Была открыта «дверь» для осуждения вопроса о сущности евразийства, о специфике евразийской судьбы России. Немного проклюнувшаяся мысль о связи евразийства и русского менталитета В.О. Ключевский, Ф.М. Достоевский) оказалась растворенной в лавине социально-политических проблем начала XX века. Становление империализма (В.И. Ленин: 1916 год) с железной логикой исторической необходимости обусловили возникновение III Коммунистического Интернационала именно в России, как бы подсказывая ответ на вопрос о сущности русской национальной идеи, составляющей содержание евразийства: соборность, объединения, соединения, интеграция человечества.
Призывы к социальным субъектам (православные, славяне, пролетарии) всегда звучали в интегральном, в соборном тоне в условиях, когда на планете царил раздор и насилие (нашествие монголов, Наполеона, первая Мировая война, колониализм, фашизм). Именно русский народ в силу таких ментальных черт, как соборность и всемирная отзывчивость, духовность и бескорыстие, интуитивно и сознательно отражал объективную необходимость объединения и призывал к этому сначала разных субъектов человеческого рода, а c XXI века – все человечество!
Вторая историческая волна обсуждения проблемы русской национальной идеи в российском обществе возникла в период перестройки 1985-93 гг. Прозападная ориентация М.С. Горбачева («новое мышление», «подарок ГДР Западу», «социализм с человеческим, то есть западным лицом», «общечеловеческими ценностями») привила к развалу СССР как мировой державы, на которую с надеждой на гуманизм смотрели народы планеты, к ликвидации соборных принципов коммунистической идеологии. Орава космополитов-либералов в 90-е годы целиком посветила себя, пробравшись государственной власти, повороту России не только с пути национально-патриотического (патриотизм и суверенитет стали ругательными словами), но и с пути евразийского, поскольку Азия-восток стали связываться с коммунистическим Китаем и социалистической КНДР. До сих пор мы слышали ненависть в речах либералов и неолибералов, когда они говорят за круглыми столами по ТВ не только о развитии Китая и стабильности КНДР, но и о каких-либо намеках на евразийские ориентации в России: только Запад! Только США!
Проблематика национальной специфики с 90-х годов перешла в 2000-е годы и остается актуальной в России до сих пор. Это находит отражение в публикациях многих российских обществоведов [1]. Введено даже понятие «русскость» для выражения целостности русского менталитета.
Общечеловеческие, геополитические события XXI века только усиливают актуальность проблем особенностей русского менталитета, потому что с ними начинают связывать не только место и роль России в мире, но и саму перспективную судьбу мира, человечества. Мы имеем в виду мировой терроризм, ближневосточные войны, миграция населения в Европу, украинский национализм, экологический кризис, энергетический дефицит, информационные войны, Арктики и Антарктики. И везде оказывается задействованной прямо или косвенно Россия! Президенту В. Путину и министру иностранных дел С. Лаврову приходиться на протяжении всего XXI века постоянно отбиваться от лавины не обоснованных обвинений России в агрессивности, а не в планетарном миролюбии. Что делает Россия в это огалтело-негативной ситуации?
Во-первых, она вынуждена укреплять свою обороноспособность, а ее уже за это обвиняют в агрессивности.
Во-вторых, она сознательно создает общенациональные союзы, объединения для спасения человечества от всех видов угроз: экономических, транспортных, энергетических, культурных, экологических, военных, миграционных, террористических – это БРИКС ОДКБ, ЕАС, «Шелковый путь», СНГ, Арктическое судоходство, космические программы, гуманитарно-экспедиционная помощь, экономическо-финансовые формы...
Логика действия русского народа и власти все та же: интеграция человечества, соборность как принцип, объединение человечества в соответствии с принципами гуманизма:
а) Человек – выше социальная ценность,
б) Человек – цель социального развития,
в) Человек – критерий оценки сфер развития общества.
Нам этой проблемой на уровне Международных ярмарок – симпозиумов приходится заниматься с конца 90-х годов, когда по нашей инициативе в Нижнем Новгороде были организованы Международные Ярмарки идей – Академические симпозиумы по проблемам неизбежно выводящем на анализ Русской национальной идеи [2].
Опора на самые разнообразные источники выявляла общее интегральное представление о русской национальной идее:
- концепция Руси – Москвы как «третьего Рима», призванного объединить человечество;
- концепция православия как интегрального религиозного мировоззрения, призванного объединить человечество;
- концепция славянского супер-этноса, призванного объединить человечество;
- концепция менталитета русского народного мироосвоения с его принципами соборности‚ духовности‚ бескорыстности‚ всемирной отзывчивости, призванными объединить человечество;
- исторический опыт защиты человечества от монгольского нашествия, наполеоновских завоеваний, фашистской агрессии, колониального насилии дает основания человечеству надеяться на освободительно-гуманистическую миссию России;
- опыт интеграционного объединения многочисленных народов и этноса в системе СССР говорит об интегральной‚ а не разъединяющей силе русского народа как народа-объединителя;
- гуманистическая природа перспективного коммунистического мировоззрения человечества соответствует гуманистическим принципам русского менталитета;
- текущая оперативная практика планетарного поведения России в ХХI веке свидетельствует о принципиальной последовательности русского народа и его интегрально-объединительной деятельности в современном геополитическом пространстве.
Объективно говоря‚ все мирно-объединительные инициативы современном мире исходят от России‚ от русского народа, от Российского государства. Эти интегральные функции России представлены в Организации Объединенных Наций‚ созданной при самом активном участии России после разгрома фашистской Германии 70 лет назад‚ а мир на земле за это время обеспечен последовательным противостоянием России агрессивным намерениям и акциям со стороны других государств.
Вслед за Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, В.О. Ключевским, народниками, большевиками, русскими предпринимателями Н.А. Демидовым, С.Г. Строгановыми, Я.Е. Башкировыми, Н.А. Бугровыми, С.И. Мамонтовыми, ... можно сказать: Национальная идея России, русского народа – это идея соборности, объединения, собирания, коллективизма: «Вкупе за Едино» (К. Минин). Даже войны у нас не государственные, а отечественные, интегрировавшие все силы нации, народа, общества: А. Невский, Д. Донской, К. Минин, А. Суворов, М. Кутузов, В.И. Ленин, И.В. Сталин. Даже сегодня Общественные объединения называются «народными»: «Общероссийский народный Фронт», «Народное ополчение».
Исторически объединительная идея представлена даже поэтапно в связи с актуальностью задач:
- «Православные всех стран, объединяйтесь!» (с IX века)
- Славяне всех стран, объединяйтесь! (с XIX века)
- Пролетарии всех стран, объединяйтесь! (с XX века)
- Трудящиеся всех стран, объединяйтесь! (с XX века)
- Человечество планеты Земля, объединяйтесь! (XXI века)
Ни у одного народа планеты таких объединительных соборных идей, призывов нет! Соборный, интегральный характер объединительной идеи не может ограничиваться частным, специальным аспектом: религиозным, патриотическим, языковым, рыночным, интернетным и т.д. Эта Идея должна быть хорошо содержательно общечеловеческая, многогранная, что хорошо выражает понятие соборности.
В конечном счете, можно сказать, что специфической русской национальной идеей является идея сплочения человечества, сплочения как спасения от социальных и природных катастроф. Если избавление от природных катастроф связано с концепцией ноосферизма, идущей от В.И. Вернадского, то избавление от социальных катастроф связано с концепцией коммунизма, идущей от К. Маркса. Академик А.И. Субетто интегрировал обе концепции в общем учении о ноосферном социализме, носителем которого является Россиях [3].