В современном обществе проблема «информационной безопасности», а именно проблема создания условий, которые удовлетворяют данному состоянию, наравне с обучением рядовых пользователей информационных сетей навыкам самостоятельной защиты их действий и данных от наблюдения и вмешательства третьих сторон, являются одними из неотъемлемых вопросов, решаемых на различных социальных уровнях: личностном и групповом. В настоящее время можно наблюдать немногочисленные изучаемые аспекты информационной безопасности, что подчеркивает актуальность данной проблемы, а также неизбежность и важность ее последующего исследования для создания новых педагогических рекомендаций, способных удовлетворять современным реалиям и ценностям образования модернизирующегося общества.
Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 была утверждена Доктрина информационной безопасности пункт 18 определяет состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования, которое характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. Данное обстоятельство должно подталкивать педагогическое сообщество в сфере информатики к более глубокому применению в школьном курсе информатики тем, связанным с информационной безопасностью. Тем более в настоящее время практически всё население можно отнести к пользователям компьютерной техники, следовательно, на базовые знания можно «нанизывать» вопросы информационной безопасности для повышения уровня граждан в вопросах обеспечения информационной безопасности.
В связи с вышеизложенным, актуальность вопроса о необходимости формирования навыков информационной безопасности обучающимися образовательных организаций не вызывает сомнений. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» пункт 9.5 определяет предметную область Математика и информатика и при изучении информатики (углубленный уровень) существует требование о сформированности представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Данное требование дает возможность усилить у обучающихся освоение знаний основ информационной безопасности, что даст им возможность (уже на уровне среднего основного образования) практического применения полученных знаний. К сожалению, это относится к углубленному уровню изучения информатики.
В ходе исследования были изучены учебные материалы из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в современных школах для начального, основного и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28 декабря 2018 года в редакции от 15 мая 2019 года.
Несмотря на ограниченное количество материала, связанного с основами информационной безопасностью, можно установить некоторые параграфы, которые дают первоначальные знания, носящие базовый или ознакомительный характер. Был проведен анализ учебников для 7-11 классов, для 10-11 классов учтён материал как базового, так и профильного уровня для учеников физико-математических, информационно-технологических и других профилей данной области.
Отчетливо видна динамика освоения базовых принципов информационной безопасности. В 7 классе обучающиеся изучают компьютерные вирусы, их определение, свойства и воздействие на компьютерные системы наравне с методиками защиты устройств от данных вредоносных программ и ведущими мировыми производителями антивирусного ПО [1].
В учебных пособиях 8 класса можно выделить основы программирования, в рамках которых происходит изучение типов данных, стилей программирования, разнообразных циклов, используемых в ходе создания разнообразных программ, а также их практическая реализация [2].
Учебник 9 класса предлагает обучающемся более глубокие знания о формировании, моделировании и использовании баз данных, в том числе реляционные базы данных, получивших широкое промышленное использование в современной экономике. Напрямую базы данных не связаны с основами информационной безопасности, но являются объектом защиты и критически важной информацией для предприятия или компании. В дополнение к данной информации, обучающиеся изучают материал, имеющий в настоящее время высокую степень важности. Локальные и глобальные компьютерные сети, ярким примером которых является мировая сеть Интернет как неотъемлемая часть функционирования современных экономических систем, но в тоже время и платформа киберпреступлений и кибертерроризма при невнимательном поведении рядовых пользователей и при некомпетентной работе служб безопасности компании или государственных структур. Обучающиеся 9 класса, как рядовые пользователи Интернета, осваивают в течение школьного курса основы сетевого этикета и безопасности в Интернете, узнают о следующих угрозах: контакты с незнакомыми людьми в социальных сетях, фишинг, угрозы вирусных программ, опасные Интернет-ресурсы и материалы, а также овладевают и успешно применяют правила защиты личной информации во время использования Интернет-сервисов [3].
Программа 10 класса базового уровня сконцентрирована на повторении материала 7-8 классов, а также углублении уже полученных знаний и изучении новых методов работы с информацией. Так, в 10 классе обучающиеся знакомятся отдельно с такими аспектами информатики как кодирование информации, рассматривают историю различных методов кодировок (азбука Морзе, код Бодо, код ASII), а также их применение для решения практических задач и представления информации (Стандарт Unicode) [4].
Курс 11 класса предусматривает расширение компетенций и освоение материала, связанного с практическими заданиями составления алгоритмов на языке Pascal, языке программирования высокого уровня. В программе 11 класса базового уровня уделяется большое внимание основам информационной безопасности. Автор учебника поднимает вопрос социально-экономического развития общества и формирования новой исторической фазы развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания – информационного общества. А также приводятся основные положения Хартии 2000 г. глобального информационного общества, в которой определены приоритетные направления деятельности, способствующие вхождению государств в информационное общество [5].
В учебном пособии профильного уровня для 11 класса можно отметить детализацию данной темы, а именно выделение признаков информационного общества (внедрение информационных технологий во все сферы жизни, развитие коммуникаций, необходимость компьютерной грамотности, свобода доступа к информации, доступность образования, в том числе дистанционного, изменение структур экономики, изменение уклада жизни людей), подробное рассмотрение информационных ресурсов и информационных услуг, а также изучение применения новых информационных технологий, в том числе автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) и систем автоматизированного проектирования (САПР) [6, 7].
Отдельным выделенным аспектом информационной безопасности являются освещенные в данном учебном пособии правовое регулирование в области информационных ресурсов, в рамках которого происходит рассмотрение статей Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Автор учебника раскрывает тему информационной безопасности в России, предоставляет основные положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, согласно которой под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Обучающиеся изучают способы самостоятельной защиты информации, использование блока бесперебойного питания, периодическое резервное копирование файлов на внешние носители, постоянное использование антивирусной программы, ознакомление с предупреждениями о наличии в электронном документе макроопределений, под которые могут быть замаскированы вирусы, фокусировку внимания на запросы на подтверждение команд, приводящих к изменению содержания или удалению файла или группы файлов, возможности изменения файлов ограничиваются установкой атрибутов (например, атрибута «только для чтения»), а также использование высокоуровневых криптосистем. В дополнении ко всему в материале присутствуют темы правового характера, связанные с информационными преступлениями и наказаниями.
Таким образом, мы видим, что учебник базового уровня курса Информатики и ИКТ в 11 классе охватывает широкий спектр основ информационной безопасности и предоставляет школьнику подробный материал и методики для применения в повседневной жизни.