Автор(-ы):
Нохрин Валентин Владимирович
Батыркаев Ренат Равилевич
Паначев Валерий Дмитриевич
Секция
Педагогические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье исследуется процесс социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе анализа занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Авторы приходят к выводу, что данные виды активной двигательной деятельности способствуют адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в молодежной среде сверстников.
Текст статьи
Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья постоянно должна находиться в поле педагогического воздействия во время обучения в вузе. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у студентов с ограниченными возможностями здоровья [1-5]. В условиях неблагоприятных экологических воздействий Пермского края адаптивная физическая культура может стать и важным средством повышения иммунологических возможностей организма. Так, например, систематическое применение нами статических упражнений на тренировочных занятиях по дартс в группе студентов с ограниченными возможностями здоровья, способствовало развитию статической выносливости, координации движения, точности попадания.
Отмечался более выраженный прирост результатов, повышение адаптивных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем, развитие волевых качеств, работоспособности, координации движений на основе тонких дифференцировок кинестезического чувства, расширение своих физических возможностей, что в целом создает благоприятный психологический климат.
Особую роль в реабилитационных воздействиях на студентов с ограниченными возможностями здоровья оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с индивидуальным бережным подходом к каждому из них. Для этого необходим особый талант и чуткое сердце, помноженные на опыт и знания. Занятия со студентами с ограниченными возможностями здоровья проводились подготовленными преподавателями физкультуры. Участники эксперимента находились под наблюдением врачей: невропатолога, психиатра, врача ЛФК, педиатра, ортопеда. Тренировочные нагрузки в «экспериментальной» группе давались с учетом физической подготовленности, индивидуальных особенностей заболевания и поддержания интереса студентов к занятиям.
В начале эксперимента уровень физического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, экспериментальной и контрольной групп был значительно ниже, чем у их сверстников из «основной» группы. Также надо отметить, что исходные данные свидетельствовали о неравномерности развития двигательных качеств. По ходу эксперимента отдельные показатели во всех группах оставались прежними, а в некоторых случаях снижалась. В результате проведенного эксперимента выявлено также, что режим со спортивной направленностью способствует повышению функциональных возможностей организма студентов с ограниченными возможностями здоровья, улучшению их соматического здоровья.
По данным учебного года студенты с ограниченными возможностями здоровья ни разу не болели острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) и гриппом, у них не было обострения хронических заболеваний, улучшилось самочувствие и состояние здоровья. Они справлялись с тренировочными заданиями, что способствовало их успешному выступлению в городских и краевых соревнованиях, несмотря на устойчивые отклонения, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности. Это, по-видимому, объясняется тем, что физическое развитие зависит от особенностей моторики - «стойкие нарушения отдельных компонентов движения». Преобладание прироста показателей в экспериментальной группе наблюдалось на восьмом месяце эксперимента, что свидетельствует о компенсаторных механизмах организма студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые проявились в результате тренировочных занятий. Итогом работы стали средне-групповые показатели прироста динамики физической подготовленности. Преимущество экспериментальных студентов в районных, городских, краевых и региональных соревнованиях по программам Паралимпиады и Специальной Олимпиады. Помимо этого прямого эффекта занятия адаптивным спортом имеют большое социально-психологическое значение в их социализации.
Выводы.
Предложенный и используемый в настоящем исследовании рационально организованный режим двигательной активности, как естественного стимула жизнедеятельности, позволил получить всестороннюю объективную информацию о психофизических возможностях студентов с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что у студентов с ограниченными возможностями здоровья, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности.
Контрольные испытания показали, что наиболее эффективным в развитии двигательных качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья является режим со спортивной направленностью.
Полученные данные позволяют осуществить прогнозирование оптимального потенциала физического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья для их дальнейшей самореализации и социализации.
Список литературы
Поделиться
Нохрин В. В., Батыркаев Р. Р., Паначев В. Д. Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 123-125. URL: https://apni.ru/article/2174-sotsializatsiya-studentov-s-ogranichennimi