеств тренера
Личностные качества тренера, являются одним из самых важных компонентов педагогического мастерства, показывающие оригинальность работы данного тренера. Однако успех в тренерской работе, зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит отношения со своими подопечными, как пользуется знаниями и преподносит их. Если у тренера есть способность выполнять ту роль, которую требует от него спортсмены, в сочетании с профессиональными знаниями, то можно компенсировать его личностные недостатки.
Результатом футбольной игры является не только техническая и тактическая подготовка футболистов, но и психологическая подготовленность команды, где очень важную роль в подготовке играет тренер.