В настоящее время остро стоит проблема массовой физической культуры, что влияет и на трудоустройства молодых специалистов, только вышедших на рынок труда из спортивных образовательных учреждений и исследователи все чаще стали обращать внимание на опыт других стран. Особый интерес сводится к опыту Китая в сфере массовой физической культуры и спорта, который обусловлен эффективностью социально-экономических реформ и развитой экономической составляющей страны. Данные исследования могут помочь странам, осуществляющим переход к рыночной экономике, найти возможные пути использования опыта Китая в различных отраслях народного хозяйства, а также в модернизации систем управления в физической культуре, спорте и массового физического воспитания.
Массовая физическая культура Китая – это социальная практика, направленная на развитие массового физического воспитания детей и молодежи, а также развитие конкурентоспособных способностей спортсменов и повышение их соревновательного уровня как на местном, так и международном уровне. Массовая физическая культура в Китае является важной частью соревновательной спортивной деятельности [2].
Различные аспекты проблем массовой физической культуры Китая, а также ее становления и развития в своих трудах поднимали современные ученые различных стран, включая российских, украинских и китайских исследователей: А. Булашев, А. Маслов, Люй Хунцзюань, Л. Кун, Чень Шаулинь. В своих исследованиях авторы касались таких проблем как история и развитие массовой физической культуры Китая, организация массового спорта, особенности физического воспитания молодежи и студентов высших учебных заведений Китая, спортивно-оздоровительный туризм и туристские ресурсы страны [5].
Проблемы массовой физической культуры Китая рассматривал До Кеон Ву (Do Keon Woo), который в своей книге «Управление физической культурой в странах Дальневосточной Азии» описал, что современная история массовой физической культуры в Китае связана с пятью основными периодами развития страны. Первый период он характеризовал военно-прикладной направленностью, где физкультура и спорт выступали как одно из средств борьбы с вражеским империализмом, а также в качестве оружия революционной борьбы. Следующий период он связывал с программным развитием массового спорта и массового физического воспитания молодежи. Третий период охарактеризовал, как этап развития спорта высших достижений. Четвертый период ученный связывает с развитием элитного спорта с целью достижения успехов в международных состязаниях, особенно здесь выделяется участие в Олимпийских играх. Пятый этап развития массовой физической культуры характеризуется развитием доступности спорта и его распространение в общественных массах [1].
В своей книге «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм» В.Н. Платонов говорит о массовой физической культуре Китая и ее связью со спортом, которая постепенно формируется и развивается в процессе развития человека. Сознательно развивая спортивные способности всего населения и постепенно формируя основную физическую активность - развивается и спорт, в том числе и спорт высших достижений. С развитием общества люди постоянно классифицировали, уточняли и обобщали различные формы физической активности и сравнивали их друг с другом, и постепенно развивали соревновательные виды физической культуры. По мнению Платонова, соревновательные виды спорта являются составной частью развития массовой физической культуры в Китайской Народной Республике. А спорт и вся спортивная система страны представляют собой наиболее динамичную часть физической культуры. Спортсмены демонстрируют свое мастерство на соревнованиях, борются за силу и решительность, побеждают или проигрывают, в свою очередь зрители ценят навыки соревнований, что приводит к взаимному социальному обмену [3].
В книге «Олимпийское движение и массовый спорт в Китае» Хуа Йанг отметил, что успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически перенятому опыту подготовки спортсменов в Советском Союзе. Также хочется отметить, что данная система применяется и для развития массового спорта в стране.
Анализ научно-методической литературы и проведённое исследование корпоративной конкурентоспособности специалистов физической культуры позволило следующее:
- Выявить основные проблемы трудоустройства выпускников спортивных вузов, на примере КНР;
- Установить положительные (ключевые) моменты получения спортивного образования в КНР;
- Провести анализ (сравнение) систем управления в сфере ФК и спорта в двух странах.
Нами было опрошено 50 выпускников спортивных вузов КНР, которые в данный момент получают образование или уже работают по профессии в сфере физической культуры и спорта. Стаж работы опрашиваемых составил от 3 месяцев до 12 лет работы в сфере физической культуры и спорта. В опросе приняло участие 73,7% девушек, 26,3% парней.
По итогу проведенного анкетирования были получены следующие результаты:
- Выявлена высокая заинтересованность выпускников спортивных вузов в трудоустройстве по полученной специальности;
- Установлено, что выпускники спортивных вузов КНР чаще сталкиваются с трудностями в сфере заработной платы и недостаточным уровнем полученных компетенций;
- Исследование также показало заинтересованность молодых специалистов в переподготовке и переобразовании, а также к стремлению к получению новых практических и теоретических знаний, умений и навыков.
Таким образом при рассмотрении основных проблем массового физического воспитания Китая можно сделать следующие выводы, что система управления физической культуры и спортом КНР имеет следующие ключевые особенности: выделяется глубокая и неразрывная связь с культурными традициями, религиозно-философскими учениями национально-психологическими особенностями, а также укладом жизни общества; идет активная финансовая и идеологическая поддержка физической культуры и спорта со стороны государства; просматривается устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки молодежи. Исследование корпоративной конкурентоспособности специалистов физической культуры еще раз подчеркнуло положительные моменты получения спортивного образования в КНР и сильную сторону системы физического воспитания в КНР.