Общественное внимание в настоящее время направлено на вопросы и проблемы воспитания. В целях развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, разработана и утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 года № 996-р.
По вышеуказанному документу, утвержденному Постановлением правительства Российской Федерации, «воспитание – является стратегическим приоритетом, который предполагает полное соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональным ценностям и идеалам, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом» [14].
Поскольку воспитание является динамическим явлением, которое предполагает конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель, важной составляющей процесса воспитания становится воспитательная работа, независимо от того в каком социальном или воспитательном институте она реализуется (в семье, в детском доме, в образовательном учреждении и т.д.).
В свою очередь, воспитательная работа занимает особое место в системе организации воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности детей с целью решения задач гармоничного развития личности. От того как будет организована деятельность педагогического коллектива (или лиц выполняющих эту функцию) зависит уровень воспитания отдельных качеств личности, возможность полного саморазвития и самореализации ребенка.
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс [5, с. 2].
Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития личности [11, с. 19].
Воспитательная работа – деятельность, направленная на организацию воспитания [9, с. 27].
Воспитательная работа отражает прикладной аспект воспитательной деятельности, то есть необходимость преодоления воспитателем противоречий при достижении целей, а также особое сотрудничество между воспитанником и педагогом, направленное на достижение результата.
Наиболее актуальной является воспитательная работа с несовершеннолетними воспитанниками социально-реабилитационных центров (далее СРЦН), поскольку подопечными данных учреждений являются молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многие из них имеют ограничения по здоровью.
По информации, представленной на Международном образовательном портале к особенностям несовершеннолетних воспитанников СРЦН можно отнести низкий уровень знаний, отрицательное отношение к учебному процессу, замкнутость, ограниченность кругозора [3, с. 101]. Подопечные СРЦН нуждаются в адекватном их возрасту и особенностям развитии социальных навыков и воспитании позитивных личностных качеств. Для решения данной задачи воспитателями разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации и реализуются различные формы воспитательной работы.
Во многом социально-реабилитационные центры в настоящее время выполняют функционал детского дома, при этом осуществляя мероприятия направленные на социальную реабилитацию подопечных.
Ключевым при работе с воспитанниками СРЦН является воспитательная работа, функции которой можно подразделить на три основных группы:
Первая группа функций связана с непосредственным воздействием воспитателя на подопечного:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с подопечным;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:
- сплочение коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение воспитанников в разнообразные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями [7].
Насколько успешной будет воспитательная работа в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, зависит от ряда факторов:
- Как педагоги-воспитатели осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач?
- Какие формы и методы воспитания несовершеннолетних будут выбраны, а также как будет организован сам процесс воспитания?
- Будут ли привлечены к воспитательной работе представители профессиональных и иных сообществ, граждане (личности), оказывающие существенное влияние на ребенка?
Воспитательная работа с подопечными СРЦН осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.
Принципиально важно, чтобы при организации воспитательной работы в социально-реабилитационном центре был применен комплексный подход к вопросам воспитания, который в свою очередь строится с учетом интересов воспитанников.
Основной задачей специалистов, занимающихся с несовершеннолетними подопечными СРЦН – является помощь в изменении форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По причине замкнутости любого стационарного учреждения, в том числе социально-реабилитационного центра, ребенок постоянно находится в подконтрольном состоянии. В таких условиях проблематичной для педагога становится задача в установлении человеческого контакта, который не подавляет и не деформирует личность воспитанника, а наоборот позволяет получить нормальный социальный опыт [15, с. 67].
Важно понимать, что несовершеннолетние воспитанники СРЦН нуждаются в атмосфере, наполненной позитивными человеческими контактами. В таком случае специалистами должны быть разработаны специальные занятия, направленные на:
- создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия,
- формирование навыков сотрудничества и взаимодействия,
- обучение социально приемлемым способам выражения эмоций,
- управление гневом и агрессией, а также умение разрешать конфликтные ситуации,
- развитие позитивного самосознания [4, с. 81].
Подобные занятия могут получить свое развитие в рамках привлечения к деятельности волонтеров, в том числе «серебряного возраста».
К методам воспитательной работы, используемым волонтерами «серебряного возраста» можно отнести такой метод, как организация культурно-досуговой деятельности. Важным является фактор добровольности и активности участия несовершеннолетних в ходе реализации данного метода.
По мнению Е.Г. Студеновой, культурно-досуговая деятельность основывается на принципах приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей [15, с. 137].
Сущность социально-культурной деятельности, как составляющей воспитательной работы, определяется ее функциональным назначением – это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения ребенка к культуре и вовлечения его в творческую деятельность, то есть – это деятельность по формированию развитой личности средствами культуры [6, с. 84].
В процессе профессиональной деятельности, нами был разработан социальный проект «Крепкий узел», в рамках которого люди пожилого возраста совместно с подростками осваивают культурно-историческую среду через путешествия и туристические поездки. Данный проект реализуется на базе Государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Октябрьского района города Екатеринбурга» при участии специалистов Комплексного центр социального обслуживания населения Октябрьского района города Екатеринбурга.
Опытные туристы и спортсмены (в основном, категория старше 60 лет) выступают неформальными педагогами, передают собственные знания и опыт в области туризма и помогают ощутить свою причастность к истории малой Родины.
Основной деятельностью являются совместные турпоходы и культурно-познавательные поездки в пределах Свердловской области, которые проводятся в течение года, с учетом сезона: в теплое время года участники проекта сплавляются по рекам, в холодное – совершают пешие походы.
Активные пожилые люди, обладающие большим жизненным опытом и инициативой, имеют потребность в передаче духовно-нравственных ценностей, способов социального взаимодействия молодому поколению. Кроме того, в процессе взаимодействия происходит «неформальное» общение с психологически развитыми людьми – которое позволяет научиться правильно взаимодействовать с взрослыми, а также применять полученный опыт на практике.
Кроме обучения, туристы-волонтеры доброжелательно контролируют и корректируют навыки социального взаимодействия младших «коллег» в условиях совместной деятельности. Важным в реализации данного проекта является активное взаимодействие детей и взрослых. Во время совместных путешествий воспитанники детского дома усваивают новый жизненный опыт, расширяют кругозор, учатся адаптации к новым жизненным условиям, знакомятся со специфическими социальными технологиями решения жизненных проблем.
Важно отметить, что такого рода воспитательная работа основывается на личности самого взрослого, который в силу большого жизненного опыта способен передать те самые ценности и идеалы, сформулированные в Стратегии развития воспитания.
Это взаимодействие является полезным и для несовершеннолетних, и для «серебряных волонтеров». Подопечные СРЦН имеют ограничения социального опыта, поэтому основной акцент в процессе воспитательной работы следует сделать на социальной активности детей. Формой взаимодействия может стать участие воспитанников СРЦН в различных тренингах (в том числе спортивно-туристической направленности), которые позволяют смоделировать разнообразные жизненные ситуации, обучающих мастер-классах, помогающих приобрести новые знания, умения и навыки.
Для волонтеров «серебряного возраста», ведущих воспитательную работу с несовершеннолетними самыми важными умениями должны быть: умение выстраивать адекватные формы коммуникации с детьми, умение разрабатывать такие формы работы, ориентированные на конкретного ребенка и конкретный случай взаимодействия с этим ребенком [8, с. 141].
В настоящий момент в проект вовлечено 15 подростков, подопечных социально-реабилитационного центра и 15 пенсионеров-туристов в качестве волонтеров. Возраст несовершеннолетних участников варьируется от младшего подросткового (12-13 лет) до старшего подросткового (16-17 лет).
Данный проект получил свое развитие в конце 2019 – начале 2020 года. При участии сотрудников учреждений социального обслуживания были проведены мероприятия:
- Ознакомительная встреча несовершеннолетних с волонтерами;
- Выездной мастер-класс по вязке веревок в пос. Дидино (г.о. Первоуральск);
- Профориентационное занятие с привлечением профессиональных туристов и представителей МЧС в лесном парке им. Лесоводов России;
- Обучающее занятие «Ориентация на местности: знакомство с компасом и топографическими картами» на территории Природного парка «Малый Исток»;
- Турпоход с мастер-классом «Рыбная ловля на удочку», в рамках которого волонтерами «серебряного возраста» проведено информирование о правилах поведения на водоемах.
В марте 2020 года, в соответствии с эпидемиологической ситуацией в Свердловской области, работа проекта «Крепкий узел» была приостановлена, план мероприятий скорректирован и будет возобновлен после снятия карантинных ограничений для стационарных учреждений социального обслуживания и самоизоляции граждан старше 65 лет.
В планах – осуществление обучающих занятий и проведение туристических походов (сплавов) с изучением локальной истории региона (местности, посещение которой запланировано) с усвоением туристских навыков (выживания, ориентации на местности, первой помощи в условиях похода, управления плавсредством, приготовления пищи и т.д.).
Воспитатели Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Октябрьского района города Екатеринбурга после каждой проведенной встречи с волонтерами «серебряного возраста» проводят сбор обратной связи, используя различные методики оценки занятий для получения обратной связи от детей.
В процессе взаимодействия с волонтерами «серебряного возраста» расширяется кругозор воспитанников СРЦН, при регулярном посещении природно-рекреационных и культурно-исторических объектов повышается культурный уровень. Кроме того, волонтеры «серебряного возраста» являются трансляторами норм и правил поведения в социуме – а сама передача этих норм осуществляется в неформальной форме, в процессе организации и проведения туристического похода или путешествия.
Важно отметить, что культурно-досуговая деятельность в социально-реабилитационных учреждениях (в распространенных случаях) выражается в участии воспитанников в различных видах конкурсов и выставок. Итогом воспитательной работы в таком случае являются достижения воспитанников, которые формируют положительную отчетность. Участие волонтеров «серебряного возраста» позволяет отойти от формального выполнения показателей и действовать в достижении значимых изменений в мотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой сферах каждого ребенка.
Как правило, проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними подопечными СРЦН связаны с особенностями их психики, справиться с которыми самостоятельно в большинстве случаев воспитанники стационарных учреждений не могут. Поэтому вмешательство специалистов (социальных педагогов, психологов и логопедов), а также и волонтеров (в том числе «серебряного» возраста») имеет значимость для достижения положительной динамики в развитии личностных качеств воспитанников СРЦН.