В современных условиях функционирования муниципальной власти исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований играют важную роль, поскольку обеспечивают эффективное развитие и функционирования всех систем в определённом муниципальном образовании.
Сейчас сложно представить самоуправление без специализированного органа, который бы мог решать вопросы, затрагивающие интересы и потребности населения. В связи с этим наличие специализированных органов является важнейшим условием эффективности реализации местного самоуправления [3, c. 192].
Остановимся на правах муниципальных образований в области формирования структуры органов местного самоуправления и штата должностных лиц местного самоуправления. Следует учитывать два аспекта этого вопроса:
- «политический», связанный с моделью организации властных структур местного самоуправления, т.е. с определенным «набором» органов и должностных лиц, установлением их полномочий и порядка взаимодействия при принятии нормативно-правовых актов;
- «хозяйственный», касающийся управления этими и специализированными органами муниципального хозяйства.
Ни одна из указанных составляющих – ни политическая, ни хозяйственная – не может существовать отдельно: они всегда взаимосвязаны. При этом, скажем, способ избрания главы муниципального образования (населением или представительным органом), избирательная система при выборах представительного органа, порядок формирования местной администрации (главой самостоятельно или с согласия представительного органа), разделение полномочий между различными органами и должностными лицами и иные подобные вопросы решаются, как правило, в зависимости от существующей местной политической ситуации, политической культуры. Структура же и порядок деятельности местной администрации в основном обусловлены необходимостью решать задачи управления муниципальным хозяйством, т.е. определяющий признак в этом случае – функциональный.
При этом важно учитывать, что в каждом конкретном муниципальном образовании присутствует своя особая политическая ситуация, хозяйственная инфраструктура, а также могут быть другие особенности. Так, поскольку объекты управления являются достаточно разнообразными, необходимым является и создание соответствующих им субъектов, что возможно только при наличии права муниципальных образований на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.
Основным исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация [1, с. 148].
В настоящее время в системе органов местного самоуправления местная администрация занимает важное место, поскольку осуществляет функции управления в социально-хозяйственной и финансовой сферах в определенном муниципальном образовании.
Следует также отметить, что местная администрация обеспечивается, в связи с особенностями своей деятельности, необходимым имуществом и финансированием из средств местного бюджета. Особенностью местной администрации как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования выступает и то, что она имеет свой собственный баланс, лицевой счет, а также право на приобретение или осуществление имущественных или неимущественных прав и обязанностей (т.е. может выступать в суде в качестве ответчика или истца).
Именно глава местной администрации олицетворяет данный орган как единый и определяет структуру местной администрации. Так, основными полномочиями главы местной администрации является представление муниципального образования, действие от имени администрации, издание правовых актов, осуществление отдельных полномочий.
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган обладает общими полномочиями, к которым можно отнести решение вопросов местного значения, составление и исполнение городского бюджета, управление муниципальной собственностью, осуществление иных полномочий [2, с. 185].
Основными направлениями деятельности местной администрации являются следующие организационно-правовые формы деятельности:
- проведение совещаний, семинаров, а также реализация других мероприятий, направленных на совершенствование деятельности администрации и координирования деятельности внутри неё;
- организация планирования работы, подразумевающая под собой осуществление деятельности администрации с учетом текущих планов, прогнозов социально-экономического развития муниципального образования и т.д.;
- организация работы со служебными документами, обеспечивающаяся за счет организации документооборота в администрации и работы с корреспонденцией;
- кадровая деятельность, включающая в себя работу с кадрами администрации, кадровым резервом, работа с кадровой документацией (кадровое делопроизводство);
- распределение обязанностей между главой администрации и его заместителями, главами подразделений, что оказывается возможным за счёт строгой иерархичной структуры административного аппарата;
- иные направления деятельности местной администрации.
Между тем сегодня в деятельности местных администраций присутствует ряд проблем:
- недостаточность бюджетной обеспеченности местного самоуправления;
- недостаточность нормативно-правовой базы, характеризующей деятельность местной администрации;
- несовершенство организационной структуры местной администрации;
- низкий уровень заработной платы муниципальных служащих;
- недостаточная квалификация муниципальных служащих;
- отсутствие эффективной системы мотивации муниципальных служащих;
- отсутствие эффективных критериев оценки деятельности местной администрации.
Министерством Финансов Российской Федерации определено четыре направления совершенствования организации местного самоуправления:
- совершенствовать территориальную основу местного самоуправления;
- определить перечень вопросов, имеющих значение для местного самоуправления, а также обозначить круг его полномочий с учетом предложений по корректировке территориальной организации местного самоуправления;
- определить пределы нормативного правового регулирования вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях, а также оценить целесообразности частичной централизации на региональном уровне полномочий органов местного самоуправления путем их перераспределения в соответствии с законами субъектов РФ;
- обозначить финансовое обеспечение осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Для совершенствования территориальной основы местного самоуправления и в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения мы предлагаем провести работу по созданию условий для укрупнения муниципальных образований.
Например, статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района – с учетом транспортной доступности.
Учитывая сегодняшние возможности коммуникаций, предлагаем при определении границ сельского поселения законодательно установить критерий «транспортная доступность» до административного центра муниципального образования.
Для преодоления коррупции на местном уровне необходимы ряд мероприятий по их сокращению. В целях минимизации коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления необходимы комплексные меры по изменению мнения и отношения к коррупции, прежде всего, государственных и муниципальных служащих и общества. Следует повысить риск стоимости потерь государственных и муниципальных служащих при коррупционных деяниях, ужесточить наказание государственных и муниципальных служащих при коррупционных действиях. Общество должно принять коррупцию не как неизбежное явление или норму, а как крайне недопустимое действие.
Главные усилия нужно предпринять в сфере материально-финансовой обеспеченности местного самоуправления. На наш взгляд, одним из стимулов в деятельности органов местного самоуправления могло бы стать постоянное закрепление за муниципальным образованием отчислений от федеральных и региональных налогов на постоянной основе и на длительный срок. Это позволило бы местным бюджетам получать дополнительные денежные средства и вкладывать их в развитие территории. Одним словом, думать о перспективе, создавать благоприятные условия для жизни людей.
И, наконец, на сегодняшний день также довольно остро стоит проблема, связанная с необходимостью развития информационной политики в ряде муниципальных образований, с увеличением транспарентности в деятельности местных администраций. Граждане должны быть наделены как правами доступа к общественно значимой информации, которая имеется в распоряжении органов местного самоуправления. Со стороны органов местного самоуправления должны предприниматься все необходимые меры для того, чтобы разработать соответствующие механизмы обеспечения населения такой информацией.
Проанализировав состояние и перспективы развития информационных ресурсов, можно сформулировать некоторые основные задачи по информированию населения о деятельности в муниципальном образовании:
- совершенствовать нормативно-правовое обеспечение механизмов доступа населения к информации;
- разрабатывать и реализовывать программы, которые направлены на формирование и развитие различных категорий информационных ресурсов;
- развивать финансирование социально значимых информационных систем.
Одним из приоритетов должно стать донесение до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – от образовательных учреждений до СМИ.
В перспективе развития местного самоуправления необходимо принимать во внимание трудности, которые могут возникнуть в ходе реформы.
Дальнейшее движение по совершенствованию системы местного самоуправления не может обойтись без тщательной теоретической проработки данного вопроса и без учета специфики института местного самоуправления в различных регионах нашей страны.
Не менее важным является и изучение успешных моделей развития и финансирования местного самоуправления. Существует множество инновационных подходов в различных областях муниципального управления, например, концепции «умный город» и «открытый город», которые с учетом местной специфики могли бы быть успешно применены и в российской практике. Более того, многие из таких новейших методов управления предполагают проведение постоянных мониторингов и выявление основных проблем, существующих в функционировании муниципалитетов. Это немаловажно в условиях динамично развивающейся экономической ситуации, поскольку позволяет находить решения, актуальные в данный временной период.
Наконец, реформа невозможна без формирования должного уровня гражданской культуры, которая является фундаментом самоуправления. Поддержка гражданских инициатив, просвещение жителей относительно своих прав и возможностей осуществления собственных интересов, готовность властей прислушиваться к людям, непосредственно заинтересованных в улучшении условий собственного проживания на территориях муниципалитетов, – те факторы, которые позволят осознать важность участия в деятельности органов местного самоуправления и гражданскую ответственность в формировании местной политики.
Подводя общий итог, отметим, что совершенствование деятельности местных администраций является залогом успешного развития муниципальных образований. В связи с этим сегодня важно уделять тщательное внимание процессам, направленным на совершенствование деятельности местных администраций, что требует, в свою очередь, увеличение финансирования местных администраций с целью проведения необходимых мероприятий по выявлению проблем в их деятельности и реализации мероприятий по решению таковых.