Осетинские поэты-лирики внесли значительный вклад в создание литературного лирического эпоса осетин в период с 30-х по 90-е годы ХХ века.
Исследуя различные аспекты поэзии осетинских авторов, мы отмечаем, что в ней утверждается новый взгляд на жизнь и новые формы его поэтического выражения. При этом национальная художественно-поэтическая традиция, как и традиция великой русской литературы, проявляются в осетинской поэзии в процессе динамики ее развития – от истоков до зрелых форм его лирического мышления. Обновление же поэтической системы в творчестве поэта при этом нами рассматривается как закономерный результат эволюционного развития осетинской национальной поэзии 30-90-х годов ХХ века.
Традиционная символика, творчески адаптированная, составляет существенный компонент поэзии осетинских лириков, сумевших вдохнуть новую жизнь в традиционную образность, от чего она обрела индивидуальные черты. Это касается фольклорных образов, символов, притч, пословиц, поговорок и т.д. Здесь уточняются приемы и способы лирического самовыражения, рост диалогов и лирических монологов. Далекие истоки новаторства осетинских поэтов уходят в устную народную поэзию. Опираясь на песенное творчество осетин, они создают свою индивидуальную лирику, богатую мыслями и чувствами.
В 60-90-е годы существенно расширился диапазон их поэзии, резче обозначился круг волнующих их тем, в частности, темы «человек и окружающий его мир», «человек и общество», «человек и история», «человек и природа». При этом эволюция их художественного сознания свидетельствует о постоянных поисках поэтами новых форм лирического осмысления мира и человека, а героями являются носители народной мудрости, народных идеалов, выработанных веками и тысячелетиями. Герои, как и сами поэты, прошли весь жизненный путь вместе с народом. По нашему мнению, национальная поэзия на всех этапах своего развития обогащается лучшими достижениями поэтов мира. Поэтическое творчество осетинских лириков – Г. Кайтукова, Г. Плиева, А. Царукаева, Б. Муртазова и др., их достижения перекликаются с такими большими русскими поэтами, как Анна Ахматова, Николай Тихонов, Марина Цветаева, Александр Твардовский, Борис Пастернак и т.д. Благодаря усвоению опыта развитых литератур, их традиционная образность получает реалистический характер, их любовная и героико-патриотическая лирика имеет национальную окраску за счет углубления философии традиционных образов, постижения воссоздаваемого мира и реального человека.
Осетинские поэты существенно развили далее традиционную склонность горцев к раздумьям, философичности, отложившейся в народной лирике. Сквозь призму лирического «Я» поэты хотят дать ответ на философский вопрос: с чего начинается Родина? Ответ однозначен: с аула Нар, подарившего миру великого сына всего человечества Коста, с горных вершин Кавказа, с бедной горской сакли, обитатели которой превыше всего ценят бесценные общечеловеческие качества: доброту, благородство поступков, чистоту чувств, дружбу, братство, любовь.
Каждый из осетинских поэтов внес большой вклад в развитие жанров осетинской поэзии, в обогащение ее поэтики, в философское осмысление человека и окружающего его мира, в национальных художественных образах и определениях. В их поэзии отчетливо прослеживается непрерывная связь национальных художественных и литературных традиций, предопределивших концепцию мира и человека, особенности мировидения поэтов, которые с самого начала ориентируются на национальную символику, мифы, этнографические детали, синтезируют традицию, идущую от фольклора, с литературными традициями, выработанными в ходе контакта с русской языковой и художественной культурой. Главным и определяющим в лирике становится не декларация видения национального мира, а национально-художественное его воссоздание. Поэтика и стиль стихов этого периода отражает творческий интерес поэта к национальной действительности, базирующейся на знании национальной истории, быта, нравов, традиций народа. Все это пропущено сквозь призму лирического «я» героев поэтических произведений, через воссоздание психологических, духовных, чувственных восприятий, осознания авторами себя конкретными представителями своего народа.
Особо следует отметить отношение поэтов к истокам своего творчества. Это восприятие национальных мифоэпических традиций и учеба у мастеров слова, усвоение лучших этических и эстетических традиций русской литературы, выраженных в творчестве корифеев русской поэзии. Предметом художественного анализа и воссоздания в поэтических образах являются жизнь народа, образ представителя народа в его обусловленности историческим временем, эпохой и обстоятельствами. Через связь времен проходит путь преемственности поколений в осетинской поэзии. Это определяет суть образов лирических героев, представителей народа, созданных осетинскими лириками, в творчестве которых проблемы родины, человека, истории народа вызревали в ходе эволюции их поэтического мышления, наполняясь новым качеством видения мира, определившим философию и глубину психологического анализа образов, осмысления бытия народа, его прошлого и настоящего в тесной связи времен.
Поэтическое кредо художника слова, оформленное в соответствующих жанровых формах, основывается на темах, продиктованных самой жизнью, рожденных ею. Поэтической основой его стихов становится красота падающего снега, цветущее дерево, ручеек, пробивающийся из-под камней, лошадь, пасущаяся с жеребенком на склоне холма, старая женщина, сидящая у ворот дома. Все это увидено глазами поэта, прочувствовано сердцем и выражено в национальной форме. Он любит светлое начало жизни, он радуется добру и свету.
В последние десятилетия ХХ века проблемы контакта микромира лирического героя и макромира современного общества чрезвычайно актуализировались [1]. Именно на стыке этих двух миров создается активное поле, обнажающее все противоречия, обостряющее чувства. Лирический герой на этом поле испытывает целый спектр новых ощущений.
Наиболее устойчивым из них оказалось чувство любви: к родине, к родному краю, к друзьям, к женщине.
В осетинской поэзии прослеживается обращение к традиции, к наследию, стремление показать в органическом единстве изобразительное и выразительное начала образного мира. В рамках этого единства предстает художественная концепция лирического героя, философская концепция бытия народа, его прошлое и настоящее. Из всего этого формируется поэтический мир писателей.
В творчестве каждого автора встречается жанр, в котором, как в зеркале, отражаются все главные его творческие особенности национального мировидения и художественного выбора. Таким жанром является лирическое стихотворение.
Стихотворение – это произведение, которое написано стихами; оно – небольшое по объему, как правило, лирическое.
Некоторые критики считают главным действующим лицом лирического стихотворения лирического героя. И. Кирпель в специальном исследовании так определяет сущность понятия «лирический герой»: «Лирический герой – не абстрактное лицо, а конкретно-исторический тип мировосприятия художника. В образе лирического героя, прежде всего, отражается процесс становления незаурядной творческой личности автора, эволюция его субъективного «я» в объективное «мы», характер взаимоотношения в творчестве того или иного поэта сугубо индивидуального, вернее, интимного и гражданского, собственно лирического и эпического начал» [2, с. 79].
Взволнованная лирика – голос души поэта. Лиризм – существенная черта его творчества.
Лирические искания поэтов могут быть поняты в контексте жанрово-стилевых, идейно-эстетических новаций литератур Северного Кавказа и Российской Федерации. Художественные обретения поэтов в свете этих новаторских исканий обусловлены новым уровнем взаимодействия и взаимообогащения культур и, конечно же, силой собственного таланта. Развитие осетинской поэзии в общесоюзном контексте обусловило идентичность идей, тем, проблем. Об этом можно судить, вглядываясь в содержание лирики данного периода, цель которой – раскрыть новый облик героя, национальный характер, бытие народа, его жизнь, историю и судьбу. По-новому осмысливается тема Родины, защиты Отечества. Получает развитие гражданская и философская лирика. В то же время поэт каждый свой шаг, каждое свое слово выверял традицией, стремясь постичь мир и героев посредством новых художественных образов, путем сохранения их национального философского и эстетического содержания. В поэзии получало непосредственное и полное развитие поэтическое «я», возрастал интерес к миру души лирического героя, развитому самосознанию человека.
Поэты демонстрировали отход от риторики, ложного пафоса в изображении окружающего мира. В их поэзии преобладала элегичность, задушевная теплота.
На материале поэтических сборников осетинских поэтов можно проследить рост их мастерства [3]. Они анализируют содержание лирического чувства. Это чувство определяется любовью к родине, к родной земле, к соотечественникам. Эти непреходящие темы выражены гражданским чувством, характеризующим особенности мировидения каждого поэта. Масштабность лирики следует из соотнесенности судьбы отдельной личности с судьбами всего человечества и, конечно же, родного советского народа. Темы родины, родного очага, прошлого и настоящего народа, любви и дружбы, переосмысляясь, поднялись до высот общественного.
Мир художественных лирических образов был предопределен самой эпохой, временем, а в некоторых случаях и личной судьбой. Связь времен передается посредством обращения поэта к художественному анализу истории своего народа, его жизни и судьбы. Философско-нравственные традиции эпоса «Нарты», вековые нравственные идеалы народа становятся важнейшей опорой в изображении человека во времени, в постижении духовного мира героя-современника. Этим объясняются специфика и художественные особенности лирического эпоса поэтов, их лиро-эпических произведений, посвященных героико-патриотической теме.
Каждая строка любого стихотворения отмечена искренностью, исповедальностью, добротой к жизни, ко всему живому, к Родине. Обращает на себя внимание и то, что это чувство не декларируется, подлинность переживания передается через конкретные детали, а жизненная же философия определяется желанием постичь вечное движение жизни, стремлением идти в ногу с ней.
Несомненно, лирика рассматриваемого периода обогатила осетинскую поэзию новым качеством, новым свойством, обратившись к глубинным истокам чувств и мыслей человека, сумев раскрыть душу и сердце лирического героя, способного щедро любить, страстно ненавидеть, бороться и побеждать.
Вообще, художественные поиски поэта выполнили свою миссию: обновление, расширение тематики, открытие новых жанровых форм, движение к стилевому многообразию, открытость творческому освоению опыта европейской (через русскую) реалистической литературы и другие положительные стороны отразились в том числе в жанрах лирической поэзии.
Творческий подход национальных писателей, особенно в жанре стихотворения, свидетельствует о поисках средств воплощения, изображения национального характера в ходе переосмысления, преодоления абстрактно-гуманистических взглядов на человека, изображение нового человека в его связях с обществом и в процессе участия в строительстве нового мира, проистекающие из этой задачи методы исследования личности, лирического образа предполагают необходимость выявления новых этических представлений, формирующих мировидение человека, формирующих его новые эстетические принципы.
Социально-философское осмысление взаимосвязей личности и общества становится основным предметом его раздумий и философских размышлений. Главным предметом изображения и действующим лицом становится человек. Поэт в своей лирике постоянно опирается на национальный мир художественных образов, проистекающих из этнических особенностей национально-художественного мышления и восприятия окружающего мира, определившихся в устнопоэтической традиции.