Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период пандемии в условиях дистанционного обучения

В статье раскрываются особенности оказания психологического сопровождения участников образовательного процесса, в связи с возникновением пандемии и с необходимостью дистанционного обучения. Автором отмечаются особенности оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, в связи с наличием проблемной ситуации, требующей детальной внутренней проработки.

Аннотация статьи
этапы психологического сопровождения
внутренние немотивированные страхи
участники образовательного процесса
психологическое сопровождение
негативно обусловленные психические переживания личности
Ключевые слова

Вопрос психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях Пандемии в период дистанционного обучения в настоящее время является одним из актуальных в психологии [5, с. 11]. Его значимость обусловлена тем, что в настоящее время в связи с возникновением пандемии, как одной из внешних стрессогенных ситуаций возникает острая необходимость оказания психологической помощи педагогам, родителям обучающихся и самим обучающимся, вынужденным находиться дома на дистанционном обучении [1].

Проблема психологического сопровождения участников образовательного процесса на протяжении различных жизненных периодов имеет свою актуальность и значимость, однако, пандемия с её отрицательным влиянием на мир внутренних психологических переживаний личности вносит свои коррективы в процесс оказания психологической помощи участникам образовательного процесса. В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось школьникам, следовательно, всей системе образования [2].

Исходя из этого, возникла острая необходимость оказания срочной психологической помощи участникам образовательного процесса (педагогам, родителям обучающихся и самим обучающимся), так как эпидемиологическая ситуация способствовала развитию изоляционного компонента проживания и жизнедеятельности участников образовательного процесса, что неизбежно сказалось на их психическом поведенческом реагировании [4, с. 203].

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса всегда имело свою актуальность при работе с родителями, педагогами и обучающимися, но в условиях дистанционного обучения его роль возросла и приобрела особую актуальность, поскольку у разных людей, независимо от их пола, возраста и социального статуса, отмечаются свои собственные внутренние психические реакции на изоляцию, что связано с особенностями личностного развития, а главное, с особенностями той социальной ситуации, в которой живёт человек [1]. Так, например, если ребёнок ещё до возникновения пандемии не испытывал особого желания идти в школу, или обучался на дому в силу тех или иных причин, у него может и не возникнуть каких-то глубинных психологических переживаний от того, что он обучается дистанционно. Это связано с тем, что сама учебная ситуация остаётся привычной для него. Однако, в ситуации, связанной с постоянным посещением своей работы, каких-то значимых мест в городе, у человека неизбежно возникает внутренний дискомфорт в ситуации, связанной с дистанцированием. Это объясняется тем, что внутренние резервы психики личности требуют внешнего подкрепления, которое возможны на основе взаимодействия в привычной социальной ситуации с окружающими людьми, в получении от них обратной связи, и так далее [5].

В связи с этим, возникает необходимость определения понятийного аппарата, связанного с объяснением значимости психологического сопровождения участников образовательного процесса в период пандемии в условиях дистанционного обучения. В психологии существует множество различных определений психолого-педагогического сопровождения, однако, в сложившейся жизненной ситуации все они сводятся к следующему: Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период пандемии – это создание условий для своевременного нивелирования разнонаправленных негативных психических реакций личности, оказавшейся на стадии изоляции, обусловленной дистанционным обучением [6].

При этом необходимо отметить, что возникновение субъективных психологических переживаний, возникающих у педагогов, родителей и обучающихся, связано не столько с самим характером обучения (очного или дистанционного), сколько с негативным влиянием эпидемиологической ситуации, обусловленной пандемией [7, с. 2]. Это объясняется тем, что и дети, и их родители адекватно относятся к разным формам обучения, но они приобретают массу самых разнообразных страхов немотивированного характера, связанных непосредственно с пандемией. Их сущность можно свести к следующему:

1.      Боязнь заболеть пандемией. Подобная ситуация волнует в большей степени взрослых людей, так как они переживают не только за себя, но и за своих детей [3, с. 23]. Его опредмечивание постепенно приводит к формированию и закреплению в сознании различных невротических психологических переживаний, отрицательно влияющих на внутренний мир личности;

2.      Страх, связанный с самой болезнью. Подобная ситуация чревата формированием внутреннего обесценивания и утраты смысла всей жизни человека. Так, например, в ситуации заболевания пандемией, родители и педагоги могут прийти к выводу о том, что их жизнь уже завершена, хотя, казалось бы, ещё столько всего нужно успеть, а уходить, в общем-то, не хочется, но выхода другого нет [1, с. 66]. Подобные переживания приводят к развитию внутренней покорности, психологической готовности даже к самому неизбежному в жизни, а результатом таких внутренних глобальных перемен в картине психического реагирования личности является утрата внутренних механизмов психологической защиты от физического воздействия самого заболевания.

3.      Опасения «новой» жизни после выздоровления. Подобные переживания взрослые люди испытывают в процессе выздоровления. Это связано с тем, что они вдруг начинают более детально анализировать всю свою жизненную ситуацию и часто делают вывод о том, что они слабые в психологическом плане, что им непременно необходима помощь психолога, даже в ситуации, связанной с возможностью обсуждения каких-то своих внутренних переживаний и состояний [5].

4.      Невротические проблемы у обучающихся. Подобная ситуация связана с тем, что длительное пребывание в условиях самоизоляции и дистанционного обучения способствует формированию и закреплению на подсознательном уровне собственных волнующих невротических переживаний о том, как вести себя во внешней ситуации, когда самоизоляция закончится и возникнет возможность обычного посещения школы [6].

Таким образом, всё это приводит к тому, что само по себе оказание психологической помощи участникам образовательного процесса является основным неотъемлемым условием их адаптации к сложившейся жизненной ситуации.

Прежде всего, необходимо отметить, что характер психологического сопровождения участников образовательного процесса имеет свои отличительные особенности [3, с. 102]. Это объясняется тем, что если изначально психологическую помощь люди получают в школе, когда посещают психолога, и сами условия взаимодействия являются привычными, то в условиях диктанта оказание психологической помощи, как важнейшего элемента психологического сопровождения личности осуществляется опосредованно при помощи Skype, WhatsApp, социальных сетей [4]. При этом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса имеет те же этапы, что и психологическое сопровождение в период очного обучения: диагностический, консультативный и коррекционный.

Диагностический этап психологического сопровождения заключается, прежде всего, в выявлении не только внешних параметров психического реагирования, направленных на изучение тех или иных психических новообразований, соответствующих возрасту и особенностям личностного развития, но и внутреннего психологического состояния человека, обратившегося за помощью к специалисту Их характер и глубину можно отслеживать по манере общения человека, по особенностям его темпоритмических и тембральных характеристик голоса, по специфичности интонационного рисунка речи, поскольку важнейшим фактором выявления внутреннего психологического дисбаланса является именно голос человека. В последствии на основе получения первичной диагностической информации возможно применение и других проективных методик диагностики и тестов, способствующих детализации внутреннего психологического состояния личности [6].

Консультативный этап непосредственно связан с тем, что человек говорит, как он об этом говорит, а главное, почему именно в ситуации, обусловленной влиянием пандемии и дистанционного обучения, он говорит именно об этом. Так, например, ребёнок может сказать психологу о том, что ему уже надоело жить так, как он живёт, опасаться всего, скучать по своим друзьям, и так далее. В подобной ситуации прямо или косвенно можно проследить возникновение в сознании ребёнка внутреннего психического дискомфорта, требующего немедленного разрешения [5]. Родители и педагоги, напротив, могут иметь свои собственные внутренние психологические переживания. Они могут быть связаны как непосредственно с индивидуальными условиями жизни, прохождения заболевания по определённой стадии, так и быть связанными с выходом на работу (в школу). При этом, круг психологических негативно обусловленных переживаний взрослых людей (родителей и педагогов) может иметь самые разные формы проявления, от минимального закрепления на подсознательном уровне, до опредмечивания и возведения в ранг чрезвычайно важных и значимых, влияющих на всю дальнейшую жизнь [2]. Выявление и внутренняя проработка с психологом подобных переживаний способствует их нивелированию и формированию ценностного отношения личности к различным этапам жизни и деятельности, как до возникновения пандемии, так и после её возникновения и дальнейшей жизни.

Коррекционный этап непосредственно связан с применением комплексного подхода к участникам образовательного процесса. Это, прежде всего, вытекает из запроса клиента, а также из подбора оптимальных методов работы. Так, например, при работе с младшими школьниками психологом МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» используются в работе элементы сказко-терапии, когда «добрая фея» из волшебной сказки в буквальном смысле «знакомит» ребёнка со сказочными героями из своей волшебной страны, которые тоже переболели COVID-19: и теперь живут замечательно. С этой целью сказочных героев необходимо заранее вылепливать из пластилина и всех подручных средств (тесто, глина), чтобы они потом могли «прийти в гости» к ребёнку на занятии с психологом и помочь ему избавиться от своих внутренних переживаний, связанных с дистанционным обучением [4]. При этом, особенности взаимодействия с такими сказочными героями вытекают из внутренних психологических переживаний ребёнка. Так, например, если у ребёнка вдруг появился страх спать одному, а до возникновения пандемии и самоизоляции его не было, то на помощь может прийти гномик Мудрик, который советует обучающимся подружиться с ним, говорит о том, что вот он спит один и никого не боится, а для обучающегося он может стать другом и «хранителем» его секретиков и больших секретов, а главное, он может охранять покой и сон ребёнка [6].

С родителями и педагогами в работе используются такие методы, как элементы телесно-ориентированной терапии, элементы образной терапии, которые имеют свою специфику применения, обусловленную удалённым характером проработки внутренних проблем клиентов.

Таким образом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период пандемии в условиях дистанционного обучения в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку его эффективность и продуктивность во многом зависит от совместной проработки с психологом внутреннего негативного психического состояния личности. Чем более слаженной является работа с психологом, тем более она успешна. Своевременное оказание помощи педагогам, родителям и обучающимся способствует нивелированию внутренних психологических переживаний, обусловленных ситуацией самоизоляции и дистанционного обучения.

Текст статьи
  1. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009 - N 11 - С. 124-125.
  2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
  3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
  4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ Инфра-М, 2013. - 640 c.
  5. Журавлев, О.Б. Технологии интернет-обучения / О.Б. Журавлев, Б.И. Крук. - М.: ГЛТ, 2013. - 166 c.
  6. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011 - N 1 - С. 96.
  7. Приказ минобрнауки от 11.11.2020. №1402 О дистанционном обучении в связи с коронавирусом
Список литературы