Главная
Конференции
Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования
Модель готовности педагога по физической культуре к работе в условиях инклюзивно...

Модель готовности педагога по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

инклюзивное образование
педагогические условия
физическая культура
дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается попытка показать роль технологий в повышении компетентности учителей для удовлетворения различных потребностей обучающихся в условиях инклюзивного образования. Представлены шаги, которые необходимо предпринять для подготовки компетентных учителей, обладающих глубокими знаниями технологий для успешного осуществления инклюзивного образования.

Текст статьи

На сегодняшний день будущему специалисту необходимо не только реализовать образовательную программу, но и непрерывно адаптироваться к субъектам образования в соответствии с особенностями здоровья детей с ОВЗ. Анализ проблем, возникающий в ходе профессионального становления выпускников факультетов физической культуры педагогических вузов явился точкой опоры для разработки и внедрения в образовательный процесс в вузе новых форм и методов организации учебной деятельности с учетом современных образовательных потребностей обучающихся.

В систему образования все стабильнее входит термин «инклюзивное образование», предполагающий обучение детей с особыми заболеваниями в общеобразовательных школах. Эффективность внедрения инклюзивного подхода в систему образования предполагает подготовку высококвалифицированных педагогов понимающих социальную значимость своей профессии, владеющих высокой мотивацией к реализации профессиональных навыков и умений в области физической культуры и спорта. Опыт наших педагогов показывает, что неблагоприятное отношение к инклюзии меняется, когда преподаватель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи освоенные ребенком с заболеваниями ОВЗ и принятием этого ребенка другими сверстниками. Психологи должны работать в связки с педагогами и помогать, им понять свои скрытые убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать в сфере своей работы. Чтобы программа инклюзивного образования работала эффективно и была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы для каждого педагога в сфере образования. Педагоги, которые уже работают в условиях инклюзивного образования, подготовили следующие способы принятия:

  1. принимать учеников с заболеваниями как любых других обучающихся;
  2. вместе с остальными детьми включать их «активности», но ставить при этом разные задачи;
  3. вовлекать учеников с ОВЗ в групповые формы работы и совместные решения непростых задач;
  4. применять активные формы обучения – сюжетные игры, проекты, лаборатории.

Инклюзивная образовательная ассоциация во многом меняет роль педагога Д.К. Липски и А. Гартнер (1992) считают, что педагоги способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и «массовыми» педагогами. Такая профессиональная позиция педагога позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания [5].

Обязательность профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре к осуществлению инклюзивного образования отмечается в инновационной образовательной политике. Служат фундаментом в государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. №751) – отмечается значимость общедоступности специального образования для лиц с ОВЗ [3]. Профессиональный стандарт педагога предъявляет следующие требования к его квалификации в области инклюзивного образования [2, с.7-10].

  1. умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями;
  2. освоение и адекватное применение специальных технологий и методов позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;
  3. овладение и применение психолого-педагогических технологий в том числе инклюзивных, необходимых для работы с различными контингентами обучающихся.

Новой инклюзивной модели готовности в образовательных организациях необходим педагог по физической культуре, в безупречно обладающий в области медико-биологическими и психолого-педагогическими знаниями и осознающий особенности развития детей с заболеваниями, являющийся профессионалом в области физической культуры, способный осуществлять инклюзивное физкультурное образование. Основные компоненты профессиональной готовности будущих педагогов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с вышеизложенным, мы рассматриваем профессиональную готовность педагога по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования как систему, включающую в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлекторные компоненты, которые необходимы специалисту в работе с детьми с ОВЗ.

Мотивационный компонент потенциально связан с формированием интереса к профессиональной деятельности и положительного отношения к особенностям будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта. Данный компонент отражает сознательное желание к пополнению и обновлению профессиональных знаний в области инклюзивного образования, а также внедрение инклюзивного подхода в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям, разработкам в области инклюзии и практической деятельности.

Когнитивный компонент связан с развитием системы понятий, которую необходимо освоить будущему педагогу в рамках инклюзивного образования. Грамотно владеть спецификой инклюзивного подхода в образовании, знаниями разных характеристик разных нозологических групп и заболеваний и психофизического развития детей с ОВЗ, владеть знаниями об особых образовательных потребностях этих детей, знаниями об особенностях проектирования занятий по физической культуре для детей с ОВЗ.

Деятельностный компонент выражает об умении применять методики и технологии организации инклюзивного и физкультурного образования, а также применять разнообразные методы, приёмы и формы физкультурной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленные на социализацию детей в школьной среде и в обществе в целом.

Рефлексивный компонент обеденный сформированием у будущих педагогов с умением оценивать свое эмоциональное состояние в процессе со всеми лицами педагогической деятельности, в том числе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, осмысливать и оценивать свои личностные и профессиональные качества как будущего педагога, выполняющего свою профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования.

Для того чтобы наметить пути формирования готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования, необходимо выявить качественные состояния этой готовности, или уровни готовности будущего педагога к работе в условиях инклюзии.

Под уровнем готовности мы понимаем отношение высших и низших ступеней развития, каких-либо объектов и процессов. Основными критериями построения уровней готовности являются:

  1. специфичность законов и закономерностей каждого уровня;
  2. принадлежность уровней к разным классам сложности;
  3. происхождение каждого последующего уровня из основных структур предыдущего, при этом образования каждого последующего относятся к образованиям предыдущего как системы к своим элементам.
  4. подчинение специфических характеристик и законов низших уровней характеристикам и законам высших уровней.

Такая система переходит с уровня на уровень в процессе усложнения развития элементов до уровня развития структуры.

Вслед за Т.В. Емельяновой и Ю.М. Александровым (2013) выделим следующие уровни сформированности готовности педагога по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования [1].

  1. Интуитивный – результат решения педагогических задач осуществляется интуитивно, педагог располагает некоторой совокупностью профессиональных знаний и умений. Такой педагог отличается низким уровнем знания понятийного аппарата и специфики инклюзивного подхода в образовании. Педагог такого уровня с трудом проектирует, реализует задачи учебного процесса в практической деятельности, имеет недостаточное восприятие о принципах, методах и формах ее организации. Такой педагог испытывает затруднения в общении с «особыми» детьми.
  2. Допустимый – профессиональные задачи инклюзивного образования решаются успешно, но в пределах рабочих инструкций правил, нормативов. В нестандартных ситуация педагог ориентируется с трудом. Отсутствует систематические представления о содержании, принципах и методах деятельности в условиях инклюзивного образования. На данном уровне специалист представляет значимость деятельности, необходимость самосовершенствования, но, не работая над этим постоянно. У такого педагога чувствуется нехватка общего и специального кругозора.
  3. Достаточный – специалист отличается высокими знаниями о содержании инклюзивного образования, осознает ценность своей профессии, ее важность как для «особых» детей, так и для социума в целом. Педагог демонстрирует достаточный уровень в теоретических и методологических и методических вопросах обучения. Занимает активную позицию в росте профессиональных навыков проходит повышения квалификации по затрагивающимся темам инклюзивного образования и реализует в практической деятельности на занятиях по физической культуре и спорту. Как правило, такой педагог с удовольствием общается с детьми проявляет инициативу в общении проводит свои занятия креативно запоминающееся.

Это позволяет сделать вывод, что готовность педагога по физической культуре в условиях инклюзивного образования может быть как активной, так и личностной. Она обусловлена его ориентацией на гуманистические ценности обучения и воспитания, собственной педагогической позицией в решении профессиональных задач в условия инклюзивного образования. Это открывает перспективы для дальнейшего исследования процесса формирования готовности педагогов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования.

Усовершенствование педагогического образования предполагает существенное обновление его содержания в соответствии с требованиями времени и потребностями лиц образовательного процесса [4].

Таким образом, во-первых, социальный заказ на подготовку будущего специалиста по физической культуре определен современной образовательной политикой, направленной на удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными состояниями здоровья; во-вторых, обозначилась необходимость пересмотра ориентиров профессиональной подготовки педагогов по физической культуре в условиях инклюзивного образования.

Список литературы

  1. Емельянова Т.В. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования / Т. В. Емельянова, Ю. М. Александров // Вектор науки Томского государственного университета. 2013. N3. С. 420–423.
  2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель): приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. No 544н. Москва: Перспектива, 2014. 24 с.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/182563/.
  4. Третьякова Н.В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров // Образование и наука. 2013. No С. 112–132.
  5. Lipsky D. К. Achieving full inclusion: Placing the student at the center of educational reform / D. К. Lipsky, A. Gartner // W. Stainback and S. Stainback (Eds). Controversial issues confronting special education: Di- vergent perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 1992. P. 3–12.

Поделиться

5088

Вартанова Я. А., Козырева А. В., Антонов О. Е., Магомедов Р. Р. Модель готовности педагога по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 80-84. URL: https://apni.ru/article/2186-model-gotovnosti-pedagoga-po-fizicheskoj-kult

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января