Главная
АИ #14 (41)
Статьи журнала АИ #14 (41)
Расширение образовательного пространства ребенка с ограниченными возможностями з...

Расширение образовательного пространства ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством психогимнастики

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

психогимнастика
мимика
жесты
пантомимика
развитие ребёнка
развитие речи
игра

Аннотация статьи

Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики человека, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Уникальность этого метода состоит в том, что он подходит для людей в возрасте от 0 до 99+. Данный вид коррекции считается наиболее эффективным как самостоятельным, так и вспомогательным способом для развития психики ребенка. Он затрагивает двигательный и эмоциональный аспекты, что способствует всесторонней помощи в формировании полноценной личности. Благодаря игровой направленности упражнений у детей повышается интерес к выполнению заданий и хорошие результаты появляются в более короткие сроки. Устойчивое психическое здоровье ребенка требует внимания, поэтому применение данных упражнений послужит хорошим фундаментом в дальнейших этапах развития личности человека и улучшит его восприятие окружающего мира.

Текст статьи

Психогимнастика – метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Термин "психогимнастика" может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.

В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

Психогимнастика в конкретном понимании – это гимнастика для психики, так как здесь задействованы такие психические процессы, как внимание, мышление и воображение. Посредством психогимнастических упражнений дети учатся выражать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, развивает пластику движений, регулирует поведение, помогает концентрации внимания, активизирует работу мысли и воображения. Психогимнастика включает два момента: выражение психоэмоционального и психофизического состояния. В первом случае дети учатся выражать свое эмоциональное состояние и отношения между людьми с помощью мимики и взгляда. Во втором случае совершенствуется общая двигательная сфера – пластика и движения, сопровождаемые речью. В обоих случаях психогимнастика может влиять на самочувствие, настроение и активность ребенка.

Умение выразить определенное чувство, настроение, сопереживание кому-либо, отношение к чему-либо – все это является основой нравственного поведения. Эмоциональное развитие – фундамент нравственного воспитания. Психогимнастические упражнения можно проводить в любое время занятия: в начале, по ходу или в заключительной его части. Они снимают усталость, являясь эмоциональной разгрузкой, способствуют повышению интереса к занятию и могут служить переходным мостиком между частями занятия. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.

Целью применения психогимнастики является:

  • Сохранение психического здоровья;
  • Профилактика и коррекция психических расстройств.

Задачи психогимнастики:

  • снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
  • развитие внимания;
  • создание возможности для самовыражения;
  • развитие чувствительности к собственной двигательной активности,
  • формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
  • создание положительного эмоционального настроя, устранение замкнутости, снятие усталости;
  • развивать навыки концентрации, пластику, координации движений.

Приведенные ниже упражнения по лексической теме «Продукты питания» являются примером психогимнастических заданий.

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий чай, горький перец, соль, очень горячий суп и очень холодное мороженое, вкусную и невкусную пищу.

Действия с воображаемыми предметами

Покажите, как вы чистите лук, картошку, завариваете чай, наливаете чай в чашку, размешиваете сахар в чашке, делаете бутерброды.

Обыгрывание ситуации

«Печем пирожки»: месим тесто, лепим пирожки, ставим их в духовку, перекладываем горячие пирожки с противня на тарелку, а потом пробуем на вкус.

Изобразите масло, кипящее на сковородке; пирожок, который просит: «Съешь меня!»

Образно-пластическое творчество детей

Игра «Угадайте, что я делаю». Один ребенок изображает действия мамы на кухне, остальные – отгадывают, а затем повторяют их.

Изобразите, как варят «суп из топора». «Попробуйте» его на вкус и покажите, понравился ли он вам.

Пластический этюд с использованием стихотворения «Простокваши дали Клаше». Изобразите жестами и мимикой сердитую, недовольную, а затем веселую и радостную Клашу.

Простокваши дали Клаше –

Недовольна Клаша:

– Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

– Не хочу я просто каши,

Так – без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей,

А поела – встала,

Спасибо не сказала.

Е. Благинина

Ожидаемый результат:

Повышение функциональных возможностей организма детей.

Рост уровня физического развития несовершеннолетних и осознание ими приоритета здорового образа жизни.

Активизация познавательного интереса у детей.

Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с.
  2. Чистякова, М. А. Психогимнастика / М. А. Чистякова. – М. : «Владос», 2006. – 160 с.
  3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2008. – 383 с.
  4. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. - СПб.: КАРО, 2006. - 640 с.

Поделиться

2615

Кривенок Е. Т., Носкова А. Е. Расширение образовательного пространства ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством психогимнастики // Актуальные исследования. 2021. №14 (41). С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/2160-rasshirenie-obrazovatelnogo-prostranstva-reb

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря