Главная
АИ #14 (41)
Статьи журнала АИ #14 (41)
Становление монгольского права на западных территориях империи Чингизидов в XIII...

Становление монгольского права на западных территориях империи Чингизидов в XIII веке

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

монгольское право
обычное право
Великая Яса Чингисхана
ярлыки
пайцзы
билик
йосун

Аннотация статьи

В статье рассматривается процесс становления и развития монгольского права на западных территориях Монгольской империи в XIII веке. Изучается обычное право народов, которое было инкорпорировано Чингисханом в монгольское право. Анализируются источники монгольского права, оказавшие влияние на правовую систему народов, входивших в состав Западного улуса империи.

Текст статьи

В XI-XII вв. на больших просторах Монголии кочевали многочисленные разрозненные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные образования, большая часть которых в 1206 г. была объединена Чингисханом в единое Монгольское государство. Западные территории Екэ Монгол Улуса в правовом отношении имели специфический характер, который был обусловлен огромной территорией и незначительным числом народонаселения, которое проживало по своим законом. Но с продвижение монголов на запад происходило смешения правовых норм и обычаев покоренных народов с нормами монгольского права.

Основным источником права в Монгольской империи являлась Великая Яса, составленная в 1206 году Чингисханом. Яса состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. По мнению большинства историков наиболее полные сведения о составе Ясы содержатся в трактате египетского писателя XV века ал-Маркизи. Именно он стал основой для многих интерпретаций Ясы Чингисхана, например в изложении Г.В. Вернадского [1, с.112].

Великая Яса Чингисхана в основном содержала правила организации войска и нормы уголовного права, отличалась большой жестокостью и предусматривала смертную казнь не только за преступления, но и проступки. Яса еще не знала разграничения норм права, морали и религии. Так Яса грозила суровой карой всем, кто стирал одежду, возвращался по той же дороге что и выезжал, прыгал через огонь, стол, чашку, опускал руку в текущую воду, где находилась ханская ставка.

Другим источником права являлись ярлыки, грамоты, различного рода повеления местным владыкам и другие законодательные документы ханов. Ярлык – письменное повеление или льготная грамота монгольских ханов подвластным феодалам, в XIII-XV веках – верительная грамота на великое княжение. Ярлык является наиболее известным видом источников монгольского права в отечественной истории. По мнению Р.Ю. Почекаева: «При Чингиз-хане и его приемниках по наиболее значимым государственным вопросам издавались ясы, а ярлыки посвящались текущим и частным делам, являясь преимущественно административными распоряжениями и жалованными грамотами» [3, с.37]. Большее значение ярлыки приобрели на западных территориях Монгольской империи, в частности в Золотой Орде.

Члены ханского рода, в частности наследники трона и ханши, также могли издавать свои правовые акты, которые отличались от ярлыков хана и назывались угэ или битик. В более позднее время грани между ярлыками и битиками стираются. Формой выражения воли как хана, так и его родственников становится ярлык.

Еще одним источником права являлись билики Чингисхана. Это были изречения хана, которые даровались подданным. Билики изучались наравне с Ясой, и также должны были соблюдаться. Чингисхан говорил, что: «Только те эмиры туманов, тысяч и сотен, которые в начале и конце года приходят и внимают биликам Чингиз-хана и возвращаются назад, могут стоять во главе войск» [4].

К источникам монгольского права можно отнести пайцзы. Пайцза – верительная бирка, по средствам которой ханы делегировали тем или иным лицам часть своих полномочий.

К источникам права относилась и судебная практика. решение хана, местных управителей по спорному вопросу. «Формально опираясь на торе, ясы великих ханов и ярлыки золотоордынских ханов, судьи зачастую de facto руководствовались и собственными усмотрениями, что превращало их решения в самостоятельный источник права» [3, с.39].

Источником права более позднего периода является Сокровенное сказание монголов, которое сообщает ценные сведения по истории древних монголов, их государства и судьбе его основателя – Чингисхана. Его составление относится к 1240 году [6].

Еще одним источником права являлось обычное право. Самая ранняя его разновидность – торе. Оно относится к древнему тюркскому праву, которое было инкорпорировано Чингисханом и его последователями в монгольское право. Следующей разновидностью обычного права была йосун. Его часто отождествляют с торе, однако если объектом регулирования торе были аспекты государственного устройства и отношение людей с Небом, то йосун регулировала вопросы брака, семьи, наследственного права.

С принятием ислама в Золотой Орде одним из основных источников права становится шариат. Он применялся в основном в городах и поселениях с оседлым населением. По мнению О.И. Чистякова «только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников» [7].

Гражданское право составляли нормы, регулирующие имущественные, брачно-семейные и наследственные отношения. Имущественные отношения в монгольских государствах регулировались нормами обычного права и были весьма сложными. Особенно запутанными были земельные отношения, составляющие основу феодального общества. Право собственности на всю землю в западных территориях Монгольской империи принадлежало великому хану и ханскому роду Джучидов. Хан мог наделять землей своих вассалов, а те в свою очередь нести различные повинности в пользу хана или назначенного им местного правителя.

Брачно-семейные отношения строились на обычном праве. Жену необходимо было выкупать. Причем сумма выкупа была достаточно велика и для того, чтобы ее собрать требовалось время, поэтому золотоордынские девушки выходили замуж уже не в юном возрасте. Статус женщин в золотоордынском обществе был не высок. Это касалось простолюдинок, что же до представительниц знати, то они занимали высокое положение в обществе, ханши и их дочери могли принимать участие в делах государства. издавать свои ярлыки.

Что касается наследственного права, то оно основывалось на монгольских обычаях. Приоритет в наследовании отдавался младшему сыну. Именно он наследовал дом, двор и оставшееся имущество отца, в то время как старшие сыновья получали часть отцовского имущества еще при жизни родителя и вели затем хозяйство самостоятельно. Не являлись исключением и наследники правящего дома. Так Чингисхан еще при жизни условно разделил свою империю на четыре улуса по количеству сыновей от главной жены Борте. Старшие сыновья начали править в своих землях, коренной же улус отца унаследовал его младший сын Тулуй.

Уголовное право Золотой Орды отличалось особой жестокостью. Наиболее серьезными преступлениями были преступления против государства и правящего рода. Узурпация трона наказывалась смертной казнью. Еще одним тяжелым преступлением было оскорбление хана и представителей ханского рода, за него также предусматривалась смертная казнь.

К преступлениям против религии и обычаев относились: волшебство, прыгание через огонь, чашку, стол, возвращение назад по дороге, по которой отправлялся в путь, опускание руки в текущую воду, стирка одежды, забой скота неустановленным способом, если за столом подавился костью. Так как сам Чингисхан «не следовал никакому исповеданию, то он не проявлял нетерпимости и предпочтения одной религии другой» [5]. Указания Ясы по поводу равенства всех религий неукоснительно соблюдалось и в Улусе Джучи. Это хорошо прослеживается на вопросе престолонаследия: после тенгрианина Бату к власти пришел христианин Сартак, после него мусульманин Берке, а затем тенгрианин Менгу-Тимур.

К самым серьезным преступлениям против личности относилось убийство. В Золотой Орде за данный вид преступления предусматривалась смертная казнь. В более позднее время, с принятием ислама смертная казнь была заменена штрафом, размер которого широко варьировал в зависимости от социального положения убитого. К преступлениям против личности относилось и подсматривание за поведением других, в особенности знати и начальства. Рашид-ад-дин описывает случай, когда один мусульманин купил барана и зарезал его дома неустановленным способом, а кипчак забрался на крышу его жилища увидел это, привел мусульманина во дворец хана. Хан, рассмотрев дело, приказал мусульманина освободить, а кипчака казнить [5]. Таким образом, вмешательство в частную жизнь в Золотой Орде строго каралось.

Еще одну группу составляли имущественные преступления. Воровство и грабеж жестоко наказывались. Особенно тяжко наказывалось конокрадство. Плано Карпини писал, что черниговского князя Андрей Мстиславича казнили в Орде за то, что он: «уводил лошадей татар из земли и продавал в другое место; и хотя этого не было доказано, он все-таки был убит» [5]. Более мелкие кражи наказывались телесным наказанием и возмещением стоимости украденного. Собственность в Золотой Орде была неприкосновенна. По свидетельству Плано Карпини население империи не запирало свои двери ни на замки, ни на засовы. По обычаям, каждый кто нашел пропавшею вещь должен был ее безвозмездно вернуть ее хозяину [5].

Таким образом, становление монгольского права на западных территориях империи Чингизидов происходило под влиянием правовых обычаев и культуры народов, проживающих на данных территориях. Произошел синтез коренного монгольского права с местными обычаями народов, завоеванных монголами, который выразился в форме: торе, йосун, яс, ярлыков, пайцз, биликов.

Список литературы

  1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - М.: Ломоносовъ, 2016. – 512 с.
  2. Плано Карпини. История монгалов // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957 // [Электронный ресурс] / URL: https://royallib.com/read/del_plano_karpini_dgiovanni/puteshestviya_v_vostochnie_strani_plano_karpini_i_rubruka.html#102400 (дата обращения: 01.04.2021).
  3. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. - Казань: «Фэн» АН РТ, 2009. – 260 с.
  4. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. М-Л., 1952. // [Электронный ресурс] / URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/text11.phtml (дата обращения: 03.04.2021).
  5. Фрагменты «Великой Ясы» из сочинения А.-М. Джувейни «История завоевателя мира» / Чингисхан Сокровенное сказание монголов. Великая Яса. М., 2014 // [Электронный ресурс] / URL: //https://history.wikireading.ru/288787 (дата обращения: 03.04.2021).
  6. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. М., 2005 // [Электронный ресурс] / URL: http://be5.biz/pravo/i008/6.html#4 (дата обращения: 03.04.2021).
  7. Чингисхан. Сокровенное сказание монголов. Великая Яса. М., 2014 // [Электронный ресурс] / URL: https://history.wikireading.ru/288789 (дата обращения: 01.04.2021).

Поделиться

1997

Теряева Е. В. Становление монгольского права на западных территориях империи Чингизидов в XIII веке // Актуальные исследования. 2021. №14 (41). С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/2168-stanovlenie-mongolskogo-prava-na-zapadnikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля