Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья

В статье исследуется процесс социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе анализа занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Авторы приходят к выводу, что данные виды активной двигательной деятельности способствуют адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в молодежной среде сверстников.

Аннотация статьи
студенты
социализация
ограниченные возможности здоровья
адаптивная физическая культура
Ключевые слова

Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья постоянно должна находиться в поле педагогического воздействия во время обучения в вузе. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у студентов с ограниченными возможностями здоровья [1-5]. В условиях неблагоприятных экологических воздействий Пермского края адаптивная физическая культура может стать и важным средством повышения иммунологических возможностей организма. Так, например, систематическое применение нами статических упражнений на тренировочных занятиях по дартс в группе студентов с ограниченными возможностями здоровья, способствовало развитию статической выносливости, координации движения, точности попадания.

Отмечался более выраженный прирост результатов, повышение адаптивных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем, развитие волевых качеств, работоспособности, координации движений на основе тонких дифференцировок кинестезического чувства, расширение своих физических возможностей, что в целом создает благоприятный психологический климат.

Особую роль в реабилитационных воздействиях на студентов с ограниченными возможностями здоровья оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с индивидуальным бережным подходом к каждому из них. Для этого необходим особый талант и чуткое сердце, помноженные на опыт и знания. Занятия со студентами с ограниченными возможностями здоровья проводились подготовленными преподавателями физкультуры. Участники эксперимента на­ходились под наблюдением вра­чей: невропатолога, психиатра, вра­ча ЛФК, педиатра, ортопеда. Тре­нировочные нагрузки в «экспери­ментальной» группе давались с учетом физической подготовлен­ности, индивидуальных особенно­стей заболевания и поддержания интереса студентов к занятиям.

В начале эксперимента уровень физического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, экспериментальной и конт­рольной групп был значительно ниже, чем у их сверстников из «основной» группы. Также надо отметить, что исходные данные свидетельствовали о неравномер­ности развития двигательных ка­честв. По ходу эксперимента отдельные показатели во всех группах оставались пре­жними, а в некоторых случаях снижалась. В результате проведенного экспе­римента выявлено также, что ре­жим со спортивной направленно­стью способствует повышению функциональных возможностей организма студентов с ограниченными возможностями здоровья, улучшению их соматического здоровья.

По дан­ным учебного года студенты с ограниченными возможностями здоровья ни разу не болели острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) и грип­пом, у них не было обострения хронических заболеваний, улучши­лось самочувствие и состояние здоровья. Они справлялись с тре­нировочными заданиями, что спо­собствовало их успешному выс­туплению в городских и краевых соревнованиях, несмотря на устойчивые отклонения, име­ются резервные возможности орга­низма и способность к спортивной деятельности. Это, по-види­мому, объясняется тем, что физи­ческое развитие зависит от осо­бенностей моторики - «стойкие нарушения отдельных компонен­тов движения». Преобладание прироста показате­лей в экспериментальной группе наблюдалось на восьмом месяце эксперимента, что свидетельству­ет о компенсаторных механизмах организма студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые прояви­лись в результате тренировочных занятий. Итогом работы стали средне-групповые показатели прироста дина­мики физической подготовленно­сти. Преимущество экспериментальных студентов в районных, городских, краевых и региональных соревнова­ниях по программам Паралимпиады и Специальной Олимпиады. Помимо этого прямого эффекта занятия адаптивным спортом име­ют большое социально-психологи­ческое значение в их социализации.

Выводы.

Предложенный и используемый в настоящем исследовании рацио­нально организованный режим двигательной активности, как ес­тественного стимула жизнедеятельности, позволил получить всестороннюю объективную инфор­мацию о психофизических воз­можностях студентов с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что у студентов с ограниченными возможностями здоровья, име­ются резервные возможности орга­низма и способность к спортивной деятельности.

Контрольные испытания пока­зали, что наиболее эффективным в развитии двигательных качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья является режим со спортивной направленностью.

Полученные данные позволя­ют осуществить прогнозирование оптимального потенциала физичес­кого развития студентов с ограниченными возможностями здоровья для их даль­нейшей самореализации и социализации.

  1. У студентов с ограниченными возможностями здоровья существуют адаптационно-компенсаторные системы организма, которые включают повы­шение показателей физического развития под воздействием регулярных занятий адаптивными видами спорта. С применением адаптивной физической культуры и адаптивного спорта быстрее и эффективнее происходит социализация и адаптация личности.
  2. Результаты исследования мо­гут послужить основой для раз­работок программ дополнительно­го образования по адаптивной физической культуре с целью социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в современном педагогическом процессе.
  3. Эти итоги показывают и дока­зывают возможность развития адаптивного спорта, как одной из форм дополнительного образова­ния, для студентов с ограниченными возможностями здоровья, и через него завоевания своего социального пространства для адаптации среди сверстников.
Текст статьи
  1. Данилова, Е.А. Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект /
    Е.А. Данилова, Е.В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Поволж­ский регион. Общественные науки. – 2010. – № I (13) – С. 62-69.
  2. Николаев, Ю.М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельно­сти человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 8. – С. 34.
  3. Падиарова, А.Б. Социальное неравенство как фактор здоровья нового поко­ления россиян / А.Б. Падиарова // Известия высших учебных заведений. Поволж­ский регион. Общественные науки. – 2009. – № 1. – С. 56.
  4. Сохань, Л.В. Образ жизни молодежи / Л. В. Сохань // Социология молодежи: энциклоп. словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М. : Academia, 2008. – С. 75.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября