Главная
Конференции
Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования
Методика развития физических качеств для голболистов 20-22 лет

Методика развития физических качеств для голболистов 20-22 лет

Автор(-ы):

Бушенёва Ирина Сергеевна

Марченко Александр Алексеевич

Антонов Олег Евгеньевич

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

методика
тренировочные занятия
развитие физических качеств
физические упражнения

Аннотация статьи

В статье рассматривается методика развития физических качеств, в которой приведены упражнения первого, второго и третьего дня недельного микроцикла в подготовительном периоде. Доступные и несложные упражнения позволяет применять их в подготовительной части занятия при разминке и подготовке к основной части.

Текст статьи

В качестве объектов контроля начинающего голболиста специалисты выделяют такие параметры как уровень развития двигательных качеств, показатели нагрузки отдельных упражнений, тренировочных занятий, особенности протекания процессов утомления и восстановления.

Не разработанность теории и методики основ подготовки в голболе и отсутствие специальной литературы подготовительного этапа голболистов предполагает решение вопроса в поиске и обосновании эффективной методики развития физических качеств для голболистов [1, 2, 3].

Проведенное анкетирование по проблеме развития физических качеств у голболистов позволило выявить, что наиболее важно развивать общую и специальную выносливость. Следующее значимое качество – координационные способности и по мере убывания – силовые способности, гибкость и скоростные способности

Для повышения физической подготовленности занимающихся нами была разработана методика развития физических качеств, реализуемая в ходе тренировочных занятий. Объем недельной нагрузки составляет 6 часов. Занятия проводятся три раза в неделю.

Предложенные ниже упражнения выполнялись в первый, второй и третьей день недельного микроцикла в подготовительном периоде. Каждый день тренировки имеет свою направленность развивающей двигательные качества с включением упражнений в облегченных и усложненных условиях.

В первый день включались упражнения направленные на развитие скоростных, координационных способностей и упражнения, тренирующие слуховой анализатор. Во второй день – упражнения направленные на развитие силовых способностей и гибкости. В третий день – пражнения направленные на развитие выносливости.

Первой и второй тренировке отводится по 40 % времени в основной части. Третьей тренировке отводится 70 %.

Содержание первого дня включало комплексы физических упражнений направленных на развитие скоростных способностей. Комплекс упражнений развивающий скоростные качества предполагает чередование скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Выполнение скоростных упражнений в затрудненных условиях стимулирует активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движения. Для повышения скорости бега использовались такие упражнения, как бег в гору, по песку, бег с отягощением на поясе и привязанной шине к туловищу спортсмена. Упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения, чтобы на конец их выполнения, скорость, несмотря на утомление, не снижалась. Продолжительность каждого упражнения не превышает 20-22 сек., а интервалы отдыха должны быть оптимальными. Оптимальный интервал между пробеганием отрезков 30 и 100 м до полного восстановления. Отдых в интервалах должен быть активным – различные упражнения, не требующие больших усилий. Основным методом в развитии скоростных способностей выступает повторный метод. Упражнения развивающие скоростные способности выполнялось 3-4 раза.

Для развития координационных способностей, применялись следующие упражнения: бросковые (баллистические) упражнения с мячом; упражнения, направленные на развитие пространственной ориентации.

Суть баллистических упражнений с мячом состоит в метании утяжеленного мяча в озвученную цель. В начале тренер предлагает выполнить бросок без утяжеления, после овладения правильной техники броска, мяч утяжеляют на 100 грамм, что являются оптимальными для использования в процессе совершенствования бросковых движений и способствуют выработке межмышечной координации, уменьшают вариативность работы мышц, приближая её к наиболее рациональной структуре, что обеспечивает наибольший тренировочный эффект. Так, вес отягощенного мяча должен находиться в пределах 1325-1400 граммов.

Предложенные упражнения, направленные на развитие пространственной ориентации заключались в метании дротиков в озвученную мишень. В начале использовали обычные дротики, затем утяжеленные. В процесс освоения этих упражнений звучание мишени меняло место, голболисту необходимо было правильно определить место нахождение цели и поразить ее из десяти раз. Усложненный вариант содержал требование поражение озвученной мишени за 30 секунд, учитывалось наибольшее попадание в цель. Высота мишени составляла 1,73 см, расстояние спортсмена до мишени – 2,37 см. Упражнения, развивающие координационные способности выполнялись 3-4 раза.

Содержание второго дня включало комплексы физических упражнений направленных на развитие силы и гибкости. Для развития силы нами были предложены упражнения с набивными мячами весом 1 килограмм со зрительным контролем: стоя бросок из-за головы двумя руками на дальность и точность; метание мяча вперед снизу; метание набивного мяча одной рукой; метание мяча двумя руками сбоку; толкание набивного мяча двумя руками от груди; толкание мяча одной рукой; метание набивного мяча из-за головы сидя; бросок от плеча правой левой рукой поочерёдно; бросок от груди.

Усложненный вариант развития силы упражнений с набивными мячами весом 1 килограмм со зрительным контролем, с утяжеляющими манжетами на руках (0,5 кг).

Упражнения с гантелями развивающие силу мышц верхнего плечевого пояса: жим гантелей сидя; попеременный жим гантелей с поворотами запястий; подъемы гантелей в стороны в наклоне вперед; подъемы гантелей в стороны; подъемы гантелей вперед попеременно; подъем гантели в сторону одной рукой лежа на боку. Упражнения, развивающие силовые способности выполнялись 8-12 раз по два подхода.

Развивая гибкость, мы усилили комплекс физических упражнений, развивающий верхний плечевой пояс согласно выявленным исследованиям.

Развивая специальную гибкость, мы структурировали комплекс следующим образом: первая часть включает упражнения у опоры с резиновым жгутом; вторая часть комплекса содержит упражнения сидя и лежа на полу с партнером. Упражнения, развивающие гибкость выполнялись 16-18 раз.

Содержание третьего дня включало комплексы физических упражнений направленных на развитие общей выносливости с использованием внешних отягощений (утяжелённого пояса и манжетов на руки) и специальной выносливости с использованием нестабильной поверхности и акробатических упражнений.

Согласно анкетным данным респондентов мы выделили развитию координационной выносливости 50% времени в основной части тренировки. Упражнениям, развивающим общую выносливость отведено 20% времени в подготовительной части тренировки.

Главное средство развития общей выносливости – бег в равномерном темпе (контроль ЧСС от 120 до 140 уд. мин.). При выполнении предлагаемых средств использовались внешние отягощения утяжелённого пояса (0,5 кг) и манжетов на руки (0,2 кг). На первых занятиях основным средством развития общей выносливости становится бег в равномерном темпе с невысокой интенсивностью, с постепенным увеличением продолжительности с 5-8 до 25-30 минут. В дальнейшем общую выносливость повышаем с помощью равномерного и переменного бега. Первоначальную нагрузку усиливаем путем постепенного увеличения длительности непрерывной работы при сохранении относительно невысокой средней скорости. Все это приучает голболистов выполнять сравнительно большой объем работы.

Развивая координационную выносливость, мы использовали следующие упражнения: упражнения на нестабильной поверхности; акробатические упражнения.

Упражнения на нестабильном надувном диске следующей последовательности: броски со зрительным контролем в ярко обозначенную цель с поддержкой тренера, стоя одной ногой на нестабильной опоре (чередовать положение ног); броски со зрительным контролем в ярко обозначенную цель с поддержкой тренера стоя двумя ногами на нестабильной опоре; броски без зрительного контроля в озвученную цель на устойчивой поверхности; броски без зрительного контроля в озвученную цель с поддержкой тренера, стоя одной ногой на нестабильной опоре (чередовать положение ног); броски без зрительного контроля в озвученную цель с поддержкой тренера стоя двумя ногами на нестабильной опоре; броски без зрительного контроля в озвученную цель без поддержки тренера, стоя одной ногой на нестабильной опоре (чередовать положение ног); броски без зрительного контроля в озвученную цель без поддержки тренера стоя двумя ногами на нестабильной опоре.

Комплекс из акробатических упражнений тренирует ориентацию в пространстве и представлен следующими упражнениями: из и.п. полуприсед кувырок вперед, встать с помощью тренера, бросок мяча со зрительным контролем в ярко обозначенную цель; из и.п. два поворота (вправо/влево) на месте, кувырок вперед, встать с помощью тренера, бросок мяча со зрительным контролем в ярко обозначенную цель; из и.п. два поворота (вправо/влево) на месте, два кувырка вперед, встать с помощью тренера, бросок мяча со зрительным контролем в ярко обозначенную цель. Обучение и выполнение упражнений проводилось по степени их сложности по принципу от простого к сложному.

Большую часть разработанной методики составляют доступные и несложные упражнения. Это позволяет применять их в подготовительной части урока, при разминке и подготовке к основной части урока. В связи с особенностью основного дефекта (нистагм, миопия, косоглазие и т.д.) в методику не включены упражнения в статических напряжениях больших групп мышц со значительным нервно-мышечным отягощением (резкие прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, повороты, глубокие наклоны).

При подборе физических упражнений мы использовали упражнения, эффективно воздействующие на действие различных анализаторов: двигательного, зрительного, тактильного, слухового и способствующих развитию различных проявлений координационных способностей.

Список литературы

  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский // М.: Изд-во «Советский спорт», 2020. 332 с.
  2. Никитушкин В.Г. Суслов Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов // Издательство «Спорт», 2017. 320 с.
  3. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов // Издательство: Спорт, 2019. 656 с.

Поделиться

3027

Бушенёва И. С., Марченко А. А., Антонов О. Е. Методика развития физических качеств для голболистов 20-22 лет // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 76-80. URL: https://apni.ru/article/2150-metodika-razvitiya-fizicheskikh-kachestv

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля