Русская национальная идея

Русская национальная идея

В статье рассматриваются сущность, основные признаки и особенности русского народа, русского менталитета, русской национальной идеи. Проблема «русской национальной идеи» впервые широко обсуждалась в российском обществе в середине XIX века, что представлено дискуссиями между «западниками» и «славянофилами», а также в целом осмыслением вопросов специфики развития западной и восточной культуры (А.И. Герцен, А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, В.О. Ключевский). В итоге была сформулирована гибридная концепция евразийской природы русского народа и его исторического предназначения.

Аннотация статьи
соборность
менталитет
идея
общество
интеграция
гуманизм
человек
Ключевые слова

Была открыта «дверь» для осуждения вопроса о сущности евразийства, о специфике евразийской судьбы России. Немного проклюнувшаяся мысль о связи евразийства и русского менталитета В.О. Ключевский, Ф.М. Достоевский) оказалась растворенной в лавине социально-политических проблем начала XX века. Становление империализма (В.И. Ленин: 1916 год) с железной логикой исторической необходимости обусловили возникновение III Коммунистического Интернационала именно в России, как бы подсказывая ответ на вопрос о сущности русской национальной идеи, составляющей содержание евразийства: соборность, объединения, соединения, интеграция человечества.

Призывы к социальным субъектам (православные, славяне, пролетарии) всегда звучали в интегральном, в соборном тоне в условиях, когда на планете царил раздор и насилие (нашествие монголов, Наполеона, первая Мировая война, колониализм, фашизм). Именно русский народ в силу таких ментальных черт, как соборность и всемирная отзывчивость, духовность и бескорыстие, интуитивно и сознательно отражал объективную необходимость объединения и призывал к этому сначала разных субъектов человеческого рода, а c XXI века – все человечество!

Вторая историческая волна обсуждения проблемы русской национальной идеи в российском обществе возникла в период перестройки 1985-93 гг. Прозападная ориентация М.С. Горбачева («новое мышление», «подарок ГДР Западу», «социализм с человеческим, то есть западным лицом», «общечеловеческими ценностями») привила к развалу СССР как мировой державы, на которую с надеждой на гуманизм смотрели народы планеты, к ликвидации соборных принципов коммунистической идеологии. Орава космополитов-либералов в 90-е годы целиком посветила себя, пробравшись государственной власти, повороту России не только с пути национально-патриотического (патриотизм и суверенитет стали ругательными словами), но и с пути евразийского, поскольку Азия-восток стали связываться с коммунистическим Китаем и социалистической КНДР. До сих пор мы слышали ненависть в речах либералов и неолибералов, когда они говорят за круглыми столами по ТВ не только о развитии Китая и стабильности КНДР, но и о каких-либо намеках на евразийские ориентации в России: только Запад! Только США!

Проблематика национальной специфики с 90-х годов перешла в 2000-е годы и остается актуальной в России до сих пор. Это находит отражение в публикациях многих российских обществоведов [1]. Введено даже понятие «русскость» для выражения целостности русского менталитета.

Общечеловеческие, геополитические события XXI века только усиливают актуальность проблем особенностей русского менталитета, потому что с ними начинают связывать не только место и роль России в мире, но и саму перспективную судьбу мира, человечества. Мы имеем в виду мировой терроризм, ближневосточные войны, миграция населения в Европу, украинский национализм, экологический кризис, энергетический дефицит, информационные войны, Арктики и Антарктики. И везде оказывается задействованной прямо или косвенно Россия! Президенту В. Путину и министру иностранных дел С. Лаврову приходиться на протяжении всего XXI века постоянно отбиваться от лавины не обоснованных обвинений России в агрессивности, а не в планетарном миролюбии. Что делает Россия в это огалтело-негативной ситуации?

Во-первых, она вынуждена укреплять свою обороноспособность, а ее уже за это обвиняют в агрессивности.

Во-вторых, она сознательно создает общенациональные союзы, объединения для спасения человечества от всех видов угроз: экономических, транспортных, энергетических, культурных, экологических, военных, миграционных, террористических – это БРИКС ОДКБ, ЕАС, «Шелковый путь», СНГ, Арктическое судоходство, космические программы, гуманитарно-экспедиционная помощь, экономическо-финансовые формы...

Логика действия русского народа и власти все та же: интеграция человечества, соборность как принцип, объединение человечества в соответствии с принципами гуманизма:

а) Человек – выше социальная ценность,

б) Человек – цель социального развития,

в) Человек – критерий оценки сфер развития общества.

Нам этой проблемой на уровне Международных ярмарок – симпозиумов приходится заниматься с конца 90-х годов, когда по нашей инициативе в Нижнем Новгороде были организованы Международные Ярмарки идей – Академические симпозиумы по проблемам неизбежно выводящем на анализ Русской национальной идеи [2].

Опора на самые разнообразные источники выявляла общее интегральное представление о русской национальной идее:

  1. концепция Руси – Москвы как «третьего Рима», призванного объединить человечество;
  2. концепция православия как интегрального религиозного мировоззрения, призванного объединить человечество;
  3. концепция славянского супер-этноса, призванного объединить человечество;
  4. концепция менталитета русского народного мироосвоения с его принципами соборности‚ духовности‚ бескорыстности‚ всемирной отзывчивости, призванными объединить человечество;
  5. исторический опыт защиты человечества от монгольского нашествия, наполеоновских завоеваний, фашистской агрессии, колониального насилии дает основания человечеству надеяться на освободительно-гуманистическую миссию России;
  6. опыт интеграционного объединения многочисленных народов и этноса в системе СССР говорит об интегральной‚ а не разъединяющей силе русского народа как народа-объединителя;
  7. гуманистическая природа перспективного коммунистического мировоззрения человечества соответствует гуманистическим принципам русского менталитета;
  8. текущая оперативная практика планетарного поведения России в ХХI веке свидетельствует о принципиальной последовательности русского народа и его интегрально-объединительной деятельности в современном геополитическом пространстве.

Объективно говоря‚ все мирно-объединительные инициативы современном мире исходят от России‚ от русского народа, от Российского государства. Эти интегральные функции России представлены в Организации Объединенных Наций‚ созданной при самом активном участии России после разгрома фашистской Германии 70 лет назад‚ а мир на земле за это время обеспечен последовательным противостоянием России агрессивным намерениям и акциям со стороны других государств.

Вслед за Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, В.О. Ключевским, народниками, большевиками, русскими предпринимателями Н.А. Демидовым, С.Г. Строгановыми, Я.Е. Башкировыми, Н.А. Бугровыми, С.И. Мамонтовыми, ... можно сказать: Национальная идея России, русского народа – это идея соборности, объединения, собирания, коллективизма: «Вкупе за Едино» (К. Минин). Даже войны у нас не государственные, а отечественные, интегрировавшие все силы нации, народа, общества: А. Невский, Д. Донской, К. Минин, А. Суворов, М. Кутузов, В.И. Ленин, И.В. Сталин. Даже сегодня Общественные объединения называются «народными»: «Общероссийский народный Фронт», «Народное ополчение».

Исторически объединительная идея представлена даже поэтапно в связи с актуальностью задач:

  1. «Православные всех стран, объединяйтесь!» (с IX века)
  2. Славяне всех стран, объединяйтесь! (с XIX века)
  3. Пролетарии всех стран, объединяйтесь! (с XX века)
  4. Трудящиеся всех стран, объединяйтесь! (с XX века)
  5. Человечество планеты Земля, объединяйтесь! (XXI века)

Ни у одного народа планеты таких объединительных соборных идей, призывов нет! Соборный, интегральный характер объединительной идеи не может ограничиваться частным, специальным аспектом: религиозным, патриотическим, языковым, рыночным, интернетным и т.д. Эта Идея должна быть хорошо содержательно общечеловеческая, многогранная, что хорошо выражает понятие соборности.

В конечном счете, можно сказать, что специфической русской национальной идеей является идея сплочения человечества, сплочения как спасения от социальных и природных катастроф. Если избавление от природных катастроф связано с концепцией ноосферизма, идущей от В.И. Вернадского, то избавление от социальных катастроф связано с концепцией коммунизма, идущей от К. Маркса. Академик А.И. Субетто интегрировал обе концепции в общем учении о ноосферном социализме, носителем которого является Россиях [3].

Текст статьи
  1. Сагатовский В.И. Русская идея / В.И. Сагатовский. – СПб: РГО, 1994. – 217 с; Панарин А.С. Русская национальная идея / А.С. Панарин. СПб: Политическая экспертиза ((Политэкс), 2005. – С.50 – 73; Зеленов Л.А. Прогностическая концептология (модели и индикаторы) / Л.А. Зеленов, А.С. Балакшин, М.М. Серафимов. Н. Новгород : ОАЧ, НФК, 2017. – 186.с;
  2. 11 Международная Нижегородская ярмарка идей. ХХ V11 академический симпозиум «Россия в культуре мира». Тезисы докладов. Н. Новгород: НАСА, 1999. – 595 с; Пути развития общества в эпоху перемен: Материалы 11 – ой региональной научной конференции. – Н. Новгород: НКИ, 2001. – 474 с.
  3. Суббето А.И. Слово о русском народе и русском человеке. СПб: Астерион, 2013. – 250 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая