Возможности формирования основ знаний информационной безопасности в школьном курсе «Информатика»

Возможности формирования основ знаний информационной безопасности в школьном курсе «Информатика»

В статье рассматриваются вопросы освоения обучающимися основ информационной безопасности в школьном курсе «Информатика».

Аннотация статьи
информационная безопасность
федеральный перечень учебников
информатика и ИКТ
Ключевые слова

В современном обществе проблема «информационной безопасности», а именно проблема создания условий, которые удовлетворяют данному состоянию, наравне с обучением рядовых пользователей информационных сетей навыкам самостоятельной защиты их действий и данных от наблюдения и вмешательства третьих сторон, являются одними из неотъемлемых вопросов, решаемых на различных социальных уровнях: личностном и групповом. В настоящее время можно наблюдать немногочисленные изучаемые аспекты информационной безопасности, что подчеркивает актуальность данной проблемы, а также неизбежность и важность ее последующего исследования для создания новых педагогических рекомендаций, способных удовлетворять современным реалиям и ценностям образования модернизирующегося общества.

Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 была утверждена Доктрина информационной безопасности пункт 18 определяет состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования, которое характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. Данное обстоятельство должно подталкивать педагогическое сообщество в сфере информатики к более глубокому применению в школьном курсе информатики тем, связанным с информационной безопасностью. Тем более в настоящее время практически всё население можно отнести к пользователям компьютерной техники, следовательно, на базовые знания можно «нанизывать» вопросы информационной безопасности для повышения уровня граждан в вопросах обеспечения информационной безопасности.

В связи с вышеизложенным, актуальность вопроса о необходимости формирования навыков информационной безопасности обучающимися образовательных организаций не вызывает сомнений. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» пункт 9.5 определяет предметную область Математика и информатика и при изучении информатики (углубленный уровень) существует требование о сформированности представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Данное требование дает возможность усилить у обучающихся освоение знаний основ информационной безопасности, что даст им возможность (уже на уровне среднего основного образования) практического применения полученных знаний. К сожалению, это относится к углубленному уровню изучения информатики.

В ходе исследования были изучены учебные материалы из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в современных школах для начального, основного и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28 декабря 2018 года в редакции от 15 мая 2019 года.

Несмотря на ограниченное количество материала, связанного с основами информационной безопасностью, можно установить некоторые параграфы, которые дают первоначальные знания, носящие базовый или ознакомительный характер. Был проведен анализ учебников для 7-11 классов, для 10-11 классов учтён материал как базового, так и профильного уровня для учеников физико-математических, информационно-технологических и других профилей данной области.

 Отчетливо видна динамика освоения базовых принципов информационной безопасности. В 7 классе обучающиеся изучают компьютерные вирусы, их определение, свойства и воздействие на компьютерные системы наравне с методиками защиты устройств от данных вредоносных программ и ведущими мировыми производителями антивирусного ПО [1].

В учебных пособиях 8 класса можно выделить основы программирования, в рамках которых происходит изучение типов данных, стилей программирования, разнообразных циклов, используемых в ходе создания разнообразных программ, а также их практическая реализация [2].

Учебник 9 класса предлагает обучающемся более глубокие знания о формировании, моделировании и использовании баз данных, в том числе реляционные базы данных, получивших широкое промышленное использование в современной экономике. Напрямую базы данных не связаны с основами информационной безопасности, но являются объектом защиты и критически важной информацией для предприятия или компании. В дополнение к данной информации, обучающиеся изучают материал, имеющий в настоящее время высокую степень важности. Локальные и глобальные компьютерные сети, ярким примером которых является мировая сеть Интернет как неотъемлемая часть функционирования современных экономических систем, но в тоже время и платформа киберпреступлений и кибертерроризма при невнимательном поведении рядовых пользователей и при некомпетентной работе служб безопасности компании или государственных структур. Обучающиеся 9 класса, как рядовые пользователи Интернета, осваивают в течение школьного курса основы сетевого этикета и безопасности в Интернете, узнают о следующих угрозах: контакты с незнакомыми людьми в социальных сетях, фишинг, угрозы вирусных программ, опасные Интернет-ресурсы и материалы, а также овладевают и успешно применяют правила защиты личной информации во время использования Интернет-сервисов [3].

Программа 10 класса базового уровня сконцентрирована на повторении материала 7-8 классов, а также углублении уже полученных знаний и изучении новых методов работы с информацией. Так, в 10 классе обучающиеся знакомятся отдельно с такими аспектами информатики как кодирование информации, рассматривают историю различных методов кодировок (азбука Морзе, код Бодо, код ASII), а также их применение для решения практических задач и представления информации (Стандарт Unicode) [4].

Курс 11 класса предусматривает расширение компетенций и освоение материала, связанного с практическими заданиями составления алгоритмов на языке Pascal, языке программирования высокого уровня. В программе 11 класса базового уровня уделяется большое внимание основам информационной безопасности. Автор учебника поднимает вопрос социально-экономического развития общества и формирования новой исторической фазы развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания – информационного общества. А также приводятся основные положения Хартии 2000 г. глобального информационного общества, в которой определены приоритетные направления деятельности, способствующие вхождению государств в информационное общество [5].

В учебном пособии профильного уровня для 11 класса можно отметить детализацию данной темы, а именно выделение признаков информационного общества (внедрение информационных технологий во все сферы жизни, развитие коммуникаций, необходимость компьютерной грамотности, свобода доступа к информации, доступность образования, в том числе дистанционного, изменение структур экономики, изменение уклада жизни людей), подробное рассмотрение информационных ресурсов и информационных услуг, а также изучение применения новых информационных технологий, в том числе автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) и систем автоматизированного проектирования (САПР) [6, 7].

Отдельным выделенным аспектом информационной безопасности являются освещенные в данном учебном пособии правовое регулирование в области информационных ресурсов, в рамках которого происходит рассмотрение статей Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Автор учебника раскрывает тему информационной безопасности в России, предоставляет основные положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, согласно которой под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Обучающиеся изучают способы самостоятельной защиты информации, использование блока бесперебойного питания, периодическое резервное копирование файлов на внешние носители, постоянное использование антивирусной программы, ознакомление с предупреждениями о наличии в электронном документе макроопределений, под которые могут быть замаскированы вирусы, фокусировку внимания на запросы на подтверждение команд, приводящих к изменению содержания или удалению файла или группы файлов, возможности изменения файлов ограничиваются установкой атрибутов (например, атрибута «только для чтения»), а также использование высокоуровневых криптосистем. В дополнении ко всему в материале присутствуют темы правового характера, связанные с информационными преступлениями и наказаниями.

Таким образом, мы видим, что учебник базового уровня курса Информатики и ИКТ в 11 классе охватывает широкий спектр основ информационной безопасности и предоставляет школьнику подробный материал и методики для применения в повседневной жизни.

Текст статьи
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. Москва, 2013. 224 с.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. Москва, 2014. 155 с.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 класс. Москва, 2017. 208 с.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень Москва, 2017. 288 с.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 11 класс. Базовый уровень Москва, 2017. 256 с.
  6. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Учебник для 11 класса в 2-х частях. Углубленный уровень. Часть 1. Москва, 2013. 239 с.
  7. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Учебник для 11 класса в 2-х частях. Углубленный уровень. Часть 2. Москва, 2013. 299 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня