Роль тренера в психологической подготовке футболистов
научный журнал «Актуальные исследования» #13 (40), март '21

Роль тренера в психологической подготовке футболистов

В статье рассматривается роль тренера в психологической подготовке футболиста.

Аннотация статьи
психология спорта
мотив
футболист
команда
тренер
психологическая подготовка
Ключевые слова

Главную роль в психологической подготовке футболиста на разных этапах многолетней подготовки играет тренер. Задача тренера не только достичь определённого результата со своей командой, но и раскрыть потенциальные возможности каждого спортсмена не только в игровой деятельности, но и в учёбе, труде и повседневной жизни.

Тренер сегодня – это человек, который должен гармонично входить в жизнь каждого спортсмена. Именно с тренером спортсмен начинает свой спортивный путь ещё в детском возрасте, делает первые шаги. Тренер направляет его на путь истины, закладывает начальную базу спортивной подготовки, ставит на ноги спортсмена для дальнейшего развития. Уже в малом возрасте тренер является частью семьи для ребёнка, становясь на одну ступень с близкими ему людьми.

Ситуации в футболе требуют от тренера предельных знаний в области психологии спорта. Эти знания необходимы тренеру не только для организации грамотного психолого-педагогического воздействия на футболистов, но и для планирования своего самосовершенствования и карьерного роста. Основной мотивации всей деятельности футбольного тренера являются результаты его команды и индивидуальное развитие игрока, как одно из составляющих показателей в игре. Никакая психологическая подготовка не будет успешной, если она не подкреплена определёнными организационными мероприятиями или соответствующей мотивацией тренера к многолетнему труду в условиях большого спорта.

Футбольная команда – одна из разновидностей малых групп, объединенных общими целями и интересами спортивной деятельности под руководством тренера. Все действия тренера команды должны быть направлены на развитие и укрепление таких групповых свойств, как сплоченность и психологический климат. Ведь доказано, что плохой результат в игре нередко связан со снижением сплоченности игроков команды. Поэтому важно принимать необходимые меры против ухудшения психологической атмосферы в команде.

Основу футбола составляют два вида деятельности – тренировки и соревнования. Футбольная тренировка характеризует себя, как максимальное психическое напряжение, с постоянным преодолением самого себя, где режим и дисциплина стоит на первом месте. Соревнования – являются стремлением для самоутверждения личности игрока и команды, где постоянно проявляются отрицательные и положительные эмоции.

Эффективность тренировочного процесса в значительной степени зависит от психологический подготовки футболистов к нему. Поэтому для создания мотивов и благоприятных отношений в футбольной деятельности тренер должен уделять постоянное внимание. Для более эффективной деятельности спортивной команды необходимо знать: потребности и мотивы игроков команды, потребности и мотивы деятельности тренера, требования сложившейся ситуации, перспективные цели и задачи основной деятельности. Тренеру важно уметь взаимодействовать на тренировке с командой, уточнять непонятные ситуации, разбирать и анализировать действия. Уметь слушать своих подопечных, доносить информацию даже если надо будет повторить элементарное несколько раз, при этом контролируя свои эмоции и оставаясь абсолютно спокойным. Так же важно заслужить доверие спортсменов, ведь если тренера боятся, то не будет взаимопонимания, а это неполноценные тренировки.

В соревновательной деятельности психическое состояние футболистов во многом зависит от действий тренера. Он должен быть спокоен, уверен в успех свой команды. Суета, раздражённость и многие другие негативные эмоции могут передаться команде, что с большой вероятностью отрицательно повлияют на ход и результат игры. Важно избегать разговоров о важности результата игры, проводить установки и собрания, вести диалог на улучшение психологического состояния игрока. Информация о сопернике должна быть объективной: не нужно излишни преувеличивать его возможности и умалять достоинства. [1, c.206].

Любой футболист стремится к достижению высоких индивидуальных результатов, но в конечном итоге они суммируются в общий результат команды. Чем больше игроков футбольной команды зарекомендуют себя на соревнованиях как лучший игрок, тем выше будет престиж и статус данной команды. Здесь тренер и играет очень важную роль, где индивидуализация и проявление внимания к каждому игроку стоит на первом месте.

Тренерский авторитет определяется конечным результатом достижения команды и воспитанников после завершения спортивной карьеры. Психолого-педагогические способности являются важнейшей составной частью профессионального мастерства тренера, они определяют сущность подготовки тренера. Чтобы управлять поведением футболиста, тренеру необходимо обладать даром проникновения во внутренний мир спортсмена. Здесь важным фактором и являются его личностные качества, как они проявляются при руководстве футбольной командой.

Я провела исследование личностных качеств тренера по футболу в спортивной школе. Тринадцати тренерам было предложено оценить значимость пяти групп качеств:

  • Качества ума: творчество, ясность, самостоятельность, критичность, наблюдательность.
  • Качества речи: доступность, логичность, выразительность, культура речи, образованность.
  • Качества воли: требовательность, целеустремлённость, находчивость, терпимость, упорство.
  • Качества характера: ответственность, справедливость, самокритичность, доброжелательность, многогранность.
  • Эмоциональные качества: уравновешенность, искренность, эмоциональная устойчивость, спокойствие, жизнерадостность.

Испытуемые должны были в каждой группе напротив определенного качества поставить цифру по принципу уменьшения значимости:

1 – наиболее значимое качество;

2 – второе по значимости и так далее до 5 – наименее значимое.

Математический анализ и обработка полученных данных позволила выявить значимость каждого качества в группах.

Таблица 1

КАЧЕСТВА УМА

1

Творчество

21,2%

2

Ясность

20,6%

3

Самостоятельность

19,9%

4

Критичность

19,5%

5

Наблюдательность

18,8%

Таблица 2

КАЧЕСТВА РЕЧИ

1

Доступность

21,0%

2

Логичность

20,8%

3

Выразительность

19,8%

4

Культура речи

19,6%

5

Образованность

18,8%

Таблица 3

КАЧЕСТВА ВОЛИ

1

Требовательность

21,4%

2

Целеустремленность

20,6%

3

Находчивость

19,8%

4

Терпимость

19,5%

5

Упорство

18,7%

Таблица 4

КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА

1

Ответственность

21,1%

2

Справедливость

20,7%

3

Самокритичность

19,8%

4

Доброжелательность

19,7%

5

Многогранность

18,7%

Таблица 5

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

1

Уравновешенность

21,1%

2

Искренность

20,7%

3

Эмоциональная устойчивость

19,6%

4

Спокойствие

19,8%

5

Жизнерадостность

18,8%

Результаты исследования показали самые значимые качества тренера:

Среди качеств ума они выделили творчество (21,2%) и ясность (20,6%);

Среди качеств речи – доступность (21,0%) и логичность (20,8%);

Среди качеств воли – требовательность (21,4%) и целеустремленность (20,6%);

Среди качеств характера–ответственность (21,1%) и справедливость (20,7%);

Среди эмоциональных качеств – уравновешенность (21,1%) и искренность (20,7%).

Рис. Значимость личных качеств тренера

Личностные качества тренера, являются одним из самых важных компонентов педагогического мастерства, показывающие оригинальность работы данного тренера. Однако успех в тренерской работе, зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит отношения со своими подопечными, как пользуется знаниями и преподносит их. Если у тренера есть способность выполнять ту роль, которую требует от него спортсмены, в сочетании с профессиональными знаниями, то можно компенсировать его личностные недостатки.

Результатом футбольной игры является не только техническая и тактическая подготовка футболистов, но и психологическая подготовленность команды, где очень важную роль в подготовке играет тренер.

Текст статьи
  1. Полишкис М.С Учебник для институтов физической культуры. М.:Фарлонг , 2005. 206 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая