На сегодняшний день будущему специалисту необходимо не только реализовать образовательную программу, но и непрерывно адаптироваться к субъектам образования в соответствии с особенностями здоровья детей с ОВЗ. Анализ проблем, возникающий в ходе профессионального становления выпускников факультетов физической культуры педагогических вузов явился точкой опоры для разработки и внедрения в образовательный процесс в вузе новых форм и методов организации учебной деятельности с учетом современных образовательных потребностей обучающихся.
В систему образования все стабильнее входит термин «инклюзивное образование», предполагающий обучение детей с особыми заболеваниями в общеобразовательных школах. Эффективность внедрения инклюзивного подхода в систему образования предполагает подготовку высококвалифицированных педагогов понимающих социальную значимость своей профессии, владеющих высокой мотивацией к реализации профессиональных навыков и умений в области физической культуры и спорта. Опыт наших педагогов показывает, что неблагоприятное отношение к инклюзии меняется, когда преподаватель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи освоенные ребенком с заболеваниями ОВЗ и принятием этого ребенка другими сверстниками. Психологи должны работать в связки с педагогами и помогать, им понять свои скрытые убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать в сфере своей работы. Чтобы программа инклюзивного образования работала эффективно и была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы для каждого педагога в сфере образования. Педагоги, которые уже работают в условиях инклюзивного образования, подготовили следующие способы принятия:
- принимать учеников с заболеваниями как любых других обучающихся;
- вместе с остальными детьми включать их «активности», но ставить при этом разные задачи;
- вовлекать учеников с ОВЗ в групповые формы работы и совместные решения непростых задач;
- применять активные формы обучения – сюжетные игры, проекты, лаборатории.
Инклюзивная образовательная ассоциация во многом меняет роль педагога Д.К. Липски и А. Гартнер (1992) считают, что педагоги способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и «массовыми» педагогами. Такая профессиональная позиция педагога позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания [5].
Обязательность профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре к осуществлению инклюзивного образования отмечается в инновационной образовательной политике. Служат фундаментом в государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. №751) – отмечается значимость общедоступности специального образования для лиц с ОВЗ [3]. Профессиональный стандарт педагога предъявляет следующие требования к его квалификации в области инклюзивного образования [2, с.7-10].
- умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями;
- освоение и адекватное применение специальных технологий и методов позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;
- овладение и применение психолого-педагогических технологий в том числе инклюзивных, необходимых для работы с различными контингентами обучающихся.
Новой инклюзивной модели готовности в образовательных организациях необходим педагог по физической культуре, в безупречно обладающий в области медико-биологическими и психолого-педагогическими знаниями и осознающий особенности развития детей с заболеваниями, являющийся профессионалом в области физической культуры, способный осуществлять инклюзивное физкультурное образование. Основные компоненты профессиональной готовности будущих педагогов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с вышеизложенным, мы рассматриваем профессиональную готовность педагога по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования как систему, включающую в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлекторные компоненты, которые необходимы специалисту в работе с детьми с ОВЗ.
Мотивационный компонент потенциально связан с формированием интереса к профессиональной деятельности и положительного отношения к особенностям будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта. Данный компонент отражает сознательное желание к пополнению и обновлению профессиональных знаний в области инклюзивного образования, а также внедрение инклюзивного подхода в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям, разработкам в области инклюзии и практической деятельности.
Когнитивный компонент связан с развитием системы понятий, которую необходимо освоить будущему педагогу в рамках инклюзивного образования. Грамотно владеть спецификой инклюзивного подхода в образовании, знаниями разных характеристик разных нозологических групп и заболеваний и психофизического развития детей с ОВЗ, владеть знаниями об особых образовательных потребностях этих детей, знаниями об особенностях проектирования занятий по физической культуре для детей с ОВЗ.
Деятельностный компонент выражает об умении применять методики и технологии организации инклюзивного и физкультурного образования, а также применять разнообразные методы, приёмы и формы физкультурной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленные на социализацию детей в школьной среде и в обществе в целом.
Рефлексивный компонент обеденный сформированием у будущих педагогов с умением оценивать свое эмоциональное состояние в процессе со всеми лицами педагогической деятельности, в том числе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, осмысливать и оценивать свои личностные и профессиональные качества как будущего педагога, выполняющего свою профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования.
Для того чтобы наметить пути формирования готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования, необходимо выявить качественные состояния этой готовности, или уровни готовности будущего педагога к работе в условиях инклюзии.
Под уровнем готовности мы понимаем отношение высших и низших ступеней развития, каких-либо объектов и процессов. Основными критериями построения уровней готовности являются:
- специфичность законов и закономерностей каждого уровня;
- принадлежность уровней к разным классам сложности;
- происхождение каждого последующего уровня из основных структур предыдущего, при этом образования каждого последующего относятся к образованиям предыдущего как системы к своим элементам.
- подчинение специфических характеристик и законов низших уровней характеристикам и законам высших уровней.
Такая система переходит с уровня на уровень в процессе усложнения развития элементов до уровня развития структуры.
Вслед за Т.В. Емельяновой и Ю.М. Александровым (2013) выделим следующие уровни сформированности готовности педагога по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования [1].
- Интуитивный – результат решения педагогических задач осуществляется интуитивно, педагог располагает некоторой совокупностью профессиональных знаний и умений. Такой педагог отличается низким уровнем знания понятийного аппарата и специфики инклюзивного подхода в образовании. Педагог такого уровня с трудом проектирует, реализует задачи учебного процесса в практической деятельности, имеет недостаточное восприятие о принципах, методах и формах ее организации. Такой педагог испытывает затруднения в общении с «особыми» детьми.
- Допустимый – профессиональные задачи инклюзивного образования решаются успешно, но в пределах рабочих инструкций правил, нормативов. В нестандартных ситуация педагог ориентируется с трудом. Отсутствует систематические представления о содержании, принципах и методах деятельности в условиях инклюзивного образования. На данном уровне специалист представляет значимость деятельности, необходимость самосовершенствования, но, не работая над этим постоянно. У такого педагога чувствуется нехватка общего и специального кругозора.
- Достаточный – специалист отличается высокими знаниями о содержании инклюзивного образования, осознает ценность своей профессии, ее важность как для «особых» детей, так и для социума в целом. Педагог демонстрирует достаточный уровень в теоретических и методологических и методических вопросах обучения. Занимает активную позицию в росте профессиональных навыков проходит повышения квалификации по затрагивающимся темам инклюзивного образования и реализует в практической деятельности на занятиях по физической культуре и спорту. Как правило, такой педагог с удовольствием общается с детьми проявляет инициативу в общении проводит свои занятия креативно запоминающееся.
Это позволяет сделать вывод, что готовность педагога по физической культуре в условиях инклюзивного образования может быть как активной, так и личностной. Она обусловлена его ориентацией на гуманистические ценности обучения и воспитания, собственной педагогической позицией в решении профессиональных задач в условия инклюзивного образования. Это открывает перспективы для дальнейшего исследования процесса формирования готовности педагогов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования.
Усовершенствование педагогического образования предполагает существенное обновление его содержания в соответствии с требованиями времени и потребностями лиц образовательного процесса [4].
Таким образом, во-первых, социальный заказ на подготовку будущего специалиста по физической культуре определен современной образовательной политикой, направленной на удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными состояниями здоровья; во-вторых, обозначилась необходимость пересмотра ориентиров профессиональной подготовки педагогов по физической культуре в условиях инклюзивного образования.