Ассоциация педагогов-музыкантов и программа «Одаренные дети – наше будущее»

В статье излагается инновационный опыт работы Детской школы искусств №6 города Магнитогорска, направленный на создание творческих контактов перспективных учащихся и их педагогов в разных специальных классах школы, их взаимодействие с другими музыкальными школами города и региона. Реализуя эту задачу, ДШИ №6 привлекает к сотрудничеству ведущих специалистов музыкальных вузов России (Магнитогорск, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Казань, Ростов на Дону). Создаются новые творческие программы.

Аннотация статьи
творческое взаимодействие педагогов и перспективных учащихся
ассоциация педагогов-музыкантов «Одаренные дети – наше будущее»
музыкальная школа
инновационная программа
инновационный проект
профессиональное взаимодействие учебных коллективов
Ключевые слова

Существующая тенденция снижения и даже в некоторых случаях ликвидации профессионального исполнительского качества учебной работы в ДМШ ДШИ, присутствующая во многих проектах реформирования музыкальных школ, противоречит как природе музыкально-исполнительской деятельности, так и педагогическим основам всякого дополнительного образования, которое должно быть всегда профессионально полноценным индивидуально-творческим процессом. Профессионализм в данном случае определяется не как профессиональная ориентировка учащегося на его будущую специальность, а как полноценное качество приобретаемых им художественных и исполнительских знаний и навыков, обеспеченных педагогическим мастерством. Главным условием результативности деятельности музыкальной школы является ее профессиональная полноценность, которая выражается в сочетании творческого воспитания детей в направлении академического музицирования с ранней профессиональной ориентацией ее части учащихся, проявивших в ходе занятий возможность и желание посвятить свою жизнь музыке. В этом случае художественное образование становится частью общего образования, дающего ребенку профессиональные знания в сфере художественного творчества и возможный путь в профессию.

Повышение профессионального уровня качества преподавания в ДМШ-ДШИ часто затруднено из-за отсутствия высоких критериев в области художественного и педагогического творчества. Критерием профессиональной эффективности полноценности обучения в ДМШ-ДШИ является качество организации игрового процесса в ходе учебной деятельности, проявляющееся в результатах выступлений ученика на сцене и складывающееся из шкалы показателей качества игры и работы ученика. Вот эти критерии, о которых идет речь в книге «Фортепианная педагогика» Ю.Г.Писаренко [3]:

  • уровень грамотности освоения текста музыкального произведения
  • качество звука и организация техники звукоизвлечения
  • исполнительская «сделанность» музыкального текста автора по стилю и содержанию
  • свое отношение ученика, определяемое его реакцией на музыкальное содержание (талантливость, содержательность, убедительность исполнительской трактовки)
  • техническая оснащенность игры ученика
  • объем освоенного учебного материала
  • сроу выполнения учебного задания
  • сложность репертуара
  • продвижение ученика вперед по сравнению с прежними показателями его концертных выступлений.

Решению вышеназванных задач повышения качества обучения детей способствует созданная на базе ДШИ №6 города Магнитогорска Ассоциация педагогов-музыкантов города Магнитогорска и Челябинской области - добровольная организация, с помощью которой складывается новая учебная ситуация, обеспечившая систему взаимодействия лучших учащихся и их педагогов между собой. ЕЕ цель-объединение перспективных детей в совместных концертных и учебных мероприятиях, т.е. открытых академических концертах, технических зачетах, прослушиваниях, экзаменах. Здесь не выставляются оценки, не присуждаются места, а только обсуждается и отслеживается творческий рост ученика, показываются лучшие его работы в данном полугодии, в данном учебном году. Сам педагогический коллектив Ассоциации осуществляет новые формы творческих контактов через показ высококлассному приглашенному специалисту работы своих учеников-хороших, лучших, но в то же время не только лауреатов, то есть тех учеников, с которыми имеет дело каждый педагог в своей каждодневной учебной работе. Проведение таких мероприятий, как Мастер-классы, Творческие мастерские, Форумы искусств, Детские ассамблеи стали для ДШИ №6 города Магнитогорска главным стимулом оживления педагогического сознания. Ежегодные встречи с мастерами музыкальной педагогики стали традиционны не только для преподавателей данной музыкальной школы, но и для всех педагогов, принимавших участие в творческих акциях Ассоциации. Постоянно принимают участие в этих мероприятиях музыкальные школы районов Челябинской области: Фершампенуаза, Карталов, Локомотивного, Межозерного, Агаповки, Варны, Кизила, Бред, Чесмы и др. Благодаря разработке в школе проектов, определяющих циклы воспитательных и учебных мероприятий, учебный коллектив ДШИ №6 получил ряд городских, республиканских грантов, давших возможность проведения таких крупных акций, как «Форум искусств» (2004 г.), «К новым берегам» (2007 г.), «Созвездие музыкальных мастеров» (2007 г.), «Музыкальный магнит» 2010 г.). Сегодня можно уже говорить и о сложившейся программе работы Ассоциации в учебном году, включающей в себя такие оригинальные мероприятия, как «Баховская весна» (2014 г), посвященная полифонии, «Детская ассамблея искусств» (2007 г.), «Музыкальный перепляс» для подготовительных отделений (2008 г.), фестиваль детского творчества «Грани». Каждый год этот фестиваль проводится в пансионате Карагайский бор. В данном фестивале принимают участие учащиеся музыкальных школ, школ искусств города Магнитогорска и Челябинской области, проявляющих себя одновременно в различных видах творческой деятельности: в поэзии, литературном творчестве и музыкальном исполнительстве- в том числе игре на двух музыкальных инструментах, в хореографии, вокальном искусстве и даже в гимнастике и акробатике. В рамках фестиваля «Грани» проводится Детская конференция учащихся музыкальных школ под девизом «Мы и наше творчество». В конференции принимают участие учащиеся музыкальных школ-школ искусств города, лицея при Магнитогорской государственной консерватории, Дома музыки Магнитогорска и учащиеся других городов Уральского региона. Учащиеся конференции представляют рассказ о тех художественных событиях, которые ему кажутся наиболее значимыми. Определены следующие номинации конференции:

  • юный музыковед
  • поэт
  • художник
  • композитор
  • фотокорреспондент
  • автор песен
  • лектор
  • репортер-журналист

Создание городского объединения активной части учащихся исполнительских классов музыкальных школ-школ искусств определяет профессиональный ориентир качества, прежде всего в самой школе-организаторе проекта. При этом получают новый творческий импульс и все другие дети школы и все педагоги, не участвующие в этой работе. Складываются критерии работы творческой группы преподавателей и детей. Важным моментом в выступлении ребенка на открытом смотре – показе является соревновательное начало, которое заставляет и педагога, и ученика работать на максимально высоком уровне.

Через объединение учащихся в их совместных концертных и учебных мероприятиях-выступлениях происходит объединение педагогов для совместного наблюдения за их исполнительским ростом и для обсуждения их творческих перспектив в учебе, что является важной частью методического общения преподавателей. Отличие этой работы от Академических концертов в том, что она добровольна, безоценочна, объединяет лучших учащихся в творческий коллектив и проходит под руководством ведущих специалистов музыкальных вузов.

Проведение тематических теоретических конференций педагогов с обсуждением на них инновационных технологий музыкальной педагогики помогает в их дальнейшей работе с детьми, а концертные показы лучших учащихся, с их обсуждением под руководством ведущих специалистов Магнитогорской консерватории и других вузов, способствуют привлечению этих детей в ряды профессионалов-музыкантов.

Ассоциация постоянно ведет учет группы детей, занимающихся по программе повышенного уровня сложности. После открытых академических мероприятий составляется протокол, который фиксирует итоги выступлений. Эти просмотры ведутся с участием педагогов Магнитогорской консерватории под руководством ее профессора, кандидата педагогических наук Писаренко Юрия Георгиевича, создателя этой новой формы работы с учащимися. Впоследствии, оркестрантов-струнников объединили профессора МаГК
А.А. Глазунов, Буй Конг Тхань, доцент МаГК С.А. Огарев, вокалистов профессор МаГК Н.Н. Глушкова, духовиков профессор Т.С. Якименко, народников – профессор Е.В. Мушкин.

В самой школе искусств №6, для организации такой исполнительской работы с учениками создана специальная программа профессионализации учащихся - «исполнительская практика». Определены обязательные консультационные часы на всех учащихся, занимающихся по этой программе. По курсу «исполнительской практики» составляется индивидуальная программа на каждого ученика повышенной сложности. В его репертуаре определяется программа конкурсных выступлений. Предусматривается в программе ученика и эскизное (перспективное) разучивание произведений, так как часто сложный конкурсный репертуар осваивается ребенком постепенно, и обязательное повторение ранее пройденного репертуара. Поначалу эти открытые мероприятия проводились на базе ДШИ №6. В 2009-2010 учебном году их стали проводить на базе других музыкальных школ. Так, проводились открытые концерты Ассоциации в музыкальных школах № 1, № 4, № 2.

Издание материалов – тезисов, фоно и видеозаписей проводившихся Ассоциацией мероприятий, дает богатый методический материал, закрепляющий имеющиеся достижения. Востребованы в музыкально-педагогической среде изданные материалы: методическое пособие «К новым берегам», а также исполнительский комментарий к «Детскому альбому» П.И. Чайковского (автор Ю.Г. Писаренко), диски с записями мастер-классов.

При участии в работе Ассоциации педагог получает сертификат о прохождении курса обучения, или удостоверение об участии в работе Ассоциации. После таких мероприятий детям обязательно вручаются благодарственные письма, и проходят праздничные чаепития.

Ассоциация имеет самостоятельный юридический статус: «Ассоциация педагогов-музыкантов города Магнитогорска и Челябинской области «Одаренные дети-наше будущее», позволяющий использовать спонсорские взносы, гранты, приглашать для участия в работе специалистов любого уровня.

Так реализовывались и преобразовывались разные формы творчества учащихся и педагогов, выходящие за рамки учебной работы в классе. За эти годы (с 2004 по 2014 годы) резко повысились показатели ДШИ №6, связанные с успешными выступлениями ее учащихся на областных, региональных и международных конкурсах в Зальцбурге, Барселоне, Нью-Йорке и др. городах, с подготовкой лучших учащихся к профессиональной учебе в музыкальном колледже. Увеличился исполнительский актив лучших учащихся. Школьные программы «Звездный Олимп», «Новые имена» каждый год чествуют своих новых номинантов. Треть учащихся школы старших классов участвует в программе работы Ассоциации. Эти дети имеют профессиональную перспективу, при этом в свидетельстве об окончании школы ставится запись, что учащимся освоена программа повышенного уровня сложности. Профессиональная подготовка касается не только работы специальных классов, но и таких предметов как сольфеджио, музыкальная литература, способствующих расширению музыкального кругозора учеников.

В то же время главный успех нужно видеть в той атмосфере рождения подлинных художественных ценностей при воплощении музыкальных произведений, которая коснулась всех, без исключения, учащихся школы и всех ее педагогов.

Текст статьи
  1. К новым берегам / Материалы образовательного проекта. – Магнитогорск: Дом печати, 2008. – 250 с.
  2. Нормативные и творческие основы педагогической деятельности коллектива в условиях реализации проекта «От школы искусств к центру детского художественного образования» / Методическое пособие. – Магнитогорск: Арс-эспресс, 2006. – 40 с.
  3. Писаренко, Ю. Г. Фортепианная педагогика, часть 1 / Ю.Г. Писаренко. – Магнитогорск: Дом печати, 2006. – 240 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября