Вопрос психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях Пандемии в период дистанционного обучения в настоящее время является одним из актуальных в психологии [5, с. 11]. Его значимость обусловлена тем, что в настоящее время в связи с возникновением пандемии, как одной из внешних стрессогенных ситуаций возникает острая необходимость оказания психологической помощи педагогам, родителям обучающихся и самим обучающимся, вынужденным находиться дома на дистанционном обучении [1].
Проблема психологического сопровождения участников образовательного процесса на протяжении различных жизненных периодов имеет свою актуальность и значимость, однако, пандемия с её отрицательным влиянием на мир внутренних психологических переживаний личности вносит свои коррективы в процесс оказания психологической помощи участникам образовательного процесса. В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось школьникам, следовательно, всей системе образования [2].
Исходя из этого, возникла острая необходимость оказания срочной психологической помощи участникам образовательного процесса (педагогам, родителям обучающихся и самим обучающимся), так как эпидемиологическая ситуация способствовала развитию изоляционного компонента проживания и жизнедеятельности участников образовательного процесса, что неизбежно сказалось на их психическом поведенческом реагировании [4, с. 203].
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса всегда имело свою актуальность при работе с родителями, педагогами и обучающимися, но в условиях дистанционного обучения его роль возросла и приобрела особую актуальность, поскольку у разных людей, независимо от их пола, возраста и социального статуса, отмечаются свои собственные внутренние психические реакции на изоляцию, что связано с особенностями личностного развития, а главное, с особенностями той социальной ситуации, в которой живёт человек [1]. Так, например, если ребёнок ещё до возникновения пандемии не испытывал особого желания идти в школу, или обучался на дому в силу тех или иных причин, у него может и не возникнуть каких-то глубинных психологических переживаний от того, что он обучается дистанционно. Это связано с тем, что сама учебная ситуация остаётся привычной для него. Однако, в ситуации, связанной с постоянным посещением своей работы, каких-то значимых мест в городе, у человека неизбежно возникает внутренний дискомфорт в ситуации, связанной с дистанцированием. Это объясняется тем, что внутренние резервы психики личности требуют внешнего подкрепления, которое возможны на основе взаимодействия в привычной социальной ситуации с окружающими людьми, в получении от них обратной связи, и так далее [5].
В связи с этим, возникает необходимость определения понятийного аппарата, связанного с объяснением значимости психологического сопровождения участников образовательного процесса в период пандемии в условиях дистанционного обучения. В психологии существует множество различных определений психолого-педагогического сопровождения, однако, в сложившейся жизненной ситуации все они сводятся к следующему: Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период пандемии – это создание условий для своевременного нивелирования разнонаправленных негативных психических реакций личности, оказавшейся на стадии изоляции, обусловленной дистанционным обучением [6].
При этом необходимо отметить, что возникновение субъективных психологических переживаний, возникающих у педагогов, родителей и обучающихся, связано не столько с самим характером обучения (очного или дистанционного), сколько с негативным влиянием эпидемиологической ситуации, обусловленной пандемией [7, с. 2]. Это объясняется тем, что и дети, и их родители адекватно относятся к разным формам обучения, но они приобретают массу самых разнообразных страхов немотивированного характера, связанных непосредственно с пандемией. Их сущность можно свести к следующему:
1. Боязнь заболеть пандемией. Подобная ситуация волнует в большей степени взрослых людей, так как они переживают не только за себя, но и за своих детей [3, с. 23]. Его опредмечивание постепенно приводит к формированию и закреплению в сознании различных невротических психологических переживаний, отрицательно влияющих на внутренний мир личности;
2. Страх, связанный с самой болезнью. Подобная ситуация чревата формированием внутреннего обесценивания и утраты смысла всей жизни человека. Так, например, в ситуации заболевания пандемией, родители и педагоги могут прийти к выводу о том, что их жизнь уже завершена, хотя, казалось бы, ещё столько всего нужно успеть, а уходить, в общем-то, не хочется, но выхода другого нет [1, с. 66]. Подобные переживания приводят к развитию внутренней покорности, психологической готовности даже к самому неизбежному в жизни, а результатом таких внутренних глобальных перемен в картине психического реагирования личности является утрата внутренних механизмов психологической защиты от физического воздействия самого заболевания.
3. Опасения «новой» жизни после выздоровления. Подобные переживания взрослые люди испытывают в процессе выздоровления. Это связано с тем, что они вдруг начинают более детально анализировать всю свою жизненную ситуацию и часто делают вывод о том, что они слабые в психологическом плане, что им непременно необходима помощь психолога, даже в ситуации, связанной с возможностью обсуждения каких-то своих внутренних переживаний и состояний [5].
4. Невротические проблемы у обучающихся. Подобная ситуация связана с тем, что длительное пребывание в условиях самоизоляции и дистанционного обучения способствует формированию и закреплению на подсознательном уровне собственных волнующих невротических переживаний о том, как вести себя во внешней ситуации, когда самоизоляция закончится и возникнет возможность обычного посещения школы [6].
Таким образом, всё это приводит к тому, что само по себе оказание психологической помощи участникам образовательного процесса является основным неотъемлемым условием их адаптации к сложившейся жизненной ситуации.
Прежде всего, необходимо отметить, что характер психологического сопровождения участников образовательного процесса имеет свои отличительные особенности [3, с. 102]. Это объясняется тем, что если изначально психологическую помощь люди получают в школе, когда посещают психолога, и сами условия взаимодействия являются привычными, то в условиях диктанта оказание психологической помощи, как важнейшего элемента психологического сопровождения личности осуществляется опосредованно при помощи Skype, WhatsApp, социальных сетей [4]. При этом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса имеет те же этапы, что и психологическое сопровождение в период очного обучения: диагностический, консультативный и коррекционный.
Диагностический этап психологического сопровождения заключается, прежде всего, в выявлении не только внешних параметров психического реагирования, направленных на изучение тех или иных психических новообразований, соответствующих возрасту и особенностям личностного развития, но и внутреннего психологического состояния человека, обратившегося за помощью к специалисту Их характер и глубину можно отслеживать по манере общения человека, по особенностям его темпоритмических и тембральных характеристик голоса, по специфичности интонационного рисунка речи, поскольку важнейшим фактором выявления внутреннего психологического дисбаланса является именно голос человека. В последствии на основе получения первичной диагностической информации возможно применение и других проективных методик диагностики и тестов, способствующих детализации внутреннего психологического состояния личности [6].
Консультативный этап непосредственно связан с тем, что человек говорит, как он об этом говорит, а главное, почему именно в ситуации, обусловленной влиянием пандемии и дистанционного обучения, он говорит именно об этом. Так, например, ребёнок может сказать психологу о том, что ему уже надоело жить так, как он живёт, опасаться всего, скучать по своим друзьям, и так далее. В подобной ситуации прямо или косвенно можно проследить возникновение в сознании ребёнка внутреннего психического дискомфорта, требующего немедленного разрешения [5]. Родители и педагоги, напротив, могут иметь свои собственные внутренние психологические переживания. Они могут быть связаны как непосредственно с индивидуальными условиями жизни, прохождения заболевания по определённой стадии, так и быть связанными с выходом на работу (в школу). При этом, круг психологических негативно обусловленных переживаний взрослых людей (родителей и педагогов) может иметь самые разные формы проявления, от минимального закрепления на подсознательном уровне, до опредмечивания и возведения в ранг чрезвычайно важных и значимых, влияющих на всю дальнейшую жизнь [2]. Выявление и внутренняя проработка с психологом подобных переживаний способствует их нивелированию и формированию ценностного отношения личности к различным этапам жизни и деятельности, как до возникновения пандемии, так и после её возникновения и дальнейшей жизни.
Коррекционный этап непосредственно связан с применением комплексного подхода к участникам образовательного процесса. Это, прежде всего, вытекает из запроса клиента, а также из подбора оптимальных методов работы. Так, например, при работе с младшими школьниками психологом МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» используются в работе элементы сказко-терапии, когда «добрая фея» из волшебной сказки в буквальном смысле «знакомит» ребёнка со сказочными героями из своей волшебной страны, которые тоже переболели COVID-19: и теперь живут замечательно. С этой целью сказочных героев необходимо заранее вылепливать из пластилина и всех подручных средств (тесто, глина), чтобы они потом могли «прийти в гости» к ребёнку на занятии с психологом и помочь ему избавиться от своих внутренних переживаний, связанных с дистанционным обучением [4]. При этом, особенности взаимодействия с такими сказочными героями вытекают из внутренних психологических переживаний ребёнка. Так, например, если у ребёнка вдруг появился страх спать одному, а до возникновения пандемии и самоизоляции его не было, то на помощь может прийти гномик Мудрик, который советует обучающимся подружиться с ним, говорит о том, что вот он спит один и никого не боится, а для обучающегося он может стать другом и «хранителем» его секретиков и больших секретов, а главное, он может охранять покой и сон ребёнка [6].
С родителями и педагогами в работе используются такие методы, как элементы телесно-ориентированной терапии, элементы образной терапии, которые имеют свою специфику применения, обусловленную удалённым характером проработки внутренних проблем клиентов.
Таким образом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период пандемии в условиях дистанционного обучения в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку его эффективность и продуктивность во многом зависит от совместной проработки с психологом внутреннего негативного психического состояния личности. Чем более слаженной является работа с психологом, тем более она успешна. Своевременное оказание помощи педагогам, родителям и обучающимся способствует нивелированию внутренних психологических переживаний, обусловленных ситуацией самоизоляции и дистанционного обучения.