Особенности мотивации студентов к обучению

Особенности мотивации студентов к обучению

В статье анализируются особенности мотивации студентов в высших учебных заведениях. Рассматриваются особенности мотивации со стороны как преподавателей высших учебных заведений, так и особенности мотивации со стороны самих студентов, учитывая при этом индивидуальные особенностей каждого конкретного студента.

Аннотация статьи
высшее образование
мотивация
мотив
адаптация
Ключевые слова

Особенности мотивации студентов к учебной деятельности можно отнести к наиболее острым проблемам, когда встает вопрос не просто о посещении студентами какого-либо предмета, а их заинтересованность и вовлеченность в учебный план дисциплины. Не стоит забывать, что психологические характеристики любой деятельности, в том числе и обучения, является мотивация студентов к обучению. Основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910 гг.). После этого данный термин прочно вошел в психологическую наука для объяснения причин поведения человека и животных [5, с. 87]. На сегодняшний день можно увидеть огромное количество трактовок мотивации как психического явления.

Мотивация может быть представлена в качестве:

  1. процесса выбора между различными возможными действиями [4, с. 73];
  2. процесса, регулирующего, направляющего действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность [1, с. 220];
  3. состояния направленности личности на определенные цели [8, с. 52].

Б.И. Додоновым структурных компонентов мотивации:

  • удовольствия от самой деятельности;
  • значимости для личности непосредственного ее результата;
  • «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность;
  • принуждающего давления на личность [5, с. 70].

Мотивация представляет внутреннюю энергию, включающую активность человека в жизни и на работе [7, с. 89]. А мотив – это прежде всего то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности, это также отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Мотивацию также можно представить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека действовать специфическим, целенаправленным образом, а также некий процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Необходимо четко разделять понятия «мотив» и «мотивация», второе понятие шире, чем первое. Стоит отметить, что мотив в отличие от мотивации принадлежит субъекту поведения и является непосредственно его устойчивым личностным свойством, побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивация студентов представляет собой процессы, методы, инструменты и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению материала по изучающим дисциплинам. Если говорить о мотивах, то в они могут быть представлены в качестве эмоций и желаний, интересов, потребностей, идеалов, установок. Исходя из этого, мотивы представляют собой более сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора [2, с. 352]. Стоит отметить, что мотивация для студентов является наиболее оптимальным и эффективным способом улучшить процесс и качество обучения [9].

Необходимо также отметить, что мотив является продуктом мотивации, то есть «психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели» [5, с. 76].

Проблема мотивации студентов к обучению можно по праву считать если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике, ей посвящено немалое число работ.

Проблема, связанная с низкой мотивацией у части студентов, достаточно распространенная и в принципе достаточно сложно найти ВУЗ и преподавателя, который бы сказал, что с данной проблемой он не сталкивался. Именно поэтому на первом месте основная задача преподавателей заключается в преподнесении материала с наибольшим коэффициентом принятия и понимания, мотивация со стороны преподавателя должна заключаться непосредственно в качественном преподнесении материала с применением всевозможных интерактивных элементов. Мотивация не должна превращаться в некое театрализованное представление, где самая главная цель – развлечь зрителя, тут стоит говорить об ином виде мотивации. Ведь основная цель ВУЗов – это прежде всего дать образование, и каждый студент с курса унесет столько знаний, на сколько он сам был в этом заинтересован, вовлечен, мотивирован и так далее. Безусловно каждый преподаватель уделяет мотивации студентов должное внимания, но цель мотивации у каждого разная, кто-то безусловно больше внимания уделяет посещаемости его предметов и как правило прибегают к таким рычагам, как контроль их посещений, кто-то говорит о таком важном показателе как успеваемость и так далее. Не стоит забывать и тот факт, что в каждой группе достаточно сложно будет найти универсальную мотивацию для всех и каждого и это практически невозможно именно поэтому необходимо уделять внимание социально-демографическому составу группы, чтобы более или менее прояснить картину и понять, как дальше взаимодействовать с каждым из них или как вариант поделить их на небольшие неформальные подгруппы.

 Студенты не всегда вполне могут объяснить какие именно мотивы ими движут, когда они выбирают тот или иной образовательный курс. Для кого-то мотивацией является выбор курса исходя из параметра «за компанию», часть студентов останавливает свой выбор того или иного направления, учитывая пожелания родителей, прикладывая огромные усилия, чтобы удержаться и достигают немалых результатов. Каждая группа студентов имеет собственную мотивацию, параметры могут существенно отличаться в зависимости от направления, выбранного студентами, уже поступившими на курс.

Что касается первокурсников, то у них происходит некая перестройка со школьного обучения на высшее, мотивацией здесь для них является быстрое адаптирование к системе высшего образования, принятие норм и правил, которые задают высшее учебные заведения. Отступление от жёсткой дисциплины и переход к более свободному графику. Со стороны преподавателей требуется немало, чтобы этот переход осуществился как можно в более короткие сроки с наибольшей эффективностью, самоотдачей и трудолюбием. Чтобы быстрее помочь им адаптироваться, необходимо для первокурсников хотя бы первое время уделять больше времени дисциплине, определенным традициям преподнесения материала каждым конкретным преподавателем в рамках определенного курса, контролю их посещения и освоению материала. Необходимо первокурсникам при начале изучения каждой из дисциплин уделять больше времени разъяснению в какой степени каждая конкретная дисциплина необходима им в дальнейшей профессиональной деятельности. Для студентов первокурсников очень тяжело происходит процесс, когда они могут спокойно задавать вопросы, так как со школьной скамьи ученики осваивают, что, если тебя спрашивают, значит учитель уловил, что ты не готов. Поэтому у студентов вопросы к со стороны преподавателя, который старается их вовлечь в некую дискуссию по некой проблематике курса, окрашены очень негативным подтекстом.

Для студентов, обучающих на платной основе с точки зрения их мотивация главный аргумент для них должен заключатся в следующем: им необходимо дать понять, что, если они не будут проявлять усердие и трудолюбие их деньги просто не принесут им конкретно никакой отдачи, ведь некоторая часть из студентов, которые обучаются на платно форме обучения оформляют кредиты или родители долго откладывали денежные средства на обучение детей. Совершенно иначе обстоит дело со взрослыми студентами, которые сами оплачивают свое обучение в ходе опроса они объясняли, что для них даже не всегда приемлемо пропускать занятия, так как они осознано выбрали, поступили и оплатили обучение. Со взрослыми студентами сам факт их мотивации со стороны преподавателей значительно снижается, ведь, во-первых, они по факту получают образования в ходе своей текущей профессиональной деятельности и прекрасно понимают, какие знания им пригодятся уже непосредственно на практике, во-вторых, взрослые студенты зачастую получают уже второе или третье высшее образование и они конкретно понимают и отдают себе отчет зачем и почему они выбрали то или иное направление. Ведь абитуриенты после школы нередко действуют хаотично, непоследовательно, иногда оказываясь на тех направлениях, о которых даже не думали. и тут уже сам факт наличия не просто перестройки после достаточно жесткой школьной дисциплине к иному студенческому режиму, но и перестройка себя под ту профессию, на которой они оказались, им необходимо гораздо больше времени, чтобы не просто увидеть себя в этой профессии, но и смоделировать свое будущее, исходя их профиля обучения.

Если говорить об иностранных студентах, то если мы говорим о том, что иностранный студен выбрал тот или иной российский ВУЗ, то с мотивацией у него все в порядке, т.е. стоит сказать, что он достаточно мотивирован на плодотворное обучение и сотрудничество с преподавателями, когда все-таки встает вопрос о языковом барьере, который в той или иной степени может присутствовать или проявиться. Если с иностранными студентами с первоначальной мотивацией все в порядке, не стоит упускать тот факт, что мотивация со стороны преподавателей может понадобиться такому студенту, когда, скажем будет сброшен некий ореол идеала и необходимо будет понять и принять те устои, традиции и нормы, которые присутствуют в стране, в данном конкретном высшем учебном заведении. Не всегда тот идеал, который представляют себе иностранные студенты в процессе обучения будет соответствовать действительности. Ведь все зависит от огромного количества факторов, таких как менталитет, мировоззрение, социально-демографические параметры и так далее. Здесь непременно стоит также рассматривать иностранных студентов еще и под таким углом, чтобы было понятно и им и преподавателям, где они смогут полученные компетенции применить так сказать на практике и что они ожидают от данной конкретной дисциплины.

Необходимо также отметить, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Непосредственно к внутренним мотивам можно отнести собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, так как истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т.е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. Именно поэтому особое внимание должно уделяться не внешнему давлению, а внутренним побудительным силам.

Текст статьи
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука. 1994.
  2. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2014. – 352 с.
  3. Божович Д.И. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 1996.
  4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  7. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. – М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.
  8. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: «Питер», 2000.
  9. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 27.12.2019).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 марта по 12 марта
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 марта
Загрузка в elibrary
16 марта
Рассылка печатных экземпляров
22 марта