Организация воспитательной работы с воспитанниками социально-реабилитационных центров посредством взаимодействия с волонтерами «серебряного возраста»

В статье проанализированы особенности организации воспитательной работы с воспитанниками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются подопечные социально-реабилитационных центров, обозначены формы и методы организации воспитательной работы, рассмотрены особенности взаимодействия с волонтерами «серебряного возраста». Представлен опыт взаимодействия воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Октябрьского района г. Екатеринбурга с активными пожилыми гражданами.

Аннотация статьи
воспитательная работа
волонтеры «серебряного возраста»
воспитание
воспитанники социально-реабилитационных центров
Ключевые слова

Общественное внимание в настоящее время направлено на вопросы и проблемы воспитания. В целях развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, разработана и утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 года № 996-р.

По вышеуказанному документу, утвержденному Постановлением правительства Российской Федерации, «воспитание – является стратегическим приоритетом, который предполагает полное соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональным ценностям и идеалам, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом» [14].

Поскольку воспитание является динамическим явлением, которое предполагает конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель, важной составляющей процесса воспитания становится воспитательная работа, независимо от того в каком социальном или воспитательном институте она реализуется (в семье, в детском доме, в образовательном учреждении и т.д.).

В свою очередь, воспитательная работа занимает особое место в системе организации воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности детей с целью решения задач гармоничного развития личности. От того как будет организована деятельность педагогического коллектива (или лиц выполняющих эту функцию) зависит уровень воспитания отдельных качеств личности, возможность полного саморазвития и самореализации ребенка.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс [5, с. 2].

Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития личности [11, с. 19].

Воспитательная работа – деятельность, направленная на организацию воспитания [9, с. 27].

Воспитательная работа отражает прикладной аспект воспитательной деятельности, то есть необходимость преодоления воспитателем противоречий при достижении целей, а также особое сотрудничество между воспитанником и педагогом, направленное на достижение результата.

Наиболее актуальной является воспитательная работа с несовершеннолетними воспитанниками социально-реабилитационных центров (далее СРЦН), поскольку подопечными данных учреждений являются молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многие из них имеют ограничения по здоровью.

По информации, представленной на Международном образовательном портале к особенностям несовершеннолетних воспитанников СРЦН можно отнести низкий уровень знаний, отрицательное отношение к учебному процессу, замкнутость, ограниченность кругозора [3, с. 101]. Подопечные СРЦН нуждаются в адекватном их возрасту и особенностям развитии социальных навыков и воспитании позитивных личностных качеств. Для решения данной задачи воспитателями разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации и реализуются различные формы воспитательной работы.

Во многом социально-реабилитационные центры в настоящее время выполняют функционал детского дома, при этом осуществляя мероприятия направленные на социальную реабилитацию подопечных.

Ключевым при работе с воспитанниками СРЦН является воспитательная работа, функции которой можно подразделить на три основных группы:

Первая группа функций связана с непосредственным воздействием воспитателя на подопечного:

  • изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;
  • программирование воспитательных воздействий;
  • реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с подопечным;
  • анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

  • сплочение коллектива;
  • формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • включение воспитанников в разнообразные виды социальной деятельности;
  • развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

  • взаимодействие с педагогическим коллективом;
  • коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
  • нейтрализация негативных воздействий социума;
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями [7].

Насколько успешной будет воспитательная работа в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, зависит от ряда факторов:

  1. Как педагоги-воспитатели осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач?
  2. Какие формы и методы воспитания несовершеннолетних будут выбраны, а также как будет организован сам процесс воспитания?
  3. Будут ли привлечены к воспитательной работе представители профессиональных и иных сообществ, граждане (личности), оказывающие существенное влияние на ребенка?

Воспитательная работа с подопечными СРЦН осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.

Принципиально важно, чтобы при организации воспитательной работы в социально-реабилитационном центре был применен комплексный подход к вопросам воспитания, который в свою очередь строится с учетом интересов воспитанников.

Основной задачей специалистов, занимающихся с несовершеннолетними подопечными СРЦН – является помощь в изменении форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По причине замкнутости любого стационарного учреждения, в том числе социально-реабилитационного центра, ребенок постоянно находится в подконтрольном состоянии. В таких условиях проблематичной для педагога становится задача в установлении человеческого контакта, который не подавляет и не деформирует личность воспитанника, а наоборот позволяет получить нормальный социальный опыт [15, с. 67].

Важно понимать, что несовершеннолетние воспитанники СРЦН нуждаются в атмосфере, наполненной позитивными человеческими контактами. В таком случае специалистами должны быть разработаны специальные занятия, направленные на:

  • создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия,
  • формирование навыков сотрудничества и взаимодействия,
  • обучение социально приемлемым способам выражения эмоций,
  • управление гневом и агрессией, а также умение разрешать конфликтные ситуации,
  • развитие позитивного самосознания [4, с. 81].

Подобные занятия могут получить свое развитие в рамках привлечения к деятельности волонтеров, в том числе «серебряного возраста».

К методам воспитательной работы, используемым волонтерами «серебряного возраста» можно отнести такой метод, как организация культурно-досуговой деятельности. Важным является фактор добровольности и активности участия несовершеннолетних в ходе реализации данного метода.

По мнению Е.Г. Студеновой, культурно-досуговая деятельность основывается на принципах приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей [15, с. 137].

Сущность социально-культурной деятельности, как составляющей воспитательной работы, определяется ее функциональным назначением – это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения ребенка к культуре и вовлечения его в творческую деятельность, то есть – это деятельность по формированию развитой личности средствами культуры [6, с. 84].

В процессе профессиональной деятельности, нами был разработан социальный проект «Крепкий узел», в рамках которого люди пожилого возраста совместно с подростками осваивают культурно-историческую среду через путешествия и туристические поездки. Данный проект реализуется на базе Государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Октябрьского района города Екатеринбурга» при участии специалистов Комплексного центр социального обслуживания населения Октябрьского района города Екатеринбурга.

Опытные туристы и спортсмены (в основном, категория старше 60 лет) выступают неформальными педагогами, передают собственные знания и опыт в области туризма и помогают ощутить свою причастность к истории малой Родины.

Основной деятельностью являются совместные турпоходы и культурно-познавательные поездки в пределах Свердловской области, которые проводятся в течение года, с учетом сезона: в теплое время года участники проекта сплавляются по рекам, в холодное – совершают пешие походы.

Активные пожилые люди, обладающие большим жизненным опытом и инициативой, имеют потребность в передаче духовно-нравственных ценностей, способов социального взаимодействия молодому поколению. Кроме того, в процессе взаимодействия происходит «неформальное» общение с психологически развитыми людьми – которое позволяет научиться правильно взаимодействовать с взрослыми, а также применять полученный опыт на практике.

Кроме обучения, туристы-волонтеры доброжелательно контролируют и корректируют навыки социального взаимодействия младших «коллег» в условиях совместной деятельности. Важным в реализации данного проекта является активное взаимодействие детей и взрослых. Во время совместных путешествий воспитанники детского дома усваивают новый жизненный опыт, расширяют кругозор, учатся адаптации к новым жизненным условиям, знакомятся со специфическими социальными технологиями решения жизненных проблем.

Важно отметить, что такого рода воспитательная работа основывается на личности самого взрослого, который в силу большого жизненного опыта способен передать те самые ценности и идеалы, сформулированные в Стратегии развития воспитания.

Это взаимодействие является полезным и для несовершеннолетних, и для «серебряных волонтеров». Подопечные СРЦН имеют ограничения социального опыта, поэтому основной акцент в процессе воспитательной работы следует сделать на социальной активности детей. Формой взаимодействия может стать участие воспитанников СРЦН в различных тренингах (в том числе спортивно-туристической направленности), которые позволяют смоделировать разнообразные жизненные ситуации, обучающих мастер-классах, помогающих приобрести новые знания, умения и навыки.

Для волонтеров «серебряного возраста», ведущих воспитательную работу с несовершеннолетними самыми важными умениями должны быть: умение выстраивать адекватные формы коммуникации с детьми, умение разрабатывать такие формы работы, ориентированные на конкретного ребенка и конкретный случай взаимодействия с этим ребенком [8, с. 141].

В настоящий момент в проект вовлечено 15 подростков, подопечных социально-реабилитационного центра и 15 пенсионеров-туристов в качестве волонтеров. Возраст несовершеннолетних участников варьируется от младшего подросткового (12-13 лет) до старшего подросткового (16-17 лет).

Данный проект получил свое развитие в конце 2019 – начале 2020 года. При участии сотрудников учреждений социального обслуживания были проведены мероприятия:

  1. Ознакомительная встреча несовершеннолетних с волонтерами;
  2. Выездной мастер-класс по вязке веревок в пос. Дидино (г.о. Первоуральск);
  3. Профориентационное занятие с привлечением профессиональных туристов и представителей МЧС в лесном парке им. Лесоводов России;
  4. Обучающее занятие «Ориентация на местности: знакомство с компасом и топографическими картами» на территории Природного парка «Малый Исток»;
  5. Турпоход с мастер-классом «Рыбная ловля на удочку», в рамках которого волонтерами «серебряного возраста» проведено информирование о правилах поведения на водоемах.

В марте 2020 года, в соответствии с эпидемиологической ситуацией в Свердловской области, работа проекта «Крепкий узел» была приостановлена, план мероприятий скорректирован и будет возобновлен после снятия карантинных ограничений для стационарных учреждений социального обслуживания и самоизоляции граждан старше 65 лет.

В планах – осуществление обучающих занятий и проведение туристических походов (сплавов) с изучением локальной истории региона (местности, посещение которой запланировано) с усвоением туристских навыков (выживания, ориентации на местности, первой помощи в условиях похода, управления плавсредством, приготовления пищи и т.д.).

Воспитатели Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Октябрьского района города Екатеринбурга после каждой проведенной встречи с волонтерами «серебряного возраста» проводят сбор обратной связи, используя различные методики оценки занятий для получения обратной связи от детей.

В процессе взаимодействия с волонтерами «серебряного возраста» расширяется кругозор воспитанников СРЦН, при регулярном посещении природно-рекреационных и культурно-исторических объектов повышается культурный уровень. Кроме того, волонтеры «серебряного возраста» являются трансляторами норм и правил поведения в социуме – а сама передача этих норм осуществляется в неформальной форме, в процессе организации и проведения туристического похода или путешествия.

Важно отметить, что культурно-досуговая деятельность в социально-реабилитационных учреждениях (в распространенных случаях) выражается в участии воспитанников в различных видах конкурсов и выставок. Итогом воспитательной работы в таком случае являются достижения воспитанников, которые формируют положительную отчетность. Участие волонтеров «серебряного возраста» позволяет отойти от формального выполнения показателей и действовать в достижении значимых изменений в мотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой сферах каждого ребенка.

Как правило, проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними подопечными СРЦН связаны с особенностями их психики, справиться с которыми самостоятельно в большинстве случаев воспитанники стационарных учреждений не могут. Поэтому вмешательство специалистов (социальных педагогов, психологов и логопедов), а также и волонтеров (в том числе «серебряного» возраста») имеет значимость для достижения положительной динамики в развитии личностных качеств воспитанников СРЦН.

Текст статьи
  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. CПб. : Питер, 2008. 398 с.
  2. Григорьева, М. И. Технологический подход к социальной работе как деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №1. С. 111-117.
  3. Дубровина, И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома. М.: Академический проект, 2011. 268 с.
  4. Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 2007. 156 с.
  5. Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию / Авторы – составители: Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина. – Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2014. 45 с.
  6. Киселева, Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М., 2011. 539 с.
  7. Корыпалов, Д. В. Воспитательная система: характеристика 67 основных компонентов и этапов развития // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sistema-harakteristika-osnovnyh-komponentov-i-etapov-razvitiya (дата обращения: 11.03.2021).
  8. Люлина, Т. Д. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1030- 1034.
  9. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Краткий словарь понятий и терминов. - М.: РГСУ, 2016. 364 с.
  10. Нагорнова, А. Ю., Вагина, Е. Е. Анализ нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Общество: философия, история, культура. 2014. №4. С. 26-30.
  11. Новгородцева, И. В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин / Новгородцев И. В. - Москва : ФЛИНТА, 2017. - 378 с.
  12. Подласый, И. П. Педагогика: Теория и технологии обучения: в 2 книгах. М.: Педагогика, 1999. Кн. 2. 574 с.
  13. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 11.03.2021).
  15. Студенова, Е. Г., Наместникова И. В. Интернационализация высшего образования в области социальной работы // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. №1 (21). С. 137-139.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря