Главная
Конференции
Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования
Формирование положительной мотивации спортсмена – как одна из задач на этапе нач...

Формирование положительной мотивации спортсмена – как одна из задач на этапе начальной спортивной подготовки

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

мотивация
мотив
спортсмен
тренер
начальный этап спортивной подготовки
психологическая подготовка

Аннотация статьи

В статье рассматривается значение формирования положительной мотивации спортсменов к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки.

Текст статьи

Введение. Путь результативной деятельности спортсмена лежит через понимание его мотивации. Знать, что движет человеком, что побуждает его к спорту, какие мотивы лежат в основе его действий, особенно важно для спортивной деятельности, связанной с высокой физической и психологической нагрузкой.

Спортивная мотивация определяется как значимое состояние личности спортсмена, являющиеся главной для постановки осуществления целей и задач, направленных на максимальное достижение возможного результата на данный момент.

Одной из главных задач работы с детьми на этапе начальной спортивной подготовки является формирование положительной и устойчивой мотивации к занятиям спортом. Каждый ребёнок нуждается в мотивации. Она помогает ему достичь желаемых результатов.

Этап начальной спортивной подготовки у спортсменов является несформированной психологической структурой спортивной деятельности, где специфической чертой этапа является прежде всего несформированность мотивации занятий. Мотивы на начальном этапе спортивной деятельности отличаются рассеянностью, отсутствием интереса к определенному виду спорта, стремлением к двигательной активности, и к получению удовлетворения от нее без понимания сути деятельности [1, c.112].

Стимулирующим фактором являются положительные эмоции, играющие огромную роль в мотивации.

Младший школьный возраст – это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом. Мотивацией ребёнка в этом возрасте к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной физиологической потребности в движении, стремление к совершенствованию в физическом плане, подражание друзьям и сверстникам, а также получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.

Ребёнок имеющий мотивацию, развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает стремление к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Если мы говорим о детях, то мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы такие как отношение к спорту родителей. В большинстве случаях именно они побуждают ребёнка к занятиям спортом. В этом случае мотивом занятий оказывается желание заслужить их одобрение, доставить им удовольствие, даже если самих детей занятия не очень интересуют, а иногда и противоречат их желаниям. Родители являются для своих детей примером и источником мотивации в достижении желаемого.

Спортивная деятельности некоторых детей заканчивается в возрасте около 12-ти лет. Этот возраст определяет как критический период развития с точки зрения социальных потребностей и психологическим индикатором становления самооценки ребёнка. В работе со спортсменами этого возраста необходимо использовать принципы спортивной психологии. Существуют практические методы, которые помогают создавать соответствующие условия, отвечающие требованиям спортсменов, способствующие стимулированию занятиям спортом и устраняющие ухода из него.

Чтобы предотвратить отсеивание занимающихся на начальной этапе спортивной подготовки, тренеру необходимо знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивами их спортивной деятельности. Мотивы этапа начальной спортивной подготовки являются динамичными, колеблющимися и не до конца осознанными, правильная направленная воспитательная деятельность тренера может содействовать формированию у детей устойчивой потребности и позитивной мотивации в занятиях спортом. Это позволит также избежать многих проблем, с которыми сталкиваются тренеры и спортсмены на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

Объекты и методы исследования. Для выявления структуры мотивации детей к занятиям спортом и причин, по которым они начинают и прекращают занятия спортом мы провели констатирующий эксперимент среди детей, занимающихся футболом в спортивной школе на этапе начальной спортивной подготовке.

Исследование включало анкетирование, где принимали участие спортсмены 2009 - 2010 годов рождения.

Анкета 1 (детей занимающихся футболом)

  1. Кто привёл тебя на секцию «футбол»?
  2. Сколько лет ты занимаешься футболом?
  3. Почему ты решил заняться футболом (чтобы можно было больше двигаться, предложили родители, позвали друзья, пригласил тренер, сам решил)?
  4. Почему ты продолжаешь заниматься футболом, что нравится в занятиях (сам футбол, общение с друзьями в команде, тренер, участие в турнирах, совместные мероприятия с командой, и т.д.))?
  5. Что не нравится в тренировочной деятельности (нагрузки, отношения в команде, тренер, внетренировочная жизнь, соревнования и т.д.)?
  6. Собираешься ли ты дальше заниматься футболом? Если нет, то почему?
  7. Из-за чего ты мог бы прекратить занятия футболом?
  8. Как ты относишься к своему тренеру (хорошо, очень хорошо, плохо, очень плохо)?
  9. Что тебе нравится в твоем тренере (его поведении, отношении к спортсменам и.т.д.)?
  10. Что тебе не нравится в твоем тренере?
  11. Как бы ты хотел разнообразить жизнь в команде?

Анкета 2 (детей прекративших заниматься футболом)

  1. Сколько лет ты занимался футболом до того, как прекратил занятия?
  2. Почему ты решил заняться футболом (чтобы можно было больше двигаться, предложили родители, позвали друзья, пригласил тренер, заинтересовался футболом сам)?
  3. Почему ты перестал заниматься футболом (перестали нравиться тренировки, не нравились отношения с ребятами из команды, не нравился тренер и т.д.)?
  4. Как ты относился к своему тренеру (хорошо, очень хорошо, плохо, очень плохо)?
  5. Что тебе нравилось в твоем тренере?
  6. Что тебе не нравилось в твоем тренере?
  7. Что тебе нравилось в футбольной жизни (турниры, сами тренировки, общение с командой, общение с тренером, совместные мероприятия)?
  8. Что тебе не нравилось в футбольной жизни?

Результаты и их обсуждение. Проанализировав ответы спортсменов (футболистов), я выяснила следующее:

  • Средний «стаж» спортивной деятельности у занимающихся составляет 1,6 года;
  • Причины, по которым дети начинают заниматься спортом, являются: желание родителей (90,7%), потребность в двигательной активности (80,5%), совет друзей (70,8%);
  • Основными мотивами занятий спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки являются: общение с друзьями (80,4%), положительное отношение к тренеру (71,2%), содержание тренировочной деятельности (70,7%);
  • В первые годы спортивной подготовки структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта;
  • От отношения занимающихся к тренеру существенно зависит, будут ли они продолжать заниматься спортом или нет. Негативное отношение к тренеру во многом определяет уход ребенка из спортивной команды: из тех спортсменов, которые прекратили занятия футболом, одной из причин назвали недовольство тренером (25,4%);
  • Чаще всего дети прекращают заниматься спортом по собственному желанию (50,1%), но чтобы сформировать положительную устойчивость мотивации к спортивной деятельности и минимизировать «отсев», тренеру необходимо:
  • Повышать эмоциональный фон, использовать больше подвижных игр в тренировочной процессе, применять соревновательный метод;
  • Проводить досуговую деятельность (экскурсии, походы в кино, командные праздники);
  • Заботиться о создании благоприятной атмосферы и микроклимата в команде;
  • Заботиться о положительном отношении к нему воспитанников, уделять внимание эффективному общению со спортсменами, проявлять доброту и уважение к детям, справедливость и т.д.

Заключение. Просмотрев результаты исследования, можно сделать выводы, что мотивация занятий спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки отличается своей динамичностью и неустойчивостью. Дети-спортсмены занимающиеся на данном этапе преобладают неспортивной мотивацией, в структуре которой значительное место занимают мотивы социального характера: доставить удовольствие своим родным и близким, найти дополнительную возможность неформального общения с друзьями, добиться уважения и авторитета в глазах сверстников. Ведь именно они являются главным фактором формирования положительной мотивации у спортсмена на этапе начальной спортивной подготовки.

Список литературы

  1. Ильин, Е.П. Психология спорта / СПб.: Питер – М.; Л., 2012. – 112с.

Поделиться

3443

Кищенко Е. С. Формирование положительной мотивации спортсмена – как одна из задач на этапе начальной спортивной подготовки // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 85-88. URL: https://apni.ru/article/2194-formirovanie-polozhitelnoj-motivatsii-sportsm

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января