Научные представления о связи агрессии с коммуникативными умениями у детей дошкольного возраста с речевым дизонтогенезом

Научные представления о связи агрессии с коммуникативными умениями у детей дошкольного возраста с речевым дизонтогенезом

Агрессивное поведение детей является одной из центральных проблем в современном обществе. Речевые нарушения оказывают большое влияние на характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также на формирование его личности. В статье автор пытается систематизировать научные представления о связи агрессии и коммуникативных умений детей дошкольного возраста с речевым дизонтогенезом.

Аннотация статьи
агрессия
коммуникативные умения
речевой дизонтогенез
дети
Ключевые слова

Рост детской агрессии – одна из примет современного общества. Агрессия (в переводе с латинского – «aggressiō») означает «нападение». Существует весьма много определений данному термину. Так Э. Фромм дает достаточно широкое понятие: агрессия – это нанесение ущерба не только человеку, животному, но и неодушевленным предметам [14]. К.К. Платонов подразумевает под данным словом стремление к насильственным действиям [10]. Многие авторы сходятся на мнении, что сущность агрессии заключается в причинение ущерба окружающим субъектам.

Элементы агрессии в поведении являются частью типичного развития детей. Большинство детей демонстрируют повышенную склонность к речевой и физической агрессии. У нормально развивающихся дошкольников данное нарушение в поведении связано с неумением контролировать себя, свои эмоции. По мере социализации ребенок учится управлять ими, усваивая более мягкие формы поведения.

Агрессивное поведение – это некая реакция на неблагоприятную окружающую среду. Агрессивность сразу не становится чертой личности. Исследования R. Tremblay [18] показали, что вершина враждебных реакций ребенка приходится на 18 месяцев и продолжается до 5 лет. В этом возрасте дети учатся добиваться целей без проявления агрессии. По данным других исследователей, точка агрессивного поведения у многих детей сдвигается на возраст 2-3 года [16]. Дети используют физическую агрессию для самореализации. Специалисты объясняют это повышением моторных навыков, а также недостаточным развитием вербальных способностей. К 5-6 годам, при нормальном развитии, уровень агрессии у детей снижается, однако некоторые дети продолжают демонстрировать враждебность.

У детей дошкольного возраста агрессивное поведение принимает разнообразные формы. Чаще всего это вербальная и физическая форма.

Существует множество факторов происхождения и сохранения агрессивного поведения у детей. Предикторы можно разделить на биологические, социальные и психологические. Биологические факторы связаны с генетикой, вегетативным возбуждением, аффективной регуляцией. К социальным факторам можно отнести: особенности семейного воспитания, реакцию сверстников, подражание поведению других. Психологические предикторы характеризуются: уровнем когнитивных способностей (низкий уровень IQ оказывает влияние на проявление агрессии), проявлением враждебности как способом психологической разрядки (голод, усталость, психологическая перегрузка также могут привести к агрессивной реакции), реакцией на стресс, положительным и отрицательным подкреплением, способом самоутверждения и удовлетворением потребностей.

В перечне факторов редко упоминается такой как коммуникативные умения детей. Речевые нарушения – это отклонения речи и аберрации вербальной коммуникации, препятствующие полноценному общению и социальному взаимодействию. В последние годы в дошкольной специальной психологии возник заметный интерес к вопросу особенностей межличностных отношений детей с речевой патологией. Однако данных о связи коммуникативных умений и проявлений агрессии у дошкольников с речевым дизонтогенезом еще недостаточно.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть причиной агрессии детей [13].

Ребенок с нарушением речи не в состоянии в полном объеме высказать свои мысли, испытывает трудности в общении и оказывается в ситуации коммуникативной депривации. Таким образом, данная проблема подталкивает его к отбору иных доступных способов взаимодействия с окружающими.

Исследования показывают, что дети с низкими навыками речевого развития зачастую имеют меньше друзей, у них менее развиты социальные навыки и они с меньшей охотой вступают в межличностные отношения со сверстниками, чем дети с нормальной речью.

О.Е. Громова говорит о том, что у детей с нарушением речи в возрасте 2-3 лет наблюдается речевой негативизм, агрессия и другие специфические поведенческие особенности [5].

В исследованиях Т.М. Марченко показывается, что вероятность агрессивного поведения у дошкольников с нарушением языковой способности выше, чем у детей с нормально развивающейся речью [8].

Ю.Ф. Гаркуша [4] и Л.Г. Соловьева [12] отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в организации речевого поведения, что отрицательно сказывается в общении с окружающими людьми.

С.М. Валявко в своем исследовании показала, что у детей с ОНР агрессия связана с переживаниями по поводу их речевого нарушения, в то время как у сверстников она сопряжена только с демонстративностью [1].

Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова указывают, что у детей с ОНР наблюдается эмоциональная незрелость, доминируют отрицательные эмоции, склонность к вербальной агрессии [6]. Ю.В. Щербинина утверждает, что дети с ОНР часто вступают в конфликт, становясь инициаторами словесных нападений. В основном агрессия направлена на сверстников, реже на взрослых. Агрессия проявляется в виде оскорблений, нецензурной брани, угроз, жалоб, замечаний, требований. Нередко агрессия принимает коллективные формы в детской дошкольной среде. Такие дети неуступчивы, обидчивы, мстительны [15].

К проявлениям агрессии также относится конфликтность, игнорирование интересов других детей, стремление занять лидирующую позицию с помощью применения силы. Данные черты были зафиксированы у 45% детей с ОНР при взаимодействии со сверстниками [9]. Такие дошкольники требуют особого внимания и контроля со стороны взрослых, так как могут обидеть сверстника без особых на то причин. Стараясь привлечь к себе внимание, получить игрушку, предмет, ребенок, испытывающий трудности в вербальной коммуникации, прибегает к применению физической силы. Дети не могут попросить и договориться, а вместо этого бьют, отнимают и требуют, игнорируя эмоции других детей. Таким образом, если дошкольников с общим недоразвитием речи не принимают в игру сверстники, то, желая отомстить, дети с речевой патологией отнимают и ломают игрушки, мешают играть и тому подобное.

С.Н. Сазонова отмечает, что проявлению агрессии детьми с общим недоразвитием речи способствуют сопутствующие речевым дефектам неврологические проявления [11].

В работе Д.А. Чернаковой и Т.В. Захаровой [13] было исследовано 10 детей с ОНР 3-го уровня и 10 нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, а также с помощью метода «Незаконченных фраз» Ю.В. Щербининой [3]. В результате в группе детей с ОНР были обнаружены частые проявления вербальной и физической агрессии – как косвенной, так и прямой.

У некоторых детей с речевой патологией агрессия приобретает устойчивую форму, сохраняется, развивается и становится качеством личности. Поэтому необходимо предпринимать своевременные меры для коррекции и профилактики агрессии у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Анализ литературы позволяет отметить, что в настоящее время существует множество подходов к преодолению агрессивных форм поведения у детей дошкольного возраста. Используют такие методы коррекции как арт-терапия, куклотерапия, игротерапия и др. Одним из эффективных методов работы по коррекции агрессивного поведения является мульттерапия. По мнению Л.Д. Коротковой [7], мультфильмы и сказки покажут детям поступки других людей, доступным языком объяснят, к чему приводит то или иное действие героя, дадут малышам возможность «примерить» на себя чужие чувства и эмоции.

Проведенный анализ источников показывает, что дети с речевыми нарушениями более склонны к вербальной и физической агрессии и конфликтности, чем их нормально развивающиеся сверстники. Это доказывает необходимость разработки и реализации специальных программ по коррекции и профилактике агрессии у детей с речевым дизонтогенезом.

Текст статьи
  1. Валявко, С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития / С. М. Валявко // Системная психология и социология. – 2014. – №10.– С. 48-57.
  2. Валявко, С. М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / С. М. Валявко // Специальное образование. – 2015. – №2.– С. 17-29.
  3. Выраженность в речи дошкольников с общим недоразвитием речи вербальной агрессии // Студенческий научный форум - 2015 URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008076 (дата обращения: 4.03.2021).
  4. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша ; Ред. Ю.Ф. Гаркуша. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 128 с.
  5. Громова, О. Е. Речевое поведение мальчиков в норме и в случаях задержки речевого развития / О. Е. Громова // Дефектология. – 2010. – №1.– С. 64-70.
  6. Кондратенко, И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. – 2002. – №6.– С. 51-59.
  7. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации.Л. Д. Короткова. – М. : ЦГЛ, 2006. – 144 с.
  8. Марченко, Т. М. Особенности агрессивности у детей с различными нарушениями речи / Т. М. Марченко // В мире научных открытий. – 2012. – №2.4.– С. 150-164.
  9. Модели межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками // Научно-методический электронный журнал «Концепт» URL: http://e-koncept.ru/2018/182022.htm (дата обращения: 11.03.2021).
  10. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для инж.-пед. работников профтехобразования / К. К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1981. – 175 с.
  11. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб, заведений / С. Н. Сазонова. – М. : Издатцентр «Академия», 2003. – 144 с.
  12. Соловьева, Л. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – №6.– С. 67-72.
  13. Слинько, А. О. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / А. О. Слинько // Дефектология. – 1992. – №1.– С. 62-67.
  14. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности Э. Фромм. – М. : Республика, 1994. – 547 с.
  15. Щербинина, Ю. В. Если ребёнок - грубиян. Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии Ю. В. Щербинина. – М. : Ювента, 2006. – 318 с.
  16. Alink, L. R. The early childhood aggression curve: development of physical aggression in 10- to 50-month-old children / L. R. Alink // Child Development. – 2006. – №77.– Р. 954-966.
  17. Graham, P. J. Pre-School to School: A Behavioural Study.P. J. Graham, N. . Richman, J. . Stevenson. – London: Academic Press, 1982. – 228 р.
  18. Tremblay, R. E. The Developmental Origins of Physical Aggression in Humans / R. E. Tremblay // Child Development. – 2005. – Р. 83-106.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа