научный журнал «Актуальные исследования» #14 (41), апрель '21

Реализация образовательной политики в ХМНО в 1945-1958 гг.

В статье произведен анализ реализации государственной политике ХМНО в сфере образования с 1945 по 1958 годы, который позволяет определить достоинства и недостатки в области развития народного образования. В дальнейшем это позволит сформулировать вывод об ее эффективности или неэффективности.

Аннотация статьи
школа
народное образование
Ханты-Мансийский округ
интернат
всеобуч
Ключевые слова

В последнее десятилетие российская система образования активно реформируется, и каждое преобразование вызывает волну дискуссий. На протяжении всей своей истории человечество совершенствовало механизм социальной адаптации молодого поколения, корректируя его в соответствии с потребностями эпохи, традициями народов, общечеловеческими ценностями. Активность государства и интерес общества в сфере реформирования системы образования, необходимость создания новых более эффективных моделей побуждает исследователей раз за разом обращаться к сопоставлению современного опыта модернизации данной сферы с советским периодом. В этой связи, изучение реализации образовательной политики в ХМНО в послевоенный период, является актуальной задачей, так как необходимо оценить исторический опыт формирования системы общего образования.

Существует достаточно большое количество литературы, так или иначе затрагивающей вопросы образовательной политики. Условно здесь можно выделить два периода: советский и постсоветский. К работам советского периода следует отнести монографию А. Д. Калинина «Народное образование в СССР» [4], где автор раскрывает основные принципы руководства общим образованием в СССР; монографию И. И. Валеева «Зигзаги советской школы» [1], где представлена обобщающая картина развития общеобразовательных учреждений СССР и др. К современным работам следует отнести монографию Д. В. Кирилюка [6], А. В. Пыжикова [9] и др.

Хронологические рамки исследования - верхний рубеж обусловлен окончанием Великой Отечественной войны, нижний рубеж обусловлен реформой образования. В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного семилетнего образования было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование, завершённое повсеместно в 1962 году.

Первые послевоенные годы были весьма трудными в жизни населения СССР и Ханты – Мансийский округ не являлся исключением. После непродолжительного периода колебаний (1945 – 1947) между двумя возможностями направления политического развития – частичной либерализацией режима и сохранением в неприкосновенности тоталитарного строя – был выбран второй путь. Несмотря на географическую отдаленность от Центра, Ханты-Мансийский округ, как и вся страна, испытывал на себе воздействие решений вертикали власти: центральной, областной и окружной, выполняя директивы по развитию экономики и культуры региона. На территории округа имелось 6 районов: Березовский, Кондинский, Ларьякский (Нижневартовский), Самаровский, Сургутский, Микояновский (Октябрьский). В 1945 г. население Ханты-Мансийского округа составляло 100 тыс. человек, большая часть которого самоотверженно трудилась на рыбодобыче, в лесной промышленности и сельском хозяйстве. Силы округа были основательно истощены за годы войны, а рыбное и сельское хозяйство, доведенное до возможного максимума развития, начало стремительно падать. Поэтому первые послевоенные годы были отнюдь не легче в материально-бытовом плане, чем военные. Выстоявший в тяжелой войне народ готов был к дальнейшим трудовым подвигам, веря, что скоро все изменится к лучшему.

Управление округом и его районами осуществлялось через систему партийных и советских органов. За исследуемый период в округе сменилось два председателя окрисполкома и два первых секретаря окружкома ВКП (б) [2].

В развитии школьного образования в округе указанного периода можно выделить два этапа, которые коррелируют с процессами, происходившими в жизни округа, связанные с началом поисковых работ на нефть, повлекшим приток новых кадров, в том числе высокой квалификации в лице геологов, инженеров и др. Первый этап (1945-1949 гг.) – самый трудный в экономическом положении и состоянии школьного дела. Второй этап (1950 - сер. 1950-х гг.) гг., время, когда наметилась положительная динамика в развитии социально-экономической сферы. В жизни округа начался новый этап – движение к углеводородной цивилизации. Начался процесс увеличения численности населения.

Следует вспомнить, что в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1951 годы было намечено осуществление всеобщего обязательного семилетнего образования. Именно поэтому ключевой задачей для народного образования округа в этот не простой период являлось обеспечение всеобщего обучения. Это было сделать непросто, т.к. Ханты – Мансийский округ был отсталым с точки зрения экономического и культурного развития, материальная база школ была плохая, а учителя имели крайне невысокую квалификацию. Однако, несмотря на трудности послевоенного восстановительного периода партия и правительство проявляли особый интерес к народному просвещению. В Отчетном докладе Ларьякского райкома ВКП(б) за период с января месяца 1947 г. по сентябрь месяц 1948 г. сообщалось, что государство отпускало огромные средства на дело народного образования [3].

5 августа 1946 г. Тюменский облисполком принял решение «О выполнении закона о всеобуче в Тюменской области», по которому родители, препятствовавшие обучению своих детей, могли быть наказаны в административном порядке [10, c. 10]. Однако, принятый Закон о всеобуче в Ханты – Мансийском округе систематически не выполнялся [7, c. 68].

Второй, не менее важной задачей стало восстановлений сети образовательных учреждений, которая решалась двумя путями: путем строительства новых учреждений; и путем возвращения зданий, которые в годы войны были заняты под другие нужды. Тем не менее рост числа учреждений все равно не мог обеспечить достаточное количество мест для возрастающего числа обучающихся в стране. А в Ханты – Мансийском округе материально – техническое обеспечение оставалось в ужасающем состоянии. Нужно признать, что имеющееся в округе строительные возможности были совершенно недостаточными для того, чтобы обеспечить школы и интернаты Югры нужными помещениями [6, c. 20]. Однако, в официальных документах указывается что, в послевоенное время численность расходов на образование в общем по стране выросла в 16 раз по сравнению с 1940 г. [5, c. 11].

Стоит отметить, что, как и в других района страны, в Ханты – Мансийском национальном округе государственно – партийные власти в 1950 – 1960 – х гг. проводили политику так называемых «малокомплектных школ» и перевода обучающихся в другие, более крупные общеобразовательные учреждения Тюменского севера. Важно уточнить, что сокращение «малокомплектных» школ в ХМНО происходило не равномерно, что свидетельствовало о нестабильной расселенческой структуры населения [6, c. 23].

В свою очередь, в Ханты – Мансийском округе, и ситуация с введением интернатов оказалась не простой, т. к. интернаты отрывали детей от родителей и традиционной среды обитания, что было крайне болезненно для десятков семей.

Таким образом, можно сделать вывод, что политика государства в отношении народного образования в Ханты – Мансийском округе в 1945 – 1958 гг. характеризовалось с одной стороны сохранением проблем, наблюдаемых в указанные годы, а с другой стороны, с переосмыслением исторического пути и переоценке экономического и общественно-политического состояния государства. Вышеперечисленные факты и явления выявили ряд существенных недостатков проводимой государством образовательной политики по отношению к региону.

Текст статьи
  1. Валеев И.И. Зигзаги советской школы. Уфа. 1992. – 150 c.
  2. Годы и судьбы. Руководители Ханты-Мансийского округа в исторической ретроспективе. 1930-2000. Екатеринбург, 2000. Без пагинации.
  3. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области. [Ф. П-26 Оп.1 Д. 225 Л.30-57]
  4. Калинин А. Д. Народное образование в СССР. – М., 1972. – 143 c.
  5. Касилов А.А. Деятельность партийных организаций Верхней Волги по развитию народного образования в 1945-1958 годах (на материалах Ивановской, Костромской и Ярославской областей). Автореф. дис. канд. ист. наук. М, 1990. С.12.
  6. Кирилюк Д. В. Развитие школьного образования в Югре (1945-1991 г.) / Д. В. Кирилюк. – Курган: ООО «Курганский Дом печати», 2019. – 400 с.
  7. Нижневартовск: прошлое и настоящее: Коллективная монография / Под общ. ред. проф. Л.В. Алексеевой. – Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2017. – 244 с.
  8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1988. С.68.
  9. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953-1964 гг.) // Вопросы истории. 2004. №9. С.96.
  10. Ситников П.К. Национальные школы // Югра. 1992. № 7. С. 10.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября