Психогимнастика – метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.
Термин "психогимнастика" может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.
В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.
Психогимнастика в конкретном понимании – это гимнастика для психики, так как здесь задействованы такие психические процессы, как внимание, мышление и воображение. Посредством психогимнастических упражнений дети учатся выражать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, развивает пластику движений, регулирует поведение, помогает концентрации внимания, активизирует работу мысли и воображения. Психогимнастика включает два момента: выражение психоэмоционального и психофизического состояния. В первом случае дети учатся выражать свое эмоциональное состояние и отношения между людьми с помощью мимики и взгляда. Во втором случае совершенствуется общая двигательная сфера – пластика и движения, сопровождаемые речью. В обоих случаях психогимнастика может влиять на самочувствие, настроение и активность ребенка.
Умение выразить определенное чувство, настроение, сопереживание кому-либо, отношение к чему-либо – все это является основой нравственного поведения. Эмоциональное развитие – фундамент нравственного воспитания. Психогимнастические упражнения можно проводить в любое время занятия: в начале, по ходу или в заключительной его части. Они снимают усталость, являясь эмоциональной разгрузкой, способствуют повышению интереса к занятию и могут служить переходным мостиком между частями занятия. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.
Целью применения психогимнастики является:
- Сохранение психического здоровья;
- Профилактика и коррекция психических расстройств.
Задачи психогимнастики:
- снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
- развитие внимания;
- создание возможности для самовыражения;
- развитие чувствительности к собственной двигательной активности,
- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
- создание положительного эмоционального настроя, устранение замкнутости, снятие усталости;
- развивать навыки концентрации, пластику, координации движений.
Приведенные ниже упражнения по лексической теме «Продукты питания» являются примером психогимнастических заданий.
Выражение эмоционального и психофизического состояния
Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий чай, горький перец, соль, очень горячий суп и очень холодное мороженое, вкусную и невкусную пищу.
Действия с воображаемыми предметами
Покажите, как вы чистите лук, картошку, завариваете чай, наливаете чай в чашку, размешиваете сахар в чашке, делаете бутерброды.
Обыгрывание ситуации
«Печем пирожки»: месим тесто, лепим пирожки, ставим их в духовку, перекладываем горячие пирожки с противня на тарелку, а потом пробуем на вкус.
Изобразите масло, кипящее на сковородке; пирожок, который просит: «Съешь меня!»
Образно-пластическое творчество детей
Игра «Угадайте, что я делаю». Один ребенок изображает действия мамы на кухне, остальные – отгадывают, а затем повторяют их.
Изобразите, как варят «суп из топора». «Попробуйте» его на вкус и покажите, понравился ли он вам.
Пластический этюд с использованием стихотворения «Простокваши дали Клаше». Изобразите жестами и мимикой сердитую, недовольную, а затем веселую и радостную Клашу.
Простокваши дали Клаше –
Недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.
– Не хочу я просто каши,
Так – без простокваши!
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей,
А поела – встала,
Спасибо не сказала.
Е. Благинина
Ожидаемый результат:
Повышение функциональных возможностей организма детей.
Рост уровня физического развития несовершеннолетних и осознание ими приоритета здорового образа жизни.
Активизация познавательного интереса у детей.
Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.