Главная
АИ #13 (40)
Статьи журнала АИ #13 (40)
Влияние тяжелой музыки на тренировку спортсменов

Влияние тяжелой музыки на тренировку спортсменов

Авторы:

Богданов Андрей Романович

Федоров Игорь Григорьевич

Лямзин Евгений Николаевич

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

спорт
научная статья
тренировки
музыка

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме музыкального подбора для тренировки в спортивном зале. Авторы рассматривают влияние ряда музыкальных жанров тяжелой музыки при проведении тренировки спортсменами.

Текст статьи

Еще в древние времена, в Скандинавских странах, древние викинги использовали музыку для поднятия боевого духа, поднятия интенсивности тренировок. Сейчас на замену викингам пришли военнослужащие, повышающие уровень физической подготовки для успешного выполнения боевых задач, спортсмены, работающие на определенный результат и повышающие эстетику своего тела. Современным людям требуется современная музыка, способная настроить их на эффективную тренировку, и тут перед спортсменом встает выбор, состоящий из тысячи жанров. От такого разнообразия многие в течении долгого времени не могут определиться с выбором музыки, которая сопровождала бы его на тренировках. В данной статье автор раскрывает один из самых популярных разновидностей музыки-тяжелую музыку, сравнить ее с другими жанрами, выделить основные достоинства, отличительные черты и особенности, рассмотреть ее влияние на процесс тренировки и помочь спортсмену с составлением своего собственного музыкального сопровождения тренировки.

Современная эстрада предлагает десятки музыкальных направлений и стилей, от классики до так называемой тяжелой музыки. Тяжела она не только в исполнении, но и в восприятии – композиции, как правило, изобилуют резкими звуками, нестандартными партиями. По большей части к тяжелой музыке относится рок. Истоками для него служит Хард-рок и Прогрессив-рок. Метал характеризуется «тяжёлыми» рифами электрогитар, искажённых эффектом дисторшн, затяжными гитарными соло и агрессивными ритмами.

Дэт-металл (Death Metal) – наиболее тяжёлая и жёсткая форма металла (грайндкор не считается, т.к. лишь частично принадлежит к металлической когорте). Предком "дэзовщины" считается трэш/дэт банда Possessed. Что тут говорить, ведь эта группа до сих пор является величайшим кумиром многих Death Metal команд. В 1984 г. чуваки выпустили EP "Death Metal" и полноценный альбом "Seven Churches", которые вдохновили флоридскую группу Mantas на запись в том же году демо-плёнки "Reign Of Terror". Именно эти записи содержали очень злобный и кровожадный максимально приближенный к Death'у материала. Для непросвещенных сообщим, что позже Mantas переименовались в Death, выпустившую в 1987 году первый по-настоящему дэтовый альбом "Scream Bloody Gore", поднявший за собой огромную волну этой музыки. Спустя годы лидер группы Чак Шульдинер модифицировал придуманный им же стиль в прогрессив (или техно) дэз, более мелодичный, техничный и интеллектуальный вариант Death Metal'а. Дэт-металл (Melodic и Progressive не в счёт!) немыслим без агрессивного гроулинга, низкого гитарного звучания, бластбитов и кровожадных текстов, навеянных лучшими (?) творениями horror-кинематографа. Наибольшую популярность этот стиль поимел в начале и середине 90-х годов, во многом благодаря легендарным Cannibal Corpse, поднявшим "дэт-металлизм" на новый уровень. Кроме Possessed на развитие стиля также оказали влияние такие монстры металла как Venom, Slayer, Kreator, HellHammer, Bathory и др. Ныне существует три основных дэзовых течения: флоридский, шведский (Brutal и Melodic) и голландский дэт. Кстати, интересен тот факт, что легенда Black-металла Mayhem в середине 80-х называли свой стиль Total Death Metal. Рекомендуемые к прослушиванию группы: Death, Morbid Angel, Deicide, Obituary, Cannibal Corpse, Hypocrisy, Grave, Dismember, Atheist, Edge Of Sanity, In Flames, Gorefest, Altar, Vader, God Dethroned, Angel Corpse.

Пауэр-металл (Power Metal) – после появления спид-металла некоторые молодые музыканты продолжили развивать удачно найденную фишку, ища новые способы самовыражения в музыке. Те из них, кто больше ценил мощь и агрессию, заиграли Thrash, любители же мелодии и всяческих наворотов предпочли Power. От спид-металла "пауэр" отличает большее мелодическое разнообразие, многочисленные соляки с большим влиянием классической музыки, меньшая скорость игры, хорошо поставленный, менее агрессивный вокал и эпическо-симфонические элементы. Первыми "пауэр" заиграли Helloween, выпустив самый известный альбом в этом жанре "Keeper Of The Seven Keys", на котором отчаянный "визгун" Кай Хансен уступил место за микрофонной стойкой Михаэлю Киске, исполнителю с более мягкой манерой пения. Тексты пауэр-групп часто основаны на литературных произведениях в стиле Fantasy и Horror и различных легендах, и сказаниях, но среди них также много и остросоциальных текстов, направленных против войн, наркотиков, жестокого обращения с животными и т.п. Сегодня Power переживает своё второе рождение, - он вновь очень популярен в Европе и Японии. Появляется множество новых групп, хотя в большинстве случаев они являются лишь бледными клонами Helloween. Рекомендуемые к прослушиванию группы: Helloween, Blind Guardian, Stratovarius, Running Wild, Grave Digger, Angel Dust, HammerFall, Adolf Castle, Rhapsody, Gamma Ray, Nightwish, Iron Savior, Virgin Steele, Jag Panzer, White Skull; Power Thrash: Morgana Lefay, Enola Gay, Nevermore, Unleashed Power, Iced Earth, Rage.

Прогрессив-металл (Progressive Metal) – самый интеллектуальный металлический жанр, прямой потомок Art-рока. "Прогрессеры" ушли ещё дальше в плане "неслушабельности", что повлекло за собой коммерческую несостоятельность стиля. Ещё бы, не каждый может адекватно воспринимать 20-30-минутные песни со сложным ритмическим рисунком, постоянными сменами темпа, глубококонцептуальными стихами, безумными вокальными пассажами и длиннющими гитарными и клавишными соло! Первой группой, попытавшейся соединить всё это с тяжёлыми риффами, были канадцы Rush, но их музыке больше подходит определение "тяжёлый арт-рок", чем Progressive Metal. Настоящий "прогрессив" появился в начале 80-х усилиями таких групп как Mercyful Fate, Fates Warning и Watchtower (эта группа наряду с Mekong Delta играла техно-трэш, ещё более техничную и навороченную музыку). Наибольшего успеха на ниве прогрессив-металла сумели добиться Dream Theater. Как правило, Progressive играют очень профессиональные музыканты, многие из которых окончили консерватории. Следует отметить помесь прогрессива c дэтом - Death, Sadist, Atheist, Alchemist. Рекомендуемые к прослушиванию группы: Dream Theater, Magellan, Fates Warning, Mercyful Fate/King Diamond, Royal Hunt, Psychotic Waltz, Symphony X, Depressive Age, Elegy, Shadow Gallery, Black Symphony, Queensryche, Savatage Techno Thrash: Watchtower, Mekong Delta, Hades.

Спид-металл (Speed Metal) – практически мёртвый ныне жанр, представляющий из себя быструю, жёсткую и агрессивную, но, в то же время, довольно мелодичную музыку. Первооткрывателями Speed Metal считается небезызвестная американская группа Metallica, но это всего лишь заблуждение, вызванное чрезмерной популярностью этой команды. Первый настоящий "спидовый" альбом выпустила в 1983 (за несколько месяцев до "Металлики") куда менее раскрученная банда из Канады Exciter. Соединив в своей музыке мелодику Judas Priest и Iron Maiden со скоростью и агрессией Motorhead и Venom, музыканты сумели добиться невиданных доселе результатов. В последствии спид-металл разделился на два новых направления, Thrash и Power. Зачастую отличить Speed-металл от своих потомков очень сложно, поэтому в классификации некоторых групп возможны отклонения. Не удивляйтесь, если, например, в одном месте Вы прочитаете, что Exciter играют Speed, в другом – что они играют Thrash, а в третьем – Power или Heavy. Это ещё раз доказывает тот факт, что все музыкальные категории - всего лишь условность, придуманная критиками, чтобы навешивать на музыкантов ярлыки! Рекомендуемые к прослушиванию группы: Exciter, Metallica ("Kill 'em All"), Anthrax ("Fistful Of Metal"), Helloween ("Walls Of Jericho"), Blind Guardian (первые 2 альбома), Living Death, Agent Steel, Paragon, Sacred Steel, Anvil, Risk.

Трэш-металл (Thrash Metal) – стиль появился приблизительно в 1984 году одновременно в двух странах, США и Германии. В штатах это были Slayer, Exodus и Metallica, а в Европе – Kreator, Sodom и Destruction. Едва сформировавшись, thrash стал жутко популярен, т.к. тяжелее его на тот момент ещё ничего не было. Трэш явился логическим следствием Speed-металла, скрещенного с энергетикой панка. Тексты этого направления в большинстве случаев имеют остросоциальную окраску. К сожалению, далеко не все трэшевые группы сумели донести свой стиль до наших дней, чёткое большинство заплутало в дебрях хардкора, индастриала, гранджа и даже хип-хопа! Самой популярной трэшевой командой, несомненно, является Metallica, хотя сами они уже давно забросили не только трэш, но и металл вообще. Кстати, многие думают, что именно Metallica изобрела данный стиль, но, как и в случае со Speed Metal, это не есть правда! Thrash оказал решающее влияние на становление Death Metal, а также оставил глубокий отпечаток на многих других направлениях тяжмета. Сейчас трэш-металл уже не так популярен, как в 80-е. Гораздо популярней современный псевдотрэш типа Machine Head и Pantera. Рекомендуемые к прослушиванию группы: Metallica (до "Load"), Slayer, Kreator, OverKill, Testament, Sodom, Exodus, Nuclear Assault, Megadeth, Anthrax, Destruction, Artillery, Annihilator, Pantera, Whiplash, Possessed, Xentrix, Мастер, Shah, см. также Power Thrash.

Фолк-металл (Folk Metal) – элементы фольклорной музыки металлисты использовали ещё в 70-х годах. Народные ирландские мелодии встречались в песнях Led Zeppelin и Thin Lizzy. Последние вообще записали кавер-версию старинной фолк-композиции 'Whiskey In The Jar", которую совсем недавно перезаписала (уже как кавер Thin Lizzy) самая попсовая металлическая банда Вселенной Popsallica. Но это были только небольшие вкрапления народной музыки, настоящий фолк-металл сформировался лишь в 1990 году с появлением трэшевой банды Skyclad. Эта группа использовала в своих довольно тяжёлых песнях народные мелодии, стихи и инструменты, поставив на уши всю Европу. Вслед за ними появилось много различных вариаций Folk Metal, например Viking Metal, Folk-Black, Folk-Doom, Folk-Gothic и даже Folk-Death и Folk-Industrial! Сейчас фолк находится на вершине своей популярности. Рекомендуемые к прослушиванию группы: Skyclad, Otyg, Finntroll, Vintersorg, Cruachan, Suidakra, Storm, Subway To Sally, In Extremo, Gods Tower.

Хард-рок (Hard Rock) – понятие весьма неоднозначное. В нашей стране "хардом" называют всё, что было до NWOBHM, т.е. Kiss, Uriah Heep, Deep Purple и т.п., но во многих других странах Hard Rock является практически синонимом Heavy Metal. Чтобы в этом убедиться достаточно раскрыть любой иностранный металлизированный журнал. Вот такие тараканы! Чтобы не запутаться во всём этом я предпочитаю использовать термин Хард-н-хэви (Hard'n'Heavy). Именно поэтому, когда в наушниках спортсмена или в колонках спортзала начинает звучать первые аккорды вокруг спортсмена зарождается мощное акустическое поле. Это и отличает ее от другой музыки, например, от классической или от джаза. Именно в тяжелой музыке волновые колебания обладают высокой интенсивностью и строгой синхронизацией, благодаря чему звуковые волны способны пройти даже через толстые стены. Данные звуки особенны тем, что совершенно не встречаются в природе, а значит у человека нет никакой защиты от них. Именно поэтому они не позволяют телу спортсмена расслабиться, а сознанию отвлечься от поставленной цели, выполнить упражнение. Жидкостная среда организма, подчиняясь физическим законам, вынуждена подчиняться навязанным тяжелой музыкой ритмам. Уже в 70-х годах были проведены исследования, доказывающие влияние тяжелой музыки на рост мышц у животных. У мясных пород скота, подвергающимся действию акустического поля, вес был больше, чем у скота, который не был подвергнут каким-либо звуковым эффектам [1].

Однако, разные жанры могут вызвать разный результат, в то время как тяжелая музыка поможет сконцентрироваться на тренировке, улучшит рост мышц и придаст уверенности, другая музыка может даже навредить спортсмену. Все дело в том, что басовые ноты влияют на активность мозга, или по другому его энцефалограмму. Акустическое поле подает в мышцы мини-импульсы, которые сами по себе не опасны, но могут привести к серьезной травме во время выполнения упражнений с тяжелыми весами. Классическая музыка несут негативное влияние на координацию, однако очень полезна во время восстановления организма.

Не стоит и забывать о психологическом факторе. Музыка может послужить отличным мотивирующим средством. Стоит отметить, что отчасти с этой целью перед важными футбольными матчами или забегами спортсмены исполняют гимн своей страны. Кристофер Баллманн, спортивный ученый из Университета Бирмингема, который ранее проводил исследование, показавшее, что спортсмены-силовики могут в жиме лежа выполнить больше повторений, слушая музыку по своему выбору, провел еще один эксперимент. Он привлек 10 тренированных мужчин спортсменов-силовиков в возрасте 18-24 лет, которые должны были делать 2 подхода жима лежа до отказа с весом 75% от их 1RM (разового максимума) в двух различных ситуациях. Между этими двумя подходами испытуемым давали отдохнуть в течение минуты. Во время выполнения упражнения и во время отдыха между подходами участники не слушали музыку, но слушали ее во время разминки. Сама разминка была для всех одинакова. Однако в одном случае они слушали музыку по своему выбору (PREF), в другом – они слушали музыку, которую они не выбрали бы сами (NON-PREF). Во время первого и второго сетов жима лежа мужчины смогли сделать больше повторений, если они слушали музыку во время разминки по своему выбору. Разминка под музыку не сделала жим лежа менее утомительным или напряженным, но она улучшила мотивацию. «Результаты исследования показывают, что прослушивание музыки во время разминки улучшает последующую производительность во время упражнения жим штанги лежа. Однако на скорость штанги это почти не повлияло. В то время как воспринимаемая нагрузка была аналогична между испытаниями, мотивация к упражнениям была заметно повышена во время предварительной разминки с желаемым музыкальным сопровождением. Эти результаты свидетельствуют о том, что участники соревнований, слушающие разогревающую музыку перед тем, как приложить максимальные усилия во время силовых упражнений, могут оптимизировать производительность, обеспечив самостоятельный выбор своей собственной предпочтительной музыки», – резюмируют авторы исследования.

Исходя из всего вышесказанного, авторы делает вывод об эффективности тяжелой музыки на занятиях по физической подготовке. Тяжелая музыка активирует мышцы, сознательные и бессознательные функции нашего организма, что позволяет в разы повысить уровень подготовки и эффективность тренировки.

Список литературы

  1. Evaluation on the effects of relaxing music on the recovery from aerobic exercise-induced fatigue. Sports Med Phys Fitness. 2008;48(1):102-6.
  2. Savitha D, Mallikarjuna R, Rao C. Effect of different musical tempo on post-exercise recovery in young adults. Indian J Physiol Pharmacol. 2010;54(1):32–6.
  3. Desai RM, Thaker RB, Patel JR, Parmar J. Effect of music on post-exercise recovery rate in young healthy individuals. Int J Res Med Sci. 2015;3(4):896–8.
  4. The Psychophysiological Effects of Different Tempo Music on Endurance Versus High-Intensity Performances. Vittoria Maria Patania, Johnny Padulo, Enzo Iuliano, Luca Paolo Ardigò, Dražen Čular, Alen Miletić and Andrea De Giorgio. Front. Psychol., 05 February 2020.
  5. Effects of Preferred and Non-Preferred Warm-Up Music on Resistance Exercise Performance.Christopher G. Ballmann, Georgia D. Cook, Zachary T. Hester, Thomas J. Kopec, Tyler D. Williams, Rebecca R. Rogers. J Funct Morphol Kinesiol. 2020 Dec 31;6(1):E3.

Поделиться

2426

Богданов А. Р., Федоров И. Г., Лямзин Е. Н. Влияние тяжелой музыки на тренировку спортсменов // Актуальные исследования. 2021. №13 (40). С. 50-54. URL: https://apni.ru/article/2146-vliyanie-tyazheloj-muziki-na-trenirovku-sport

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая