Современное общество находиться на этапе информатизации, в связи с этим предъявляются определенные требования к содержанию образования. Это подразумевает необходимость предоставления учащимся реализации своих возможностей своих способностей и творческого потенциала на всех этапах обучения. Одним из направлений образования на данный момент и является поддержка реализации потенциала обучающихся во всех сферах жизнедеятельности.
Социум предъявляет заказ на кардинально новую личность, формируемую в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО). В приоритете формирования выступают уже не знания, умения и навыки, а компетенции. Исходя из ФГОС НОО, учащиеся должны освоить основные компетенции, одной из которых является исследовательская. Учащиеся при помощи учителя, самостоятельно учатся находить выход из сложившихся непредвиденных ситуаций, находить в собственном опыте знания, умения.
Образовательным учреждениям необходимо находить новые подходы для формирования необходимых компетенций у учащихся. Именно компетенции теперь рассматриваются как средство самореализации личности. «Творческая деятельность младших школьников в рамках исследовательской деятельности должна быть направлена на познание окружающей действительности и строится на открытии новых знаний. Исследовательская деятельность школьников формирует творческое отношение к делу, самостоятельность, способствует развитию поисково-исследовательских навыков, то есть, способствует формированию исследовательской компетенции» [1, с. 24].
Сформировать разносторонне развитую личность, такие мыслительные операции как: классификация, обобщение, анализ, синтез; умение переключаться с одного решение на другое и намечать план работы, анализировать объект с разных точек зрения, сравнивать объекты, а также составлять задания по предложенной теме и проводить самоанализ, способно включение учащихся в исследовательскую деятельность. Необходимо дать определение понятиям «исследовательская деятельность» и «исследование».
По мнению И.А. Зимней «исследовательские умения – это результат и мера исследовательской деятельности, т.е. как способность к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемые в процессе решения различного рода исследовательских задач» [2, c. 56].
В своем пособии «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенков предлагает следующее определение: «Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности» [3, c. 26]. Исследовательскую деятельность А.И. Савенков определяет условием, развивающим способность смотреть и видеть, наблюдать для развития личности в целом.
По мнению Н.Б. Шумаковой «исследовательская деятельность предполагает развитие следующих умений и навыков:
- познавательных;
- ориентирование в информационном пространстве;
- самостоятельное конструирование своих знаний;
- интеграция знаний из различных областей;
- критическое мышление» [5, c. 17].
Как и у любого вида деятельности, у исследовательской деятельности есть следующие задачи:
- развивающая (развитие умение размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы, систематизировать, использовать ИКТ, публичного выступления);
- образовательная (активизация накопленного опыта; систематизация знаний; расширения круга изучаемых тем, вне школьной программы);
- воспитательная (формирование интереса к собственной продуктивной деятельности).
Особую важность формирования исследовательской компетенции у учащихся младших классов обозначали в своих исследованиях Н.Н. Абакумова, В.И. Блинов, Н.Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, А.В. Хуторской.
Мотивированность и заинтересованность учащегося младших классов при формировании исследовательской компетенции занимает важную позицию и отражается в ее развитии. В рамках работы над формированием исследовательской компетенции у учащихся младшего школьного возраста мы изучили такие понятия как: «исследовательская деятельность», «компетенция» и «компетентность».
Несмотря на огромное количество исследований единого определения компетенции и компетентности нет. Каждый автор определяет их по-своему.
В педагогических словарях «компетенция» рассматривается как: «круг полномочий, сфера деятельности, в которой лицо обладает необходимыми знаниями и опытом»; «Компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом».
Понятие «компетентность» рассматривается в педагогических словарях следующим образом: «Компетентность – уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений»; «Компетентность – способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях. Компетентность развивается на основе компетенций (умений)»; «Компетентность (от лат. competentia – принадлежность по праву) – обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; совокупность необходимых качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной и практической».
По мнению Д.А. Иванова необходимо при формулировании данных понятий «учитывать английский перевод слов «competence» и «competent». Термин первый означает «способность, умение», термин второй переводится, как «компетентность» и означает «полноправный, правомочный, установленный, законный».
Также компетенцию можно обозначить как «интегративную целостность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают способность человека реализовывать на практике свою компетентность» (Э.Ф. Зеер, Н.Н. Абакумова и И.Ю. Малкова). В компетентность же они включают результат, систему ценностей и привычек, выработанных данным видом деятельности.
В исследованиях А.В. Виневской: «компетентность» рассматривается как «системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий. В более узком понимании – круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данном этапе рассмотрения этой проблемы, мы выяснили, что два взаимосвязанных между собой понятия «компетентность» и «компетенция», вытекающие один из другого, действительно имеют принципиально разные значения.
Самым же сложным оказалось сформулировать четкое определение исследовательской компетенции. «Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [4, c. 36].
Исходя из вышеперечисленных определений появляется некая взаимосвязь понятий «компетенция» – «компетентность»: формируемое – освоенное. Таким образом «компетенция – это совокупность предназначений и задач к решению, а компетентность – это результат освоения данных предназначений и задач».
Таким образом, исследовательская компетенция – это совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать о том, что на данный момент важно уделять большее внимание формированию у учащихся не только прочных теоретических предметных знаний, но и исследовательской компетенции. Формирование исследовательской компетенции обеспечивает условия для развития творческого и интеллектуального потенциала, предметных и общих умений, а также развитие интереса и активизации обучающихся. В процессе формирования исследовательской компетенции учащийся занимает позицию субъекта в образовательном процессе. Такая позиция развивает у учащихся самостоятельность в принятии решений, уверенность в себе, готовность нести ответственность за свои действия и другие важные личностные качества. Важное значение в процессе формирования исследовательской компетенции состоит в большем распространении и применении в образовательном процессе различных форм исследовательской деятельности. Для учителя важной задачей является также создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного формирования исследовательской компетенции у младшего школьника. Компетентность учителя в процессе формирования исследовательской компетенции занимает ключевую роль.