Проблемы правового регулирования миграции иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации
научный журнал «Актуальные исследования» #14 (41), апрель '21

Проблемы правового регулирования миграции иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации

В статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с правовым регулированием трудовой деятельности иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что для решения проблем в рассматриваемой сфере необходимо содействие миграции в Российскую Федерацию с целью получения образования, восполнение естественной убыли населения, которое должно обеспечиваться за счет стимулирования иммиграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии.

Аннотация статьи
рынок труда
стимулирование иммиграции
трудовая деятельность
иностранные граждане
трудовая миграция
образование
Ключевые слова

Современная миграционная политика государств-членов Евразийского экономического союза характеризуется рядом факторов, носящих как субъективный, так и объективный характер. К их числу относится само направление миграционной политики государств, правовое регулирование миграции, миграционные характеристики государств: государства-доноры трудовых мигрантов (Кыргызстан, Казахстан, Армения), государства-транзитеры трудовых мигрантов (Казахстан, Белоруссия, Россия), государства-реципиенты трудовых мигрантов (Белоруссия, Россия), социально-экономические, общественно-политические, демографические условия указанных государств, непосредственно влияющие на содержание и направления миграционной политики.

Правовое регулирование вопросов трудовой миграции происходит за счет прямого действия отдельных международных договоров и соглашений, заключенных Российской Федерацией, а также правовой имплементации указанных договоров в отечественное законодательство. Заметное влияние оказали нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Соглашения от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» и др. Разнообразие указанных документов в целом объяснимо особым вниманием международного сообщества к вопросам труда и занятости населения, однако, наше государство, как и большинство стран, принимающих трудовых мигрантов, не вступило во многие конвенции, принятые Международной организацией труда. Вместе с тем, наряду с другими сопредельными государствами постсоветского пространства она формирует согласованную правовую политику по созданию единого рынка труда [1, с. 358]. Например, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., трудящимся предоставляется возможность работать в соответствии с гражданскими правоотношениями, облегчен правовой режим признания документов об образовании, ученых степенях и званиях, сохранены условия и порядок социального обеспечения, то есть принятые правовые нормы существенно расширяют для иностранных граждан возможности трудоустройства. При этом названный документ в части сроков пребывания иностранных граждан государств-членов организации устанавливает только общие требования, связанные с предельным сроком пребывания без регистрации (постановки на учет), превышение которого влечет обязанность регистрации. Регулирование вопросов продления такого срока находится в компетенции государств-членов и определяется их национальным законодательством.

Необходимо отметить, что вопросы правового регулирования миграции иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации подвержены значительному влиянию со стороны международного права. При этом серьезным препятствием является отсутствие категориально-понятийного аппарата, недостаточная сбалансированность развития трудовой миграции как самостоятельного института миграционного законодательства.

Трудовая миграция как сложное общественное явление отличается значительным многообразием. В юридической науке зачастую даётся общая характеристика трудовой миграции вне конкретно-исторического и социально-экономического контекстов, отождествляя ее в целом с неким процессом территориального перемещения. Это ведет к смешению понятий «миграция населения» и «трудовая миграция», что представляется не вполне оправданным, поскольку трудовая миграция представляет собой явление социально-экономической жизни, при котором процесс перемещения кадров непосредственно связан с развитием производственных отношений и оказывает на них существенное влияние.

В этой связи, как справедливо указывает Л.Д. Матросова, для эффективного управления миграционными процессами необходимо наряду с обеспечением гармонизации законодательств Российской Федерации и других заинтересованных государств в вопросах трудовой миграции, разрабатывать и внедрять на законодательном уровне дополнительные национальные программы социокультурной, языковой и правовой адаптации трудовых мигрантов [3, с. 185]. Так, полагаем необходимым эффективнее развивать не только такие программы, направленные на социальную адаптацию и интеграцию иммигрантов в российское общество, но и разработать конкретные меры по обустройству мигрантов (обеспечение жильем, социальное обслуживание и др.).

В условиях сокращения численности трудовых ресурсов в Российской Федерации, особое значение также приобретает образовательная (учебная) миграция, которая отвечает геополитическим и геоэкономическим интересам страны и могла бы стать существенным компонентом компенсации потерь населения. Данный вид миграции представляется одним из наиболее желательных и имеющих очевидный социально-экономический эффект.

Усиление конкуренции опосредует совершенствование государственной политики по продвижению за границей российской системы образования. Согласно подпункту «б» пункта 5 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», целесообразно увеличить количество иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем в два раза, а также реализовать комплекс мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. Очевидно, что реализация поставленной задачи потребует изменений российского законодательства, регламентирующего вопросы образовательной миграции.

В качестве важных стратегических задач Российской Федерации также провозглашаются решение задач в сфере образования, направленных на достижение целей и целевых показателей в сфере науки, направленных на обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей; достижение целей и целевых показателей в сфере развития международной кооперации, направленных на формирование эффективной системы разделения труда в рамках Евразийского экономического союза, предполагающей решение задач по завершению формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве.

Используемый в настоящее время подход при регулировании права на образование согласуется с имеющимися международными стандартами обеспечения права на образование. При этом максимальный объем прав в сфере образования предоставлен иностранным гражданам Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, с которыми у Российской Федерации заключены двусторонние соглашения в рассматриваемой сфере, при этом особенности реализации таких прав различаются в зависимости от уровня получаемого образования.

Однако, несмотря на кажущуюся комплексность правового регулирования в сфере образовательной миграции, существует множество проблем, обусловленных невысокой образовательной миграционной привлекательностью Российской Федерации. Данное отрицательное явление связывается с низкой заработной платой отдельных специалистов, оттоком высококвалифицированных кадров в более развитые страны, недостаточным вниманием со стороны органов государственной власти к вопросам образовательной миграции и т.д.

Таким образом, для решения проблем в рассматриваемой сфере необходимо, прежде всего, содействие миграции в Российскую Федерацию с целью получения образования, восполнение естественной убыли населения, которое должно обеспечиваться в первую очередь за счет стимулирования иммиграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии. Увеличение набора иностранных учащихся и студентов в образовательные организации России позволит повысить престиж отечественного образования и привлечь инвестиции в экономику страны, что будет способствовать повышению высокой конкуренции между самими отечественными учреждениями образования. Необходимо отметить, что иностранные обучающиеся, как и трудовые мигранты, нуждаются в эффективной социально-культурной адаптации.

Текст статьи
  1. Очергоряева Д.В. Внутренняя трудовая миграция из Республики Калмыкия и её региональная особенность // Сборник статей IV Международного научно-практического конкурса. 2016. С. 358.
  2. Матросова Л.Д. К вопросу о кодификации миграционного законодательства Российской Федерации // Государственная служба и кадры. № 3. 2020. С. 185.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа