Главная
Конференции
Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования
Влияние дистанционного обучения на физическое развитие обучающихся в постпандеми...

Влияние дистанционного обучения на физическое развитие обучающихся в постпандемийный период

Автор(-ы):

Аладинская Ирина Андреевна

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

дистанционное обучение
педагог
физическая культура
школьники
физическое развитие
подготовленность

Аннотация статьи

В статье представлены основные формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения, а также детальный анализ развития отдельных физических качеств обучающихся 6-х классов в рамках ежегодного тестирования обучающихся после периода дистанционного обучения. Определены проблемы в физической подготовленности обучающихся 6-х классов и пути дальнейших исследований.

Текст статьи

Условиями современной жизни все больше определяется повышенный спрос на получение качественного образования на всех уровнях. В то время как постоянное развитие научно-технического прогресса отражается и на системе образования. Так, в соответствии со стратегией развития образования до 2020 года в нашей стране предполагается рост и активное развитие современных образовательных технологий, в том числе сети интернет. Однако, пандемия 2020 года кардинально изменила весь образовательный процесс не зависимо от уровня образования. При этом, если система высшего образования уже имела опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс посредством различных платформ, как например система электронного обучения Moodle. То системы начального и среднего образования осваивали дистанционные технологии непосредственно в образовательном процессе.

На сегодняшний день физическая культура и спорт стали являются неотъемлемой частью нашего общества [1]. Огромными темпами увеличивается количество физкультурно-оздоровительных сооружений, бассейнов. В современном городе многофункциональная спортивная площадка стоит практически в каждом дворе. В период пандемии выход на улицу был запрещен, школы перешли в онлайн-режим, и даже физическая культура не стала исключением. Для каждого выхода на улицу нужно было оформлять пропуск на портале госуслуг, а выгул домашних животных и посещение продуктового магазина ограничивался определенной территорией. При стоит так же забывать о том, что от уровня физической активности человека зависит не только его физическое развитие, но и его психическое здоровье, работоспособность и успешной в выбранной деятельности [2]. Ниже представлены фрагменты результатов исследования, которое мы проводили в период пандемии (май 2020г). Целью исследования было: изучение процесса преподавания физической культуры в процессе дистанционного обучения

Исследование проводилось на территории центрального федерального округа посредством анкетирования. В исследовании приняли участие 230 респондентов: педагоги и родители обучающихся.

На вопрос «в какой форме проводились занятия по физической культуре в вашей школе в период дистанционного обучения» лишь 13% опрошенных ответили, что занятиях проводились в других форматах (в том числе и онлайн-занятия комплексом различных упражнений перед камерой). 30% ответили, что обучающиеся изучали теорию посредством самостоятельного изучения материала на образовательных платформах. Более 57% (130 человек) ответили, что в их школах занятия проводились онлайн с помощью различных онлайн-платформ.

Рис. 1. Формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения

При формировании домашнего задания чаще всего задавались письменные задания и ишь 13% выполняли задания связанные с записью видео, на котором обучающимся необходимо было продемонстрировать практические умения и навыки.

Рис. 2. Формы домашнего задания

Но ограничительные меры ослабили и в сентябре 2020г. Во многих регионах школы вернулись к очному обучению. В данной ситуации перед учителями физической культуры возник серьёзный вопрос: как отразилось нахождение в изоляции на физическом развитии детей. Возникла необходимость в корректировке и дополнении рабочих программ, а также комплексном тестировании детей и определения их текущего уровня физической подготовленности [4].

Цель исследования: определение физической подготовленности обучающихся 6-х классов после дистанционного обучения для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Задачи:

  • Определить уровень физической подготовленности обучающихся

6-х классов

  • Выявить проблемные зоны в развитии физических качеств обучающихся для дальнейших исследований

Методы и организация исследования

Методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы
  • Анализ полученных данных
  • Педагогическое наблюдение
  • Педагогическое тестирование

Организация исследования

В исследовании принимали участие 190 обучающихся 6-х классов МАОУ СОШ №15 г. Балашиха. Для исследования были взяты результаты ежегодного школьного тестирования физической подготовленности обучающихся (2020/2021 учебный год).

Общий уровень физической подготовленности обучающихся 2-11 классов в МАОУ СОШ №15 оценивается 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь-октябрь). И в конце учебного года (апрель-май). Также проводится периодический контроль в течение учебного года в соответствии с прохождением материала и рабочей программой. Однако, в связи с дистанционным обучением в период пандемии (апрель-май 2020 года) контроль не проводился.

Результаты

Для оценки уровня физической подготовленности обучающихся применяются 4 теста: бег 30м; челночный бег 3*10м, челночный бег, прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту. Выбор нормативов определяется универсальностью тестов для оценки уровня развития основных физических качеств. [3]

В результате анализа результатов школьного тестирования была составлена таблица результатов в параллели 6-х классов.

Таблица

 

Наилучший результат

Наихудший результат

Среднее значение

Среднее значение

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1

прыжок в длину с места

180

200

120

130

140

160

2

бег 30м

5,1

5,0

6,9

6,9

6,8

6,2

3

челночный бег 3*10м

7,6

7,3

11,4

10,2

8,8

8,4

4

поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту

43

61

20

29

38

36

В ходе анализа результатов тестирования были сделаны следующие выводы:

Норматив прыжок в длину с места (ловкость, скоростно-силовые возможности, прыгучесть). При этом, у мальчиков среднее значение значительно хуже минимального уровня физической подготовленности (минимальный результат при низком уровне должен быть не менее 144 см, фактически же 130см). У девочек так же результаты ниже порогового результата.

Норматив бег 30 метров (быстрота, реакция) средний результат у мальчиков произошло сильное ухудшение результатов. Среднее значение не соответствует даже минимальной норме. При этом у девочек среднее значение значительно хуже минимального порога.

Челночный бег 3*10м (координация, быстрота, реакция) – как у мальчиков, так и у девочек наилучший результат соответствует высокому уровню физической подготовленности. При этом среднее значение так же соответствует хорошему уровню физической подготовленности.

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (выносливость, сила) – уровень развития данных качеств средний. Наилучшие результаты, показанные как мальчиками, так и девочками соответствуют высокому уровню развития физических качеств по шкале нормативов ГТО.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно констатировать что период пандемии и ограничения связанные с ними негативно отразились на физическом развитии обучающихся. Наихудшие результаты и у мальчиков и у девочек показаны в упражнениях на ловкость и на скорость. Что обусловлено специфичностью развития данных качеств и невозможность их развития в условиях самоизоляции. Что свидетельствует о том, что необходима корректировка рабочей программы и дальнейшие исследования в данной области.

Список литературы

  1. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
  2. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей; – М., 2020 URL: https://icef.hse.ru (Дата обращения: 18.02.2021).
  3. Физическая активность как основа культуры здоровья подрастающего поколения; европейский опыт обеспечения Гаркуша Н.С. European Social Science Journal. 2014. № 8-2 (47). С. 334-339.
  4. Электронная газета Вести образования; – М., 2020 URL: https://vogazeta.ru (Дата обращения: 18.02.2021).

Поделиться

7054

Аладинская И. А. Влияние дистанционного обучения на физическое развитие обучающихся в постпандемийный период // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 72-76. URL: https://apni.ru/article/2153-vliyanie-distantsionnogo-obucheniya-na-fizich

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля