Причины использования нецензурной лексики студентами вузов

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

нецензурная лексика
русский язык
мат
студенты

Аннотация статьи

В статье рассматривается частота и мотивы использования нецензурной лексики студентами вузов. Исследование помогло выяснить отношение молодежи к ней с точки зрения носителей русского языка.

Текст статьи

Нецензурная лексика существовала в любом языке с самого его зарождения и наш родной русский язык не исключение. Детей с малолетства учат, что сквернословить нельзя, однако брань плотно входит в лексикон очень многих. Согласно толковому словарю Ожегова, сквернословие – это речь, наполненная скверными, непристойными словами [1, с. 730]. Многие великие поэты не гнушались писать стихи, в которых фигурировали нецензурные выражения. Что интересно, такие стихи они писали в юношеском возрасте. В настоящее время закон пытается регулировать использование бранных слов в общественных местах, но насколько эффективно будут работать механизмы регуляции? Может ли запрет «материться» противостоять массовому языковому сознанию?

В данной статье мы собираемся разобраться, по каким причинам в своей повседневной речи студенты вузов используют мат. Известно, что контроль речи не является приоритетом для многих молодых людей, поэтому мы предположили, что они приведут разнообразные оправдания своего ненормативного вербального поведения.

В исследовании применялся авторский опросник. Выборку составили 63 студента ВлГУ в возрасте от 18 до 22 лет преимущественно гуманитарных специальностей. Из них девушек – 46, юношей – 17.

Приведенные ниже диаграммы составлены на основе ответов студентов и отражают их мнение относительно использования ненормативной лексики в повседневной речи.

Рис. 1. Что вы понимаете под матом?

Большинство (42,9%) опрошенных высказывают мнение, что мат является неотъемлемой частью языка и речи. Значительная часть опрошенных (36,5%) относят его к вербальной агрессии. Менее 10% респондентов считает, что мат – это молитва дьяволу, инструмент эмоциональной окраски и ругательные слова. 1,6% причисляют нецензурные выражения к словам-паразитам (рис.1).

Рис. 2. Часто ли вы ругаетесь матом?

39,7% студентов ругаются матом, тогда, когда «их доведут». 33,3% студентов ругаются матом постоянно. Почти одинаковое количество человек (12,7% и 12,8%) указали, что не ругаются матом или используют крайне редко. Мысленно или про себя из опрошенных ругается всего один студент (рис.2).

Рис. 3. В каких ситуациях вы используете мат?

Опрос показал, что в обычном общении мат использует 45,2% студентов, 37,3% – только в конфликтной коммуникации. Не используют мат 11,7% студентов. 1,6% студентов считают, что мат уместен при выражении сильных эмоций (рис. 3).

Рис. 4. Мат для вас – это…?

54% считают мат обычной речью. 6,4% полагают, что матом можно выразительно передать мысль. Равное количество студентов (3.2% и 3,2%) решили, что мат для них – вредная привычка и способ выделиться. 3% говорят, что мат маркирует неуравновешенность человека и является дополнением к речи (рис. 4).

Рис. 5. Ощущения при использовании мата

К нецензурной брани окружающих 31,9% чувствуют безразличие, 12,7% – ощущают обиду, 11,1% – возбуждение; равное количество студентов (9,5% и 9,5%) отметили прилив энергии и страх при использовании мата. Неприязнь, злость и отвращение отметило равное количество человек (1.6%, 1,6%, 1,6%) (рис. 5).

Рис. 6. Способны ли вы прожить без мата сутки?

81% студентов могут прожить без мата только сутки. 15,9% не уверены, что смогут это сделать. 1,6% указали, что могут больше, но не видят в этом смысла (рис. 6).

Рис. 7. В русском мате живет русская душа?

Отвечая на вопрос, живет ли в русском мате русская душа, 54% подтвердили данное мнение, 44,4% с ним не согласны (рис. 7).

Рис. 8. Мат нужно запретить?

44,4% человек посчитали бесполезным запрещение мата. Треть опрошенных согласилась с тем, что мат нужно запретить, но только в публичной деятельности. 16,7% усмотрели в таком запрете нарушение прав личности (рис. 8).

Рис. 9. Замечали ли вы, что в последнее время используете мат бессознательно?

36,5% студентов не замечают, когда ругаются матом. 3,2% убеждены, что контролируют использование мата. Один человек ответил, что принципиально нецензурно не выражается (рис. 9).

Рис. 10. Мат – сквернословие или словотворчество?

Почти половина опрошенных (47,6%) считают, что мат – просто часть языка. 25.4% - не задумывались над этим вопросом. Сквернословием мат является для 14,3% человек. Для 9,5% опрошенных мат – словотворчество. Два человека отметили, что мат оборачивается тем или другим в зависимости от личности, контекста или ситуации (рис. 10).

Рис. 11. Мат употребляется только безнравственными людьми?

Абсолютное большинство (92,1%) не считает, что все люди, использующие мат, безнравственны. Меньшинство (6,3%) соглашается с данным вопросом. Один человек (1,6%) не имеет мнения по этому поводу (рис. 11).

Рис. 12. Хотели бы вы, чтобы мат исчез?

Почти две трети опрошенных посчитало нежелательным исчезновение мата из жизни людей. 27% выступают за его тотальную ликвидацию. 12,8% указали, что им все равно (рис.12).

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что многие студенты не хотят исключать мат из своей жизни, и мат, по их мнению, не является критерием безнравственности.

Причины использования мата у каждого человека свои, но немаловажную роль в этом играют темперамент и воспитание человека, а также менталитет народа. Студенты вузов прибегают к крепкому словцу в случаях, когда им нужно снять напряжение, защитить свои личные границы или поставить оппонента на место. Уместным использование мата считается и в обычном общении.

Студенты считают мат неотъемлемой частью нашего языка, что проявляется в частом его использовании в повседневном общении. Многим молодым людям свойственны горячность и бравада, с помощью которых они утверждают свое место среди сверстников. Для некоторых студентов мат – это своеобразный способ придать речи эмоциональность, не внося при этом негативный подтекст. Мат может как объединять, так и отталкивать. Значительная часть опрошенных студентов выразили желание исключить мат из своей жизни, что показывает все разнообразие мнений.

Однозначно нельзя ответить на вопрос, почему студенты вузов используют мат, но часто манеру речи человека определяет его окружение, поскольку мы – существа социальные, и перенятие определенных качеств окружающих нам помогает при адаптации.

Увы, но две трети из опрошенных не выразили желание исключить мат из своей жизни, что, на наш взгляд, свидетельствует о моральном неблагополучии их самих или окружения, в котором они социализированы.

Полученные в нашем исследовании результаты, разумеется, нуждаются в верификации на более крупных выборках студентов российских вузов.

Список литературы

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Изд. 6-е, стереотипное, Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1964 год. – 900 с.

Поделиться

4899

Курбатова С. Н., Тарасова В. С. Причины использования нецензурной лексики студентами вузов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 61-69. URL: https://apni.ru/article/2187-prichini-ispolzovaniya-netsenzurnoj-leksiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря