Условиями современной жизни все больше определяется повышенный спрос на получение качественного образования на всех уровнях. В то время как постоянное развитие научно-технического прогресса отражается и на системе образования. Так, в соответствии со стратегией развития образования до 2020 года в нашей стране предполагается рост и активное развитие современных образовательных технологий, в том числе сети интернет. Однако, пандемия 2020 года кардинально изменила весь образовательный процесс не зависимо от уровня образования. При этом, если система высшего образования уже имела опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс посредством различных платформ, как например система электронного обучения Moodle. То системы начального и среднего образования осваивали дистанционные технологии непосредственно в образовательном процессе.
На сегодняшний день физическая культура и спорт стали являются неотъемлемой частью нашего общества [1]. Огромными темпами увеличивается количество физкультурно-оздоровительных сооружений, бассейнов. В современном городе многофункциональная спортивная площадка стоит практически в каждом дворе. В период пандемии выход на улицу был запрещен, школы перешли в онлайн-режим, и даже физическая культура не стала исключением. Для каждого выхода на улицу нужно было оформлять пропуск на портале госуслуг, а выгул домашних животных и посещение продуктового магазина ограничивался определенной территорией. При стоит так же забывать о том, что от уровня физической активности человека зависит не только его физическое развитие, но и его психическое здоровье, работоспособность и успешной в выбранной деятельности [2]. Ниже представлены фрагменты результатов исследования, которое мы проводили в период пандемии (май 2020г). Целью исследования было: изучение процесса преподавания физической культуры в процессе дистанционного обучения
Исследование проводилось на территории центрального федерального округа посредством анкетирования. В исследовании приняли участие 230 респондентов: педагоги и родители обучающихся.
На вопрос «в какой форме проводились занятия по физической культуре в вашей школе в период дистанционного обучения» лишь 13% опрошенных ответили, что занятиях проводились в других форматах (в том числе и онлайн-занятия комплексом различных упражнений перед камерой). 30% ответили, что обучающиеся изучали теорию посредством самостоятельного изучения материала на образовательных платформах. Более 57% (130 человек) ответили, что в их школах занятия проводились онлайн с помощью различных онлайн-платформ.
Рис. 1. Формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения
При формировании домашнего задания чаще всего задавались письменные задания и ишь 13% выполняли задания связанные с записью видео, на котором обучающимся необходимо было продемонстрировать практические умения и навыки.
Рис. 2. Формы домашнего задания
Но ограничительные меры ослабили и в сентябре 2020г. Во многих регионах школы вернулись к очному обучению. В данной ситуации перед учителями физической культуры возник серьёзный вопрос: как отразилось нахождение в изоляции на физическом развитии детей. Возникла необходимость в корректировке и дополнении рабочих программ, а также комплексном тестировании детей и определения их текущего уровня физической подготовленности [4].
Цель исследования: определение физической подготовленности обучающихся 6-х классов после дистанционного обучения для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.
Задачи:
- Определить уровень физической подготовленности обучающихся
6-х классов
- Выявить проблемные зоны в развитии физических качеств обучающихся для дальнейших исследований
Методы и организация исследования
Методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы
- Анализ полученных данных
- Педагогическое наблюдение
- Педагогическое тестирование
Организация исследования
В исследовании принимали участие 190 обучающихся 6-х классов МАОУ СОШ №15 г. Балашиха. Для исследования были взяты результаты ежегодного школьного тестирования физической подготовленности обучающихся (2020/2021 учебный год).
Общий уровень физической подготовленности обучающихся 2-11 классов в МАОУ СОШ №15 оценивается 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь-октябрь). И в конце учебного года (апрель-май). Также проводится периодический контроль в течение учебного года в соответствии с прохождением материала и рабочей программой. Однако, в связи с дистанционным обучением в период пандемии (апрель-май 2020 года) контроль не проводился.
Результаты
Для оценки уровня физической подготовленности обучающихся применяются 4 теста: бег 30м; челночный бег 3*10м, челночный бег, прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту. Выбор нормативов определяется универсальностью тестов для оценки уровня развития основных физических качеств. [3]
В результате анализа результатов школьного тестирования была составлена таблица результатов в параллели 6-х классов.
Таблица
|
Наилучший результат |
Наихудший результат |
Среднее значение |
Среднее значение | |||
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики | ||
1 |
прыжок в длину с места |
180 |
200 |
120 |
130 |
140 |
160 |
2 |
бег 30м |
5,1 |
5,0 |
6,9 |
6,9 |
6,8 |
6,2 |
3 |
челночный бег 3*10м |
7,6 |
7,3 |
11,4 |
10,2 |
8,8 |
8,4 |
4 |
поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту |
43 |
61 |
20 |
29 |
38 |
36 |
В ходе анализа результатов тестирования были сделаны следующие выводы:
Норматив прыжок в длину с места (ловкость, скоростно-силовые возможности, прыгучесть). При этом, у мальчиков среднее значение значительно хуже минимального уровня физической подготовленности (минимальный результат при низком уровне должен быть не менее 144 см, фактически же 130см). У девочек так же результаты ниже порогового результата.
Норматив бег 30 метров (быстрота, реакция) средний результат у мальчиков произошло сильное ухудшение результатов. Среднее значение не соответствует даже минимальной норме. При этом у девочек среднее значение значительно хуже минимального порога.
Челночный бег 3*10м (координация, быстрота, реакция) – как у мальчиков, так и у девочек наилучший результат соответствует высокому уровню физической подготовленности. При этом среднее значение так же соответствует хорошему уровню физической подготовленности.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (выносливость, сила) – уровень развития данных качеств средний. Наилучшие результаты, показанные как мальчиками, так и девочками соответствуют высокому уровню развития физических качеств по шкале нормативов ГТО.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования можно констатировать что период пандемии и ограничения связанные с ними негативно отразились на физическом развитии обучающихся. Наихудшие результаты и у мальчиков и у девочек показаны в упражнениях на ловкость и на скорость. Что обусловлено специфичностью развития данных качеств и невозможность их развития в условиях самоизоляции. Что свидетельствует о том, что необходима корректировка рабочей программы и дальнейшие исследования в данной области.