Главная
АИ #14 (41)
Статьи журнала АИ #14 (41)
Особенности правового статуса органов государственной регистрации прав на объект...

Особенности правового статуса органов государственной регистрации прав на объекты недвижимости в России

Автор(-ы):

Мальцев Александр Владимирович

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

регистрация недвижимости
Росреестр
правовой статус

Аннотация статьи

На протяжении всего существования современной России система регистрации прав на объекты недвижимости постоянно совершенствовалась и развивалась. Государство находилось в постоянном поиске правового и организационного механизма, соответствующего интересам собственников, общества и государства. Поэтому целью статьи является представление общей характеристики правового положения уполномоченных в указанной сфере органов власти на современном этапе. Основным методом исследования является аналитический. По итогам проведенной работы можно сказать, что Росреестр, как уполномоченный орган в сфере регистрации недвижимости, по своему статусу является соединением правовых статусов двух ранее существовавших органов.

Текст статьи

рая предусматривала создание единого органа государственной власти, занимающегося вопросами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Таким органом является Росреестр. Данная реформа позволила быстро и сравнительно просто соблюдать права граждан и организаций, существенно повысить качество и эффективность межведомственного взаимодействия по вопросам регистрации прав на недвижимость и ее кадастрового учета. Кроме того, были существенно снижены бюджетные расходы на содержание соответствующих органов власти [1, с. 201].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 года №456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» [2] основными полномочиями данного органа власти названы следующие:

  1. ведение государственного кадастра объектов недвижимости;
  2. государственный кадастровый учет объектов недвижимости;
  3. ведение кадастровой деятельности;
  4. проведение государственной кадастровой оценки земельных участков;
  5. деятельность в области землеустройства;
  6. проведение государственного мониторинга земель;
  7. проведение мероприятий в области государственного земельного контроля.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.06.2008 года №451 «О Федеральной регистрационной службе» [3] данный орган власти обладает следующими полномочиями:

  • осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ним;
  • ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также реестра арбитражных управляющих;
  • осуществление деятельности, связанной с ведением единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
  • осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также осуществление надзора за саморегулируемыми организациями оценщиков.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [4] к полномочиям Росреестра отнесены следующие направления деятельности:

  1. осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимости;
  2. ведение ЕГРН, а также предоставление заявителям сведений из реестра;
  3. ведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
  4. осуществление ведения государственного реестра кадастровых инженеров, реестра государственных регистраторов прав, реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, реестра саморегулируемых организаций оценщиков, реестра арбитражных управляющих, реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра саморегулируемых организаций медиаторов, реестра квалификационных аттестатов, реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков;
  5. осуществление надзорной деятельности за работой саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
  6. надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих;
  7. организация допуска арбитражных управляющих и руководителей их саморегулируемых организаций к государственной тайне;
  8. ведение государственного фонда данных, которые были получены в ходе землеустроительных работ;
  9. осуществление ведения публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт, а также организация размещения публичных кадастровых карт в сети Интернет;
  10. осуществление кадастрового деления территории страны;
  11. осуществление государственного надзора в области землеустройства;
  12. проведение мероприятий в сфере государственного мониторинга земель;
  13. осуществление государственного земельного надзора;
  14. надзор в сфере геодезии и картографии;
  15. организация лицензирования геодезической и картографической деятельности;
  16. создание и ведение государственного каталога географических названий;
  17. установление объектов недвижимости, в отношении которых должна быть проведена государственная кадастровая оценка;
  18. установление кадастровой стоимости объектов недвижимости;
  19. организация работы по ведению фонда информации о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости;
  20. проведение исследований рынка недвижимости;
  21. осуществление регистрации и учета географических объектов на территории России;
  22. принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимости и т.д.

Приведенный выше перечень показывает, что у Росреестра имеется довольно много полномочий, которые подчас никак не связаны между собой. При этом основной отличительной особенностью правового статуса Росреестра с функциональных позиций является объединение в рамках одного органа государственной власти полномочий двух самостоятельных органов государственной власти, существовавших до 2009 года. Речь идет об органах, которые занимались государственной регистрацией прав на недвижимости и государственным кадастровым учетом. Спецификой современного положения Росреестра также можно считать возложение на него полномочий и функций, которые никак не связаны с недвижимостью (например, контроль за саморегулируемыми организациями).

Список литературы

  1. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. – М.: Проспект, 2017. - 336 с.
  2. Постановление Правительства РФ от 106.2008 года №456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (утратило силу) // Собрание законодательства РФ, 23.06.2008, № 25, ст. 2987.
  3. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 года №451 «О Федеральной регистрационной службе» // Собрание законодательства РФ, 206.2008, № 25, ст. 2984.
  4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») // Собрание законодательства РФ, 22.06.2009, № 25, ст. 3052.

Поделиться

1433

Мальцев А. В. Особенности правового статуса органов государственной регистрации прав на объекты недвижимости в России // Актуальные исследования. 2021. №14 (41). С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/2162-osobennosti-pravovogo-statusa-organov-gosudar

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня