Влияние дистанционного обучения на физическое развитие обучающихся в постпандемийный период

Влияние дистанционного обучения на физическое развитие обучающихся в постпандемийный период

В статье представлены основные формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения, а также детальный анализ развития отдельных физических качеств обучающихся 6-х классов в рамках ежегодного тестирования обучающихся после периода дистанционного обучения. Определены проблемы в физической подготовленности обучающихся 6-х классов и пути дальнейших исследований.

Аннотация статьи
педагог
школьники
физическая культура
дистанционное обучение
подготовленность
физическое развитие
Ключевые слова

Условиями современной жизни все больше определяется повышенный спрос на получение качественного образования на всех уровнях. В то время как постоянное развитие научно-технического прогресса отражается и на системе образования. Так, в соответствии со стратегией развития образования до 2020 года в нашей стране предполагается рост и активное развитие современных образовательных технологий, в том числе сети интернет. Однако, пандемия 2020 года кардинально изменила весь образовательный процесс не зависимо от уровня образования. При этом, если система высшего образования уже имела опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс посредством различных платформ, как например система электронного обучения Moodle. То системы начального и среднего образования осваивали дистанционные технологии непосредственно в образовательном процессе.

На сегодняшний день физическая культура и спорт стали являются неотъемлемой частью нашего общества [1]. Огромными темпами увеличивается количество физкультурно-оздоровительных сооружений, бассейнов. В современном городе многофункциональная спортивная площадка стоит практически в каждом дворе. В период пандемии выход на улицу был запрещен, школы перешли в онлайн-режим, и даже физическая культура не стала исключением. Для каждого выхода на улицу нужно было оформлять пропуск на портале госуслуг, а выгул домашних животных и посещение продуктового магазина ограничивался определенной территорией. При стоит так же забывать о том, что от уровня физической активности человека зависит не только его физическое развитие, но и его психическое здоровье, работоспособность и успешной в выбранной деятельности [2]. Ниже представлены фрагменты результатов исследования, которое мы проводили в период пандемии (май 2020г). Целью исследования было: изучение процесса преподавания физической культуры в процессе дистанционного обучения

Исследование проводилось на территории центрального федерального округа посредством анкетирования. В исследовании приняли участие 230 респондентов: педагоги и родители обучающихся.

На вопрос «в какой форме проводились занятия по физической культуре в вашей школе в период дистанционного обучения» лишь 13% опрошенных ответили, что занятиях проводились в других форматах (в том числе и онлайн-занятия комплексом различных упражнений перед камерой). 30% ответили, что обучающиеся изучали теорию посредством самостоятельного изучения материала на образовательных платформах. Более 57% (130 человек) ответили, что в их школах занятия проводились онлайн с помощью различных онлайн-платформ.

Рис. 1. Формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения

При формировании домашнего задания чаще всего задавались письменные задания и ишь 13% выполняли задания связанные с записью видео, на котором обучающимся необходимо было продемонстрировать практические умения и навыки.

Рис. 2. Формы домашнего задания

Но ограничительные меры ослабили и в сентябре 2020г. Во многих регионах школы вернулись к очному обучению. В данной ситуации перед учителями физической культуры возник серьёзный вопрос: как отразилось нахождение в изоляции на физическом развитии детей. Возникла необходимость в корректировке и дополнении рабочих программ, а также комплексном тестировании детей и определения их текущего уровня физической подготовленности [4].

Цель исследования: определение физической подготовленности обучающихся 6-х классов после дистанционного обучения для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Задачи:

  • Определить уровень физической подготовленности обучающихся

6-х классов

  • Выявить проблемные зоны в развитии физических качеств обучающихся для дальнейших исследований

Методы и организация исследования

Методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы
  • Анализ полученных данных
  • Педагогическое наблюдение
  • Педагогическое тестирование

Организация исследования

В исследовании принимали участие 190 обучающихся 6-х классов МАОУ СОШ №15 г. Балашиха. Для исследования были взяты результаты ежегодного школьного тестирования физической подготовленности обучающихся (2020/2021 учебный год).

Общий уровень физической подготовленности обучающихся 2-11 классов в МАОУ СОШ №15 оценивается 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь-октябрь). И в конце учебного года (апрель-май). Также проводится периодический контроль в течение учебного года в соответствии с прохождением материала и рабочей программой. Однако, в связи с дистанционным обучением в период пандемии (апрель-май 2020 года) контроль не проводился.

Результаты

Для оценки уровня физической подготовленности обучающихся применяются 4 теста: бег 30м; челночный бег 3*10м, челночный бег, прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту. Выбор нормативов определяется универсальностью тестов для оценки уровня развития основных физических качеств. [3]

В результате анализа результатов школьного тестирования была составлена таблица результатов в параллели 6-х классов.

Таблица

 

Наилучший результат

Наихудший результат

Среднее значение

Среднее значение

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1

прыжок в длину с места

180

200

120

130

140

160

2

бег 30м

5,1

5,0

6,9

6,9

6,8

6,2

3

челночный бег 3*10м

7,6

7,3

11,4

10,2

8,8

8,4

4

поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту

43

61

20

29

38

36

В ходе анализа результатов тестирования были сделаны следующие выводы:

Норматив прыжок в длину с места (ловкость, скоростно-силовые возможности, прыгучесть). При этом, у мальчиков среднее значение значительно хуже минимального уровня физической подготовленности (минимальный результат при низком уровне должен быть не менее 144 см, фактически же 130см). У девочек так же результаты ниже порогового результата.

Норматив бег 30 метров (быстрота, реакция) средний результат у мальчиков произошло сильное ухудшение результатов. Среднее значение не соответствует даже минимальной норме. При этом у девочек среднее значение значительно хуже минимального порога.

Челночный бег 3*10м (координация, быстрота, реакция) – как у мальчиков, так и у девочек наилучший результат соответствует высокому уровню физической подготовленности. При этом среднее значение так же соответствует хорошему уровню физической подготовленности.

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (выносливость, сила) – уровень развития данных качеств средний. Наилучшие результаты, показанные как мальчиками, так и девочками соответствуют высокому уровню развития физических качеств по шкале нормативов ГТО.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно констатировать что период пандемии и ограничения связанные с ними негативно отразились на физическом развитии обучающихся. Наихудшие результаты и у мальчиков и у девочек показаны в упражнениях на ловкость и на скорость. Что обусловлено специфичностью развития данных качеств и невозможность их развития в условиях самоизоляции. Что свидетельствует о том, что необходима корректировка рабочей программы и дальнейшие исследования в данной области.

Текст статьи
  1. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
  2. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей; – М., 2020 URL: https://icef.hse.ru (Дата обращения: 18.02.2021).
  3. Физическая активность как основа культуры здоровья подрастающего поколения; европейский опыт обеспечения Гаркуша Н.С. European Social Science Journal. 2014. № 8-2 (47). С. 334-339.
  4. Электронная газета Вести образования; – М., 2020 URL: https://vogazeta.ru (Дата обращения: 18.02.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая