На данный момент очень быстро растет поток информации, с которым учащиеся младших классов сталкиваются ежедневно и необходимо их научить применению знаний. Но на уроках обучить данным умениям не представляется возможным. Здесь возникает необходимость в самостоятельном добывании знаний. Необходимо овладение ключевыми компетенциями в том числе и исследовательской. Образовавшийся вызов позволяет решить введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования. Проблема заключается в том, что обучающиеся могут отлично владеть теоретическими знаниями, но несмотря на это испытывать большие трудности освоения их в практической деятельности, требующей использование знаний для решения жизненных задач и проблемных ситуаций.
Одним из самых эффективных способов и методов формирования ключевых компетенций у учащихся является самостоятельная исследовательская деятельность. Непосредственное участие младшего школьника в исследовательской деятельности является переломным видом деятельности, когда обучающийся становится субъектом деятельности. Именно в начальной школе необходимо начинать формирование исследовательской компетенции. Сейчас, следуя ФГОС НОО, формирование исследовательской деятельности должно происходить во всех видах и формах деятельности учащихся. Формирование исследовательской компетенции необходимо продолжать и во внеурочное время. Внеурочная деятельность по мнению Д.В. Григорьева: «объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [1, с. 32]. «Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения» [1, с.56].
Потенциал внеурочной деятельности при формировании исследовательской компетенции у учащихся младшего школьного возраста проявляется в ее функциях:
- образовательная (освоение ребенком дополнительных образовательных программ, овладение новыми знаниями, расширяющими программные рамки);
- воспитательная (изучение и присвоение нового социального опыта, возможность реализации в реальных условиях окружающей действительности, формирование условий для самореализации ученика);
- креативная (формирование изменяющейся при определенных условиях структуры для реализации индивидуальных творческих интересов ребенка);
- компенсаторная (возможность формирования умений, недостаточно формирующихся в учебной деятельности);
- интеграционная (формирование целостного образовательного пространства учебного заведения);
- трансформативная (возможность использования имеющихся теоретических знаний на практике в реальных ситуациях) [1, с.68].
Анализ психолого-педагогической литературы, дает нам возможность сказать о том, что в педагогике образовались теоретические положения изучения процесса формирования исследовательской компетенции у младшего школьника во внеурочной деятельности.
Цель исследовательской деятельности во внеурочное время – развитие у младших школьников навыков исследовательской деятельности, то есть формирование исследовательской компетенции.
Для младших школьников характерны некоторые возрастные психологические и анатомические особенности, которые способствуют занятиям исследовательской деятельностью либо препятствуют им» [4, с.32]. А.С. Обухов отмечает, что «самая важная характеристика младшего школьника – это его природная любопытность. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность» [2, с.45].
Ребенок, играя, экспериментирует, пытается «установить причинно-следственные связи и зависимости, строит свою картину мира. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Ребенок сам стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия». По мнению А.И. Савенкова, «исследовательская деятельность идеально подходит для утоления жажды познаний». Он отмечает: «важно не загубить у ребенка стремление к новому, стремление познавать мир, и окружающую его действительность, если мы хотим развить у ребенка универсальные учебные действия. В этом младшему школьнику должны помогать родители и педагог» [4, с.61].
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Кроме этого, у младших школьников можно наблюдать такие психологические новообразования как умение учиться, понятийное мышление, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, ориентация на группу сверстников. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни – это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости, особенно если мы говорим об исследовательской деятельности, которая требует внимательности, усердности, трудолюбия, наблюдательности. Для нас становится понятным, что для ребенка исследование – это часть его жизни, в связи с этим для учителя главной задачей становится не просто поддержание детского интереса к исследовательской деятельности, но и развитие этого интереса» [4, с.44]. Таким образом, педагог с 1 класса помогает организовать исследовательскую деятельность ребёнка для того, чтобы в дальнейшем школьник мог самостоятельно в полной мере заниматься исследованиями.
Мы предполагаем, что, содержание занятий должно определяться системой поэтапной работы с учащимися. Изучение существенных принципов исследовательской работы должно строиться следующим образом: от постижения сути исследовательской деятельности, от начала академической мысли и теории, от созидательной и оригинальной деятельности выдающихся исследований – к усвоению сложных элементов исследовательской работы. Также занятия строятся с учетом стимулирования мыслительной работы, развития умений наблюдать и осознавать, разбирать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Развитие познавательной активности в процессе формирования исследовательской компетенции строится на способности обучающегося младших классов формулировать увлекающие его вопросы и удивляться добытым ответам. В ходе развития умения задавать вопросы у учащихся формируются личностные «Я-знания», оказываясь в проблемной ситуации человек почувствует необходимость в исследовании предложенной ситуации и поиска ответов на вопросы «Почему? А как это случилось? А что если? Как решить данную проблему?» [3, с.42].
В дальнейшем в процессе формирования исследовательской компетенции необходимо развивать гипотетическое мышление у младшего школьника. Формулировка гипотезы является средством умственного поиска, последовательным формированием рассуждений и умозаключений. Также происходит формирование коммуникативных умений (отстаивать и аргументировать свою точку зрения). Возможность находить и извлекать субъективно «новое» знание способствует формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Для того, чтобы эффективно активизировать исследовательскую деятельность учащихся младших классов, необходимо чередовать формы работы на занятии (групповые, парные и индивидуальные). Активизации познавательной активности способствует и использование различных игр, которые требуют от младшего школьника поиск недостающей информации, заданий, не имеющих одного верного ответа. Сформированная заинтересованность младших школьников к исследовательской деятельности способствует высокой мотивации и эмоциональной включенности. Способность к рефлексии возможно развить в процессе наблюдения и поиска отличительных черт известного от неизвестного, поиске недостаточных знаний для успешной работы. Развитие уровня самоконтроля важно для ответственного отношения к выполняемой работе [4].
Несомненно, младший школьный возраст учащихся вносит некие коррективы в работу по формированию исследовательской компетенции. Но данное формирование необходимо начинать именно на этом возрастном этапе, так как происходит становление таких важных психологические новообразований как: умение учиться, понятийное мышление, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, ориентация на группу сверстников.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что формирование исследовательской компетенции у младших школьников происходит на основе универсальных учебных действий регулятивных, познавательных и коммуникативных в непосредственном взаимодействии учащихся и педагога. Исследовательская деятельность должна строиться с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также на основе психолого-педагогических принципов. Высокий уровень сформированности исследовательской компетенции оказывает благоприятное действие на повышение мотивации к поиску знаний, развитию творческого и интеллектуального мышления младшего школьника, развитию речи и формированию системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций.