Постановка проблемы. Современный этап развития олимпийского спорта характеризуется стремительным повышением результатов соревновательной деятельности, что требует непрерывного совершенствования уровня физической, технической и психологической подготовленности спортсменов [2, с. 192].
Во время прохождения стайерских дистанций, движения пловцов ограничиваются длинной дорожки плавательного бассейна, обязывая спортсменов многократно выполнять повороты, сохраняя при этом достигнутый ритм и темп движений, скорость и оптимальный режим дыхания, и предъявляя высокие требования к технике выполнения данного элемента [3, с.33; 5, с.413].
По мнению В.Н. Платонова (2012), А.Д. Викулова (2005) именно совершенствование техники выполнения двигательных действий, составляющих структуру соревновательной деятельности, в частности скоростных поворотов при плавании вольным стилем является наиболее оптимальным путем повышения спортивного результата [1, с.148; 4, с. 269].
Следует отметить, что современная техника выполнения скоростного поворота многообразна и вариативна, и зависит от множества факторов, в том числе и дистанции, на которой специализируются пловцы. Данный факт свидетельствует, что выбранная тема работы является своевременной и актуальной.
Цель исследования: провести анализ особенностей техники выполнения отдельных фаз скоростного поворота пловцами-кролистами, специализирующихся в плавании на длинные дистанции.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение и анализ, метод видеосъёмки, методы математической статистики.
Исследование проводилось в СДЮСШОР «Метеор» г. Днепр (Украина). Для решения поставленных задач в исследовании принимали участие 12 пловцов-стайеров, специализирующихся в плавании вольным стилем и имеющих квалификацию КМС (кандидат в мастера спорта).
Результаты исследования. Анализ научно-методической литературы по спортивному плаванию свидетельствуют, что ведущие ученые нашей страны и зарубежья (Лопатин А.А., 2001; Shanbazi M., 2007; Lyttle, A., 2006) выделяют в структуре скоростного поворота пять отдельных фаз: подплывание, вращение, отталкивание, скольжение и выход из воды [4, с.273; 6, с. 244; 7, с. 382].
Поскольку время выполнения каждой фазы скоростного поворота влияет на итоговый результат выполнения элемента и соревновательной деятельности, в работе был проведен анализ особенностей техники выполнения фазовой структуры спортсменами-стайерами.
Сутью выполнения первой фазы скоростного поворота – «фазы подплывание» является быстрый наплыв на стенку бассейна [4, с.270]. В процессе анализа видеоматериала было установлено, что все спортсмены (100%), участники исследования, использовали подготовительные движения перед выполнением вращения вокруг поперечной оси тела на 1800 – поднимание головы и зрительная оценка расстояния до стенки бассейна, с целью повышения эффективности выполнения вращения.
При этом ведущие ученые в области спортивного плавания, утверждают, что выполнение данных подготовительных движений в «фазе подплывания» являются ошибкой, поскольку приводит к увеличению угла атаки тела и как следствию снижению скорости продвижения спортсмена [4, с.270; 6, с. 246].
Проведение дальнейших наблюдений свидетельствует, что появлению данной ошибки способствует неумение пловцами выполнять поворот в обе стороны, что подтверждается и математическими данными: так 86,7% спортсменов постоянно стараются выполнить поворот влево, а 13,3% - вправо.
Характерными чертами второй фазы поворота – «фазы вращения» являются выполнение вращения в поперечной оси в положении плотной группировки [2, с.35]. В наших исследованиях, во время скоростного поворота 48,4% стайеров выполнили вращение вокруг поперечной оси при помощи движений верхними конечностями, без помощи рук вращение выполнили 56,6% пловцов соответственно.
Третья фаза – «фаза отталкивания» характеризуется выполнением мощного толчка от стенки бассейна. Выполняя отталкивание, спортсмены используют различные техники: в нашем исследовании пловцы продемонстрировали три варианта выполнения этой фазы: так большинство стайеров (65,6%) выполнили отталкивание в положении «на боку», 21,4% - в положении «на спине», а 13% - в положении «на груди».
Одним из действий, влияющим на итоговый результат поворота является вращение спортсмена вокруг продольной оси после выполнения вращения возле стенки бассейна. Проведя анализ видеосъемки, были зафиксированы следующие результаты, большинство пловцов (81,3%) выполняют вращение в продольной оси в фазе скольжения, 13% - в фазе отталкивания и 2,7% в фазе выхода из воды.
После изменения направления движения спортсмены выполняют следующую фазу элемента – «фазу скольжения». Основным правилом при выполнении скольжения является принятие обтекаемого положения тела, когда голова, туловище и ноги составляют одну прямую. В результате нашего исследования получены результаты, свидетельствующие о допущении ошибок у 35,2% пловцов, не вовремя принявших обтекаемое положение и тем самым снизив скорость продвижения, у 64,8% стайеров наблюдалось своевременное принятие оптимального положения.
В заключительной фазе скоростного поворота спортсменам необходимо выполнить первые плавательные движения, для дальнейшего прохождения дистанции. Проведя анализ результатов полученных в ходе исследования, следует отметить, что пловцы выполнили «выход из воды» тремя способами: 78,7 % спортсменов выполняли движения только верхними конечностями, 15,6 % - начинали одновременные движения верхними и нижними конечностями, и 5,7% - выполнили фазу «выход из воды» за счет движений нижними конечностями.
Также было определено, что 45,5% пловцов-стайеров начинали выполнять действия правой рукой, а 27,3% предпочитают начинать движение, по дистанции выполняя гребок левой рукой.
С целью определения эффективности скоростного поворота нами была проведена независимая субъективная оценка техники его выполнения ведущими тренерами Днепропетровской области. Техника поворота оценивалась по пятибалльной шкале.
Из результатов проведенного исследования следует, что большинство пловцов (55,5%) выполнили поворот на оценку «хорошо», 8% стайеров получили оценку «отлично», а оставшиеся 36,5% спортсменов выполнили элемент на оценку «удовлетворительно».
На основе видеозаписей и педагогического наблюдения были выявлены распространенные ошибки, допускаемые спортсменами при выполнении поворота в различных фазах: поднимание головы, дополнительные движения верхними конечностями, наплыв на поворот в фазе подплывания, снижение скорости биозвеньев тела, нерациональный угол в тазобедренном суставе - в «фазе вращения», нерациональный угол сгибания в коленных и голеностопных суставах, отсутствие максимальной силы и направления толчка - в фазе отталкивания; принятия необтекаемого положения тела и уменьшение скорости – в фазе скольжения; неправильное положение тела - в фазе выхода из воды.
Выводы. В современном плавании определение особенностей спортивной техники является основой спортивного совершенствования и залогом повышения эффективности соревновательной деятельности. При этом анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод о фрагментарности вопроса совершенствования техники отдельных элементов спортивного плавания.
Проведя исследование можно говорить о том, что спортсмены-стайеры, специализирующиеся в плавании вольным стилем используют различные техники выполнения отдельных фаз скоростного поворота, однако при этом допускают грубые ошибки, которые снижают эффективность прохождения дистанции. Данный факт подтверждается и результатами педагогического наблюдения и экспертной оценкой тренеров.
Таким образом, устранение ошибок и совершенствование техники отдельных фаз поворота и элемента в целом является одним из наиболее перспективных направлений повышения спортивного результата соревнований.