История вопроса вокально-хоровой исполнительской культуры в проекции урока музыки в общеобразовательной школе

История вопроса вокально-хоровой исполнительской культуры в проекции урока музыки в общеобразовательной школе

В статье вокально-хоровое исполнительства рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов формирования культурных установок личности в проекции исторической ретроспективы; определяются возможности вокально-хорового исполнительства на уроке музыки в общеобразовательной школе как варианта преображения личности на уроке музыки. Решение проблемы в таком контексте позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности, духовное саморазвитие гп всех последующих возрастных этапах.

Аннотация статьи
музыка
вокально-хоровое исполнительство
социально-культурная среда
педагог-музыкант
культура
образование
Ключевые слова

Сегодня мы живём в динамичном, непрестанно меняющимся мире, когда общепринятая система взглядов на ту или иную проблему пересматривается, переформатируется, что особенно болезненно отражается на становлении жизненных позиций молодого поколения. Для нивелирования данной проблемы современная система школьного образования России ориентирована на компетентностную парадигму и ценностные приоритеты. Поэтому актуальным становится поиск новых подходов к музыкальному образованию в условиях нынешнего информационно-цифрового общества. Принятые в начале XXI века в России законодательные инициативы по развитию образования в сфере искусства поставили перед педагогической общественностью ряд задач: обеспечение условий для образования и творческого развития молодежи; подготовка профессиональных педагогических кадров для системы художественного образования; продуктивное использование лучших педагогических традиций образования в социально-культурной среде современной школы.

Данные векторы становятся особо актуальными, так как сегодняшнее общество характеризуется социальной разобщённостью, в последствие чего люди теряют понимание друг друга, что может вылиться в угрозу государственной безопасности. Однако, по мнению, Ульриха Бозера, мы не можем стать умнее и лучше, перезагрузив программу и добавив место на жёстком диске [1, с.59]. В этом отношении искусство – оптимальный способ коррекции подобной социальной ситуации, а хоровое пение на уроке музыки в общеобразовательной школе усиливает данный эффект в разы, так как основано на коллективной форме работы, определяющей морально-нравственный императив каждого ученика.

Интерес к пению сформировался не сегодня. Изначально первобытные люди собирались вместе и пели в ритуальных целях, прося богов об удачной охоте, защите от природных катаклизмов и болезней. Проходит время и функциональные рамки группового пения расширяются, так как с рождением театра в Древней Греции хор поясняет действия актёров, то выступая от имени главного героя, то от имени рассказчика, делая при этом спектакль более живым и красочным, так как играли на открытом воздухе, практически без декораций. Хоровое пение звучало в Древнем Египте, где впервые складываются приёмы хейрономии как первого опыта управления хором. Кроме того, параллельно развивалась народная песня, в которой, отличие от духовной музыки, складывался особый интонационный строй, звуковедение, принципы многоголосного построения мелодии и т.д.

В период Средневековья хор становится значимой составляющей богослужения, воздействуя на верующих, создавая особую божественную атмосферу в соборе. Заметим, что у католиков хоровое пение в церкви первоначально зазвучало в виде одноголосного григорианского хорала (песнопений, определённых папой Григорием), а затем стало многоголосным, с инструментальным сопровождением, что создавало особую атмосферу, тогда как в православных храмах использовалось пение а капелла, определяя так же уникальное духовное единение прихожан. На Руси хоровое пение имело, как нравственное, так и религиозное начало, а профессионально как жанр оно начинает развиваться с культуры Московкой Руси.

В период Возрождения появляется светское вокально-хоровое искусство, зазвучали многоголосные мадригалы и мотеры, а с открытием консерваторий, певческих школ музыкальное искусство развивается более динамично, что не обходит стороной вокально-хоровое пение. Такие композиторы как И.С. Бах, Г.Гендель, В.А.Моцарт привнесли много новых красок в звучание хорового строя.

Отметим, что с появлением такого жанра как опера, начинается новый этап развития хорового искусства. Особая роль в 18 веке принадлежит русским композиторам Д.С.Березовскому и Д.С. Бортнянскому, при этом последний является автором хорового концерта как самостоятельного жанра. Начиная с 19 века композиторы пишут как духовные, так и светские произведения для хоров разных составов: детского мужского, детского, смешанного, так как становится востребованным и концертное исполнение. В русском хоровом искусстве особая роль принадлежит Московскому синодальному хору и Петербуржской капелле, имеющих давнюю истории. Интересно, что в России к концу 19 века появляются и народные хоровые коллективы. Русское хоровое искусство развивается благодаря творчеству М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова и др.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что хоровое искусство как профессиональное сложилось тогда, когда был накоплен опыт, как духовного, так и народного пения, что подтверждается теорией и практикой таких деятелей как Дж. Кервин, З. Кодай, А. Хандеггер и других. Таким образом, можно сделать вывод, что хоровое искусство, пройдя долгий путь развития, доказало, что хоровое пение – часть культуры, контекст которой должен быть прочтён человеком, хотя бы на первичном уровне.

Сегодня является априори, что ребёнок младшего школьного возраста любит петь, так как это внутренне присуще его природе: пластичный возрастной период, благодатный для развития фантазии, воображения, мышления. Собственно, вокально-хоровое исполнение на уроке становится его жизненной необходимостью. Поэтому в век робототехники дети с удовольствие занимаются в самодеятельных вокальных кружках и профессиональных студиях.

Образовательная дисциплина «Музыка» в сегодняшней школе акцентирует значимость культуры и музыкального искусства в целом. Современное музыкальное образование основывается на ряде программ, таких как «Школа 2100»; «Гармония»; «Школа XXI века» В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр и др. Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во главу угла ставит задачи: развитие музыкальной культуры через развитие музыкального и ритмического слуха; овладение умениями и навыками практического плана (пение и слушание музыки, понимание музыкального содержания, овладение базовым набором знаний нотной грамоты).

Несмотря на то, что вопрос музыкального воспитания в общеобразовательной школе изучается давно, тем не менее, нерешённых вопросов не становится меньше. Поэтому поиск векторной системы формировании культуры личности ученика определяет смысловые установки, которые определяются теоретико-методологическими, содержательными и процессуальными основами процесса вокально-хорового исполнения на уроке музыки в общеобразовательной школе. Подводя логику рассуждений к последующему выводу отметим, что эффективной частью урока музыки является вокально-исполнительская деятельность, ввиду того, что она затрагивает личностную сферу на основе уже имеющегося у учащегося инструмента – голоса.

Такой подход предполагает всестороннее развитие личностных ресурсов в призме становления у детей ценностной системы отношения к миру через развитие чувственно-эмоциональной сферы. По сути, вокально-хоровое исполнительство предоставляет наиболее реалистичный сценарий проецирования его в среду жизнедеятельности ребёнка. Поэтому певческая культура ученика рассматривается как часть общей культуры личности, определяющая степень высокого уровня становления нравственных императивов, что предполагает единение двух составляющих: вокальной педагогики и вокального исполнительства, когнитивного и творческого начала.

Ведущую роль пения в формировании значимых личностных качеств школьника рассматривали в своих научно-практических исследованиях педагоги-музыканты: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Т.Н. Овчинникова, Г.П. Стулова, Л.В. Шамина, и др.). Есть ещё один довод в пользу вокально-хорового исполнения на уроке музыки – групповая форма работы, когда ребёнку в процессе коммуникации предоставляется возможность идентифицировать себя с одноклассниками, выстраивая отношения с ними средствами музыкального искусства. Вместе с тем, «контакты с людьми – условие для раскрытия своих умений и талантов» [4, с.25].

Интересно, что Г.П. Стулова, определяя ведущие направления обучения детей вокально-хоровому пению, особо выделила заинтересованность, которая по её мнению, становится основным условием успешного обучения: «…процесс обучения пению только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда он будет включать в себя задачу воспитания и развития у учащихся положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и интереса к данному виду искусства» [5, c.182-183].

Структура и содержание вокально-хоровой исполнительской культуры младших школьников позиционирует совокупность технической и художественно-образной составляющей репертуарного плана при использовании его на уроке музыки, который включает в себя' композиторский замысел, выраженный через форму, стиль, жанр, определяющих ценностный смысл сочинения. Всё это, в свою очередь, оказывает эффект преобразующего воздействия на личность младшего школьника, раскрывая его творческие потенции на уровне эстетического сознания, эстетического опыта, эмоционального интеллекта, находящих выражение в эстетически направленной деятельности. При этом эффект музыкального восприятия младшим школьником заключается в контрасте эстетических впечатлений без навязывания какой-либо формы назидания, так как «энергетическое поле музыки гармонизирует эмоциональное состояние, самооценку коммуникацию» [3, с.25].

Специфика формирования вокально-хоровой исполнительской культуры младших школьников на уроке музыки предусматривает: применение педагогических принципов в современном их прочтении (компетентности, направленности, заинтересованности, сознательности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуализации, единства технического и творческого развития; комплексное использование методов объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, эвристического, исследовательского, фонетического (лингвистического), концентрического, целостного подхода).

Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю музыки, профессионализм которого позволит реализовать все составляющие сегменты музыкального образования в стройную гармонию детских голосов. Позволим себе привести сравнение Е.А.Ямбурга о том, что «педагог – всего лишь посредник в культуре, но это не умоляет его роль... педагог в роли Гамлета…», призванного соединить разорванную нить существования в мире красоты [7, с.199]. Однако неоправданная и непродуманная стратегия педагога, областью профессиональной деятельности которого является искусство, деформирует любые ценностные установки и сводит их к нулю.

Поэтому педагогу-музыканту, выступающего на уроке в роли хормейстера, необходимо «…владеть искусством передачи веры своим воспитанникам собственного переживания … что сродни актёрскому творчеству, в котором энергия веры выступает и условием, и целью, и содержанием этого процесса» [6, с.98-99]. Вокально-хоровое исполнительство на уроке музыки должно расширить рамки познания и провести младшего школьника в мир истинных смыслов сосуществования по законам «красоты и сообразности» на дальнейших возрастных этапах личности.

Текст статьи
  1. Ульрих Б. Как научить учиться: навыки осознанного усвоения знаний / Ульрих Бозер / пер. с англ. – М: Альпина Паблишер, 2020. 368с.
  2. Ильин, В.П. Очерки истории хоровой культуры / В.Ильин. – М.: Советский композитор, 1985. 229с.
  3. Константинова, И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога / И.С.Константинова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Теревинф, 2018. 392с.
  4. Максвелл, Дж. Как общаться с людьми, чтобы установить контакти быть услышанным / Дж. Максвелл, пер. с англ. С.Э. Борич – Минск: Попурри, 2019. 304с.
  5. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : 1992. С. 182–183.
  6. Целковников, Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта: поиск смысла в диалоге с наукой, искусством, и с самим собой / учеб.пособ. к курсу «Методология музыкально-педагогического образования /отв. ред. Э.Б.Абдуллин. – М.: МПГУ, 1998. – 156с.
  7. Ямбург, Е.А. Беспощадный учитель: педагогика non-ficnion / Е.Ямбург – М.: Бослен, 2019. 464с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая