Для того чтобы дошкольная образовательная организация успешно работала, кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов она также должна использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен.
Одним из направлений инновационной деятельности нашей дошкольной образовательной организации является педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Согласно закону «Об образовании» РФ, и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) семья является полноправным субъектом педагогического процесса.
Социальное воспитание осуществляется под воздействием различных факторов, важнейшим из которых является семья как ближайшее социальное окружение.
Исследования современных ученых, специалистов-практиков различного профиля связаны с изучением проблемы социального воспитания детей дошкольного возраста в семье (А.Г. Асмолов и др.) [2].
Согласно ФГОС ДО одними из основных принципов дошкольного образования являются «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [6].
Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «педагогическая компетентность родителей» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического и прочего происхождения. Большинство авторов рассматривают педагогическую компетентность родителей как сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к эффективной реализации воспитательной функции.
Проведенное диагностическое обследование констатирующего эксперимента и анализ полученных данных показал, что родители групп детского сада обладают недостаточным уровнем педагогической компетентности, так как из 53 участвующих респондентов: 32 человека (60%) имеют средний уровень и 21 (40%) – низкий.
Гипотетически это можно связать со следующими причинами: недооценка педагогами и родителями роли социокультурной ориентации в личностном развитии ребенка, недостаточное наличие информации об особенностях психического созревания, общей ориентации в выполнении соответственной воспитательной функции.
Однако признание родительской ответственности в сфере мотивационной установки и интересов в социальном воспитании своих детей довольно выражено, но реализуется в не полной мере из-за «нехватки времени», «знаний», «умений и малого жизненного опыта» (возраст до 33 лет).
Родители согласны с необходимостью и значимостью социального воспитания, проявляют заинтересованность в процессе самообразования по данному вопросу посредством научной литературы, средств массовой информации и Интернет-ресурса и лишь изредка обращаются за консультациями к воспитателям и специалистам дошкольной образовательной организации.
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей широко разрабатываются в психолого-педагогической науке (Доронова Т.Н. и др.) [3].
В исследованиях современных ученых подчеркивается необходимость становления и повышения психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников, привлечение их к взаимодействию с педагогами дошкольной организации с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Тем не менее, современные исследователи и практики отмечают, что родители, как правило, не владеют необходимым уровнем компетентности в социальном воспитании детей (Е.П. Арнаутова и др.) [1].
Семье необходима конкретная профессиональная помощь педагогов и психологов, источником которой может стать дошкольная образовательная организация.
Поэтому формирование компетентности родителей должно осуществляться по разным направлениям личностного развития детей, в том числе социально-коммуникативного развития. На современном этапе развития дошкольного образования можно говорить об относительной разработанности методологических и прикладных аспектов процесса социального воспитания.
Существует необходимость выбора наиболее эффективных способов организации образовательного процесса, в качестве одного из которых может являться педагогическое проектирование, предполагающее определение последовательности, форм, методов и сроков работы.
Выявленные противоречия: между возрастающими потребностями государства и общества в компетентном родителе, способном успешно воспитывать ребенка и недостаточной сформированностью соответствующих компетенций у современных родителей; между актуальностью проблем формирования компетентности родителей в области социального воспитания детей дошкольного возраста и реальным состоянием практики осуществления данного процесса; между возникающей необходимостью осуществления инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации и недостаточной готовностью педагогов к ее реализации.
Данные противоречия определили проблему нашего исследования, состоящую в поиске путей совершенствования процесса формирования компетентности родителей в области социального воспитания детей дошкольного возраста.
Для повышения уровня педагогической компетентности родителей нами было решено разработать педагогический проект в рамках инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.
При составлении перспективного плана работы по формированию компетентности родителей в области социального воспитания детей дошкольного возраста согласно диагностируемым параметрам были выделены пять последовательных блоков работы, включающих мероприятия в рамках реализации проекта с применением активных форм взаимодействия.
Блочное (поэтапное) проектирование предполагает возможность доминирующего использования форм и методов по отношению к формированию разных компетенций: «Правовой навигатор» информационная компетенция, «Родительский дневник» – технологическая компетенция, «Школа мудрых родителей» мотивационная компетенция, «Родительский час» – рефлексивная компетенция, «Творческая мастерская» – коммуникативная компетенция, позволяющие организовать процесс целенаправленного системного взаимодействия педагогов с семьями детей.
1 блок (этап) плана ориентирован на проведение встреч в формате лекции по изученной литературе, родительской конференции, анкетирование и диалогового общения, круглого стола, мирового кафе.
Он предполагает цикл консультаций, включающее сопровождение семей по вопросам просвещения родителей в области социального воспитания детей дошкольного возраста. Форма подачи материала предопределяется степенью общей ориентацией родителей в вопросах по данному направлению личностного развития, осведомленности родителей. А также создание информационной среды в виде «Сайта родительского просвещения», групп, сообществ в сети интернет, где предоставляется возможность массового и индивидуального информирования о времени, темах, формах мероприятий. Распространение методических материалов, буклетов на бумажных и электронных носителях.
2 блок (этап) плана проводится в формате мастер – классов для решения проблемных ситуаций и составления проектов использования социокультурного содержания в социальном развитии детей.
Родителям предлагается завести дневники (у каждого он свой, непохожий, но суть едина). Первая страница – это фото ребенка, ведь речь пойдет в этом дневнике о том, как вместе, общими усилиями помочь своему ребенку стать социально успешным и социально адаптивным. Родители день за днем, неделя за неделей ведут свои наблюдения, записывают достижения, успехи, неудачи, делают выводы. И пытаются вместе с педагогами преодолеть трудности и преграды.
Это не просто дневник для записей, это анализ сложившихся ситуаций, пути выхода из них. В этом же дневнике фиксируются все темы мероприятий, консультаций, обращений к специалистам. Одна из особенностей этого дневника это наличие обратной связи с дошкольной образовательной организацией.
3 блок (этап) плана включает встречи в формате семинара по изученным нормативным документам, консультации с узкими специалистами, публикации собственного опыта, проведение конкурсов, определение лидера семейного воспитания, решение ряда ситуаций, отражающих актуальные проблемы взаимодействия в семье, в освоении опыта социального воспитания других родителей.
4 блок (этап) направлен на формирование у родителей аналитических знаний в области социального воспитания детей дошкольного возраста. Он включает в себя интеллект-карты семинары, брифинги, презентации развивающей предметно-пространственной среды, просмотр и обсуждение видеофильмов из домашних коллекций, рефлексия в форме вопросов и ответов, написания эссе или мини-сочинений, проектирования и др. на этих мероприятиях участники смогут поразмышлять и выделить наиболее острые проблемы семей, воспитывающих детей. Родители в ходе решения ряда проблемных ситуаций познакомятся друг с другом, будут иметь возможность повысить свою родительскую компетентность в вопросах социального воспитания детей.
5 блок (этап) плана включает в себя развлечения, праздники, турпоходы, клубы выходного дня, проекты и др., на которых родители взаимообучают друг друга, предоставляя возможность оценить, как свой собственный вклад в создание условий, необходимых для полноценной социализации, так и сформированные аналитические умения, определяющие уровень достижения в социальном воспитании детей дошкольного возраста.
Перспективы исследования состоят в уточнении и дополнении составленного перспективного плана и совершенствовании его методического обеспечения, а также в развитии данного инновационного проекта посредством трансляции опыта работы дошкольной образовательной организации по повышению уровня компетентности родителей в области социального воспитания детей дошкольного возраста.